Автор: Казанцева Галина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Приволжская школа искусств"
Населённый пункт: с. Приволжье
Наименование материала: Статья
Тема: Инклюзивное обучение в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«ПРИВОЛЖСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
муниципального района Приволжский Самарской области
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КЛАССЕ
ФОРТЕПИАНО
( из опыта работы)
Подготовила:
преподаватель по классу фортепиано
Казанцева Галина Николаевна
Приволжье - 2021 г.
«Образование – право каждого человека, имеющее
огромное значение и потенциал… нет ничего более важного,
никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
(Кофи Аннан – Ганский дипломат)
Инклюзивное
образование
(инклюзивный
от
франц.
inclusif
–
включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю, иначе – «включенное
образование») – термин, используемый для описания процесса обучения детей
с особыми образовательными потребностями в учебных заведениях общего
типа. Оно дает возможность всем обучающимся в полном объеме участвовать в
жизни коллектива учреждения и школьной жизни, иными словами, в
современном обществе дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
могут (и должны) быть вовлечены в социум.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая
исключает любую дискриминацию учеников и обеспечивает равное отношение
ко всем людям, но создает максимально благоприятные условия для детей,
имеющих особые образовательные потребности.
Актуальность
внедрения
инклюзивного
образования
не
вызывает
сомнений т.к. развивает у школьников толерантность, терпимость, милосердие
и взаимоуважение.
Если инклюзивное образование в рамках общего в последнее время стало
широко обсуждаемой и разрабатываемой проблемой, то развитие инклюзивной
модели обучения в образовательной сфере детских школ искусств (ДШИ), в
частности на уроках фортепиано, является педагогической инновацией.
Как и любая педагогическая разработка, инклюзивное образование
находится в поиске эффективных методов и способов обучения учащихся,
которые позволят, детям с особыми образовательными потребностями успешно
осваивать существующий учебный план.
Для преподавателей ДШИ инклюзивное обучение это новая область
деятельности,
требующая знания особенностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, что необходимо для планирования индивидуальной
программы, ориентированной на конкретного ученика, а также владения
специфическими педагогическими технологиями и основами этики общения с
данной категорией учащихся.
За 25 лет моей педагогической практики мне приходилось работать со
многими детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это были и плохо
слышащие дети, и с диагнозом ДЦП, и со многими другими проблемами.
Но я хочу поделиться опытом работы с одной девочкой, которая,
несмотря на большие ограниченные возможности здоровья, прошла весь курс
обучения в классе «фортепиано» и добилась высоких результатов.
У девочки (ее звали Ксения) был диагноз «Нейросенсорная тугоухость II
степени и олигодактимия левой кисти в виде отсутствия 5-го пальца и пятой
пястной кости».
С первых же занятий я заметила, что Ксюша очень эмоционально
воспринимает музыку и, что самое главное, музыка доставляет ей радость.
Моя же главная задача обучения состояла в том, чтобы заставить
работать остатки слуха, воздействуя на них музыкальными звуками, но
применяя
не
специальные,
а
общепринятые
в
системе
музыкального
образования формы работы, к которым можно отнести и игру в ансамбле. Ведь
всем известно, что игра в ансамбле как нельзя лучше воспитывает у
исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: укрепляет чувство метро-
ритма,
способствует
развитию
слуха,
памяти,
учит
слушать
партнера,
вырабатывает уверенность и помогает добиться стабильности в исполнении.
В нашем же случае, ансамблевое музицирование безусловно облегчало
обучение Ксении, а подбор репертуара напрямую зависел от физиологической
особенности ее левой кисти.
Из применяемых на наших уроках инновационных форм работы, можно
также выделить и игру на клавишном синтезаторе, что
помогало сделать
содержание обучения более интенсивным, а
ребенку открывало широкий
простор
для
творчества
и
позволяло
почувствовать
себя
настоящим
музыкантом-исполнителем.
Ведь
управление
богатыми
звуковыми
возможностями синтезатора оказывается гораздо проще и доступнее, чем игра
на фортепиано, так как массу чисто технических проблем здесь берет на себя
электроника.
В течение всех лет обучения, Ксения занималась
увлеченно, была
трудолюбива и упорна. Несмотря на свои физиологические особенности, она
вела активную творческую жизнь в школе и принимала участие в различных
конкурсах, концертах и олимпиадах, где получала заслуженные награды –
звания лауреатов и дипломантов различных степеней.
Она была награждена Дипломами Лауреата регионального фестиваля
«Творчество.
Успех.
Радость»
(г.
Самара),
Областного
конкурса
им.
А.Трифонова «Пианист. Виртуоз. Мастер» (г. Самара), Всероссийского
конкурса детского и юношеского творчества «Роза ветров» (г. Сызрань).
Международного конкурса «Планета талантов» (г. Москва) и др. И самое
главное свое признание Ксения получила в последний год обучения, когда ей
была вручена Премия Главы Приволжского района «Одаренные дети».
Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод, что создание
условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения
учащихся с особыми образовательными потребностями на уроках фортепиано в
ДШИ, дают возможность ребенку развивать свои способности в активной
плодотворной деятельности, а в дальнейшем реализовывать свои умения и
навыки в социуме. Преподавателю же инклюзивное обучение позволяет в более
гибкой форме найти подход к преподаванию, для удовлетворения различных
потребностей детей с особыми образовательными потребностями.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 2012.
– 288 с.
2.
Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование.
Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
3.
Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные
способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.