Напоминание

Лекция-концерт "Вальс о вальсе"


Автор: Марданова Анжела Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Приволжская школа искусств" Муниципальный район Приволжский Самарская область
Населённый пункт: с. Приволжье
Наименование материала: Разработка внеклассного мероприятия для учащихся
Тема: Лекция-концерт "Вальс о вальсе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВАЛЬС О ВАЛЬСЕ

Человечество танцует с незапямятных времён. Танцевальная мода меняется

постоянно. Тем более, что у каждой эпохи, у каждого народа есть свой танец-

фаворит. На балах испанских королей некогда танцевали медленную павану

или торжественно-чинную Сарабанду; на палубах кораблей английские

матросы лихо отплясывали Жигу; французские матросы предпочитали

Матлот; в украинских деревнях плясали Гопак; в горных аулах Кавказа-

Лезгинку; на улицах итальянских городов царила в дни карнавала

Тарантелла.

И вот что интересно…Одни танцы сохраняются веками, особенно народные,

а иные – исчезают почти бесследно. Например, Менуэт. Он возник как

народный хороводный танец в деревнях французской области Бретань.

Затем, попал в столицу и стал исполняться на королевских балах, а из

Парижа, этого законодателя европейской моды, он распространился по

другим странам и стал в XVIII веке одним из главных бальных танцев. Из

бального зала Менуэт проник на оперную сцену, а затем, вошёл как чисто

музыкальный жанр в сонату, квартет, симфонию. Но, век Менуэта не

бесконечен. Каждый танец уступал место новому. Танго, фокстрот,

чарльстон, рок-н-ролл, твист, шейк…И только один оказал стойкое

сопротивление времени и не уступает первенство никому – вот уже три века.

… Смеётся вальс над всеми модами века…- поётся в одной песне!

Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Есть

вальсы бальные, эстрадные, симфонические, вальсы-песни. Вальсовое

движение всегда ассоциируется в нашем представлении с чем-то радостным

и таинственным, ласковым или весёлым: то с нежным словом матери или

друга, то с романтическим чувством любви. Может быть, именно поэтому

вальс любят все!?

Родиной вальса считают сразу три страны – Францию, Чехию, Австрию.

Сначала, он был простым народным танцем и звучал в сельских кабачках, на

деревенских свадьбах. Во 2-ой половине XVIII века, пройдя по дорогам всей

Европы, переступил пороги аристократических танцевальных зал и даже

дворцов. Однако, был принят не сразу. Он –то, конечно, понравился и очень!

Не мог не понравиться, столько в нём было новизны, стремительности, огня!

Но по мнению чопорных завсегдатаев салонов и дворцов, он был слишком

неприличен… Виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню

за талию и прижимал к себе… Ужасно! Как сказал один французский

журналист «предел непристойности». Ещё в начале XIX века вальс

продолжал подвергаться преследованиям. В России вальс также подвергался

гонениям. Его невзлюбила Екатерина II. А при Петре I опубликовали

полицейское предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсом

именуемой».

Но, вальс уже нельзя было остановить. Он триумфально шёл по странам

Европы, завоёвывая Париж и Лондон, Берлин и Гаагу, Варшаву и Петербург.

Он распространялся, «наподобие эпидемии насморка», как писалось в одном

трактате. Весь XIX век прошёл под символом Вальса. Его танцевали везде, во

всех кругах общества. Он проник и в другие жанры профессиональной

музыки – оперу, балет, симфонию, сюиту. Его музыка приобрела

самостоятельное концертное значение.

Постепенно музыка вальса перестала быть только музыкой, под которую

танцуют. Её стали слушать. Она перешла во всевозможные ансамбли, даже в

симфонический оркестр, и на концертной эстраде стала себя чувствовать не

хуже, чем в танцевальном зале. Вальсовый ритм стал одной из излюбленных

форм песни и романса, и вместе с ними перешёл в оперу. Не осталось,

кажется, ни одной формы музыки, в которую бы ни проник вальс. Его стали

петь в сопровождении гитары, аккордеона и баяна, а сегодня он великолепно

чувствует себя и в эстрадном ансамбле и в джаз-оркестре. В самом деле,

удивительный танец!

За свою долгую жизнь вальс менял свой характер. Появлялось много других

танцев. Но вальсу они не мешали, он продолжал жить, обогащаясь тем, что

ему давал каждый народ, каждая новая эпоха, каждое новое время. И история

вальса, это не просто история музыки и танца, но история развития общества,

общественных нравов и вкусов. Вот как этот удивительный танец звучала

далёкое от нас время в XVIII веке.

( исполняется вальс В.А.Моцарта)

Это один из вальсов В.А.Моцарта. Какой лёгкий, какой изящный вальс.

Интересно, что в те времена, когда вальсы стали сочинять профессиональные

композиторы, они в основу своих вальсов клали мелодии народных танцев.

Например, бетховенские «семь народных танцев».

А потом, ещё при жизни Бетховена появился замечательный композитор,

который сочинил почти 300 вальсов. Это романтик Франц Шуберт. Его

вальсы пронизаны необыкновенной лиричностью. Под музыку шубертовских

вальсов не только танцевали. Эту музыку охотно слушали. Шуберт писал:

«меня уверяли, что клавиши под моими пальцами начинали петь». Но мне

кажется, что пели всё же не клавиши, а сама музыка, которую равно хочется

и слушать, и петь, и танцевать под неё.

( исполняется вальс Ф.Шуберта)

И появился композитор волшебной поэтичности, который так прославил

вальс, что даже люди, не имеющие о музыке почти никакого представления,

вальсы этого композитора знают и любят. Он написал всего лишь 14 вальсов.

Но его 14 вальсов – это 14 бесценных жемчужин, воплотивших всё богатство

его гения. Под музыку этих вальсов уже никто не танцевал. Они созданы для

концертного исполнения. Это маленькие хореографические поэмы с

большим миром чувств. В них и сверкающий блеск, и удивительная

поэтичность, нежность лирического чувства, и виртуозный блеск, и

лирическая мелодичность.

( исполняется вальс Ф Шопена)

В середине прошлого века, примерно в то же время, когда расцвёл

шопеновский гений, широчайшее распространение в Европе получает вальс

нового типа, вальс, рождённый в Вене. В отличие от шопеновских вальсов,

предназначенных лишь для исполнения на камерных вечерах фортепианной

музыки, и в отличие от вальсов Шуберта, Моцарта, которые танцевали в

сравнительно узких кругах просвящённой городской публики, новый

венский вальс был обращён к широчайшим народным кругам. Его стали

танцевать буквально повсюду: в бальных залах, на улицах, в ресторанах, на

площадях… Вершина развития и распространения венского вальса связана с

именем гениального одарённого композитора, прославившегося как «король

вальсов». Имя его Иоганн Штраус. Штраусов было двое – отец и сын, оба

Иоганны, оба композиторы, оба дирижёры. «Королём вальса» стал Иоганн

Штраус –сын. Свой талант и своё мастерство он посвятил танцевальной

музыке и особо вальсу и оперетте. Он изъездил с концертами весь мир.

Несколько раз был в России. И играл в своих концертах не только лёгкую

танцевальную музыку, но и серьёзную симфоническую музыку, в том числе

произведения Чайковского и других русских композиторов. Но особенно

дирижёр Штраус славился исполнением своих вальсов. По свидетельствам

современников, дирижируя ими, он словно гипнотизировал публику.

Его вальсы были не только очень удобны для танцев – они были блестящи по

музыку, темпераментны, полны увлекательной мелодики. Буквально вся

Европа сходила с ума от штраусовских венских вальсов. При имени Штрауса

всегда появляется улыбка на лице. Потому что всегда ждёшь чего-то яркого,

жизнерадостного, увлекательного. И ожидания всегда оправдываются. Все

вальсы, которые мы уже слышали, были написаны для исполнения на

фортепиано. Вальсы Штрауса написаны им для симфонического оркестра.

( звучит вальс И.Штрауса)

А теперь вальс французский. В соответствии со всеми национальными

чертами народа, вальс приобрёл на французской почве свои характерные

черты: прелестное изящество, особую танцевальную лёгкость, быстрое

произношение слов – влияние французской разговорной речи.

( исполняется вальс Дюрана)

И пошли вальс- танец и вальс – музыка по всему миру, увлекая всё новые и

новые круги слушателей, впитывая в себя национальные черты разных

народов мира. В высшей степени привлекательный и очень своеобразный тип

вальса был создан в России. Конечно, вы все знаете русские романсы-вальсы

вроде «Однозвучно гремит колокольчик» или «На заре ты её не буди». Уже в

этих скромных, незатейливых мелодиях отчётливо видна типичная черта

русского вальса – его мягкий, поэтичный, певучий характер. Таким проявил

себя русский вальс во всех музыкальных жанрах, в какие бы он ни проникал.

(исполняется вальс Даргомыжского)

В середине XIX века появилось произведение, довольно смелое по замыслу,

сравнительно небольшое по форме, но удивительное по глубине содержания,

по всей своей необычности. Это был «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. В ту

пору весь мир был увлечён вальсом, и Глинка – музыкант очень чуткий- не

мог остаться в стороне от этого увлечения. Но как по-новому, по-своему

подошёл он к вальсу! Своеобразие вальса не только в том, что он проникнут

русским национальным характером, но это ещё и небывалая до того времени

в вальсовой музыке драматическая поэма. Это не просто вальс, а целая

лирическая драма, разворачивающаяся на фоне вальса. Это поразительное

сочинение Глинки стало неиссякаемым источником, питающим русскую

вальсовую музыку вплоть до наших дней. Именно от «Вальса-фантазии»

тянутся нити к гениальным вальсам Чайковского и Рахманинова, Прокофьева

и Хачатуряна.

Вы сейчас прослушаете отрывок и конечно почувствуете, что мелодия

необычна, взволнована. Дело в том, что танцевальная музыка строится из

чётного количества тактов, поскольку танцевать так удобнее. Иначе,

нарушается ощущение естественного, уравновешенного движения. Так вот

мелодия «Вальса» построена из фраз по три такта. И создаётся впечатление,

словно кто-то очень взволнованно хочет рассказать о чём-то. Но у него не

хватает дыхания… Он слишком взволнован…Он не договаривает слов…

Фраза наступает на фразу… Как это просто и как гениально!

( звучит «Вальс-фантазия» М.И.Глинки)

Когда известный русский композитор Глазунов сочинил музыу к постановке

в драматическом театре драмы М.Лермонтова «Маскарад», он сочинил всю

музыку, какая нужна была для спектакля, кроме вальса. Пусть звучит «Вальс-

фантазия Глинки – решил Глазунов.

Он считал, что такую взволнованную музыку, какой являлась Вальс-

фантазия, он создать уже не сможет. Но вот «Маскарад» ставится на

советской сцене, советскими актёрами, для советских зрителей. Другой

режиссёр, другой взгляд, другая музыка. Пригласили композитора, который

сочинил первоклассную музыку. Спектакль в репертуаре театра продержался

недолго, но музыка композитора очень быстро завоевала исключительную,

всемирную популярность, сравнимую разве что с популярностью «Танца с

саблями». Вы, наверное, догадались, что речь идёт об А. И. Хачатуряне.

Композитор никак не мог написать вальс. Он изучил огромное количество

вальсов. – Их же сотни, этих вальсов, и столько прекрасных!- говорил

композитор. Но у Лермонтова в тексте есть строки «как новый вальс

хорош!». Каким же я должен его написать, что бы вся публика согласилась:

да, хорош! Да, лучше прежних!... Но ведь написал! Написал вальс, который

вот уже четыре десятилетия человечество слушает, наслаждается и говорит:

«Как этот вальс прекрасен!»

(звучит вальс А.И.Хачатуряна)

Жанр вальса вообще стал для многих композиторов, поэтов и писателей

неким ёмким образом, неким символом: символом юности, весны, любви,

символом нежности, поэтических чувств, символом светлых мечтаний.

Достаточно сказать, что вальс Глинки был написан им в период увлечения

Екатериной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, которой А.С.Пушкин

посвятил своё знаменитое стихотворение. А вспомните, знакомство Наташи

Ростовой с Андреем Болконским в «Войне и Мире» Л.Н.Толстого- на балу,

под звуки вальса! А встреча Ромео и Джульетты по трагедии Шекспира в

опере Гуно воплощена также в вальсовой музыке! А в «Маскараде»

Лермонтова, драма, приводящая к гибели героини Нины Арбениной,

разыгрывается тоже на фоне вальса!

Таких примеров можно привести много. Поэтому можно сделать вывод, что

танец, как марш и песня – это основа, фундамент всей музыки. Это

своеобразный мостик, по которому мы без труда входим в мир большого

серьёзного музыкального искусства. Вальс советского композитора Георгия

Свиридова был написан к повести Пушкина «Метель». Но, как и

предыдущий вальс давно приобрёл самостоятельную жизнь.

(звучит вальс Г.Свиридова)

В короткой беседе невозможно упомянуть обо всех вальсах. Придётся пройти

мимо огромного вальсового богатства Чайковского, Рахманинова, Листа,

Брамса. Но пройти мимо этих вальсов нельзя никак. Потому что эти вальсы-

резкий контраст к вальсам уже звучавшим. Потому что появился он при

особых обстоятельствах…

Великая Отечественная Война и песня. Тихо, под еле слышные вздохи баяна

поют бойцы на фронте в редкие минуты затишья.

( исполняется вальс «Осенний сон»)

Как изменилось в этой песне привычное лицо русского вальса. В нём,

конечно, есть и лирика, и поэтичность. Но в самом образе этого вальса – в

образе и стихотворном и музыкальном- много нового: это образ и мирной

жизни, и мечта о будущем, и нежны образ любимой девушки. Всё новое, всё

сегодняшнее, наше, современное.

( исполняется «Афганский вальс»)

Видите, как меняется характер вальса в зависимости от того, когда, где, при

каких обстоятельствах он возник. Вот ещё несколько примеров различных

вальсов. Все эти примеры тоже будут связаны с нашим временем. Всё это

будут вальсы - наши современники. Вот, послушайте, как вальс чувствует

себя в джазе. Это будет вальс американского композитора. Попав в джаз,

вальс приобрёл новые черты, связанные со специфической особенностью

этой музыки, выросшей из народной песни американских негров.

(исполняется вальс Д.Джоплина)

Переходя к концу нашей беседы, вернёмся к вальсу симфоническому. Это

будет вальс, написанный в наши дни, нашим современником. Этот вальс кто-

то сравнил с цветком: подобно распускающемуся бутону цветка,

одноголосная мелодия начинается так робко и спокойно, превращаясь в

танцевальный вихрь. Знаете, есть такое выражение «закружиться в вальсе».

Прослушав этот вальс, постарайтесь ощутить это удивительное состояние

кружения.

(звучит вальс Е.Доги из к/ф «мой ласковый и нежный зверь»)

Закончить нашу беседу позвольте словами замечательного композитора и

педагога Дм.Кабалевского: «Тот, кто знает, любит и умеет разобраться в

серьёзной музыку, - как правило, любит и ценит прелесть также музыки

лёгкой, умеет отличить в ней плохое от хорошего. А вот тот, кто

ограничивает свой музыкальный мир только лёгкой, развлекательной

музыкой, тот, как правило, даже в этом сравнительно узком круге путает

хорошее с плохим. Путает потому, что не живёт в его душе ни Моцарт, ни

Чайковский, ни Хачатурян, ни Шопен – никто из тех, кто помог бы ему

понять: что же в музыке хорошо, а что плохо!»



В раздел образования