Напоминание

Инклюзивное обучение в классе фортепиано


Автор: Казанцева Галина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Приволжская школа искусств"
Населённый пункт: с. Приволжье
Наименование материала: Статья
Тема: Инклюзивное обучение в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«ПРИВОЛЖСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

муниципального района Приволжский Самарской области

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КЛАССЕ

ФОРТЕПИАНО

( из опыта работы)

Подготовила:

преподаватель по классу фортепиано

Казанцева Галина Николаевна

Приволжье - 2021 г.

«Образование – право каждого человека, имеющее

огромное значение и потенциал… нет ничего более важного,

никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

(Кофи Аннан – Ганский дипломат)

Инклюзивное

образование

(инклюзивный

от

франц.

inclusif

включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю, иначе – «включенное

образование») – термин, используемый для описания процесса обучения детей

с особыми образовательными потребностями в учебных заведениях общего

типа. Оно дает возможность всем обучающимся в полном объеме участвовать в

жизни коллектива учреждения и школьной жизни, иными словами, в

современном обществе дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

могут (и должны) быть вовлечены в социум.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая

исключает любую дискриминацию учеников и обеспечивает равное отношение

ко всем людям, но создает максимально благоприятные условия для детей,

имеющих особые образовательные потребности.

Актуальность

внедрения

инклюзивного

образования

не

вызывает

сомнений т.к. развивает у школьников толерантность, терпимость, милосердие

и взаимоуважение.

Если инклюзивное образование в рамках общего в последнее время стало

широко обсуждаемой и разрабатываемой проблемой, то развитие инклюзивной

модели обучения в образовательной сфере детских школ искусств (ДШИ), в

частности на уроках фортепиано, является педагогической инновацией.

Как и любая педагогическая разработка, инклюзивное образование

находится в поиске эффективных методов и способов обучения учащихся,

которые позволят, детям с особыми образовательными потребностями успешно

осваивать существующий учебный план.

Для преподавателей ДШИ инклюзивное обучение это новая область

деятельности,

требующая знания особенностей детей с ограниченными

возможностями здоровья, что необходимо для планирования индивидуальной

программы, ориентированной на конкретного ученика, а также владения

специфическими педагогическими технологиями и основами этики общения с

данной категорией учащихся.

За 25 лет моей педагогической практики мне приходилось работать со

многими детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это были и плохо

слышащие дети, и с диагнозом ДЦП, и со многими другими проблемами.

Но я хочу поделиться опытом работы с одной девочкой, которая,

несмотря на большие ограниченные возможности здоровья, прошла весь курс

обучения в классе «фортепиано» и добилась высоких результатов.

У девочки (ее звали Ксения) был диагноз «Нейросенсорная тугоухость II

степени и олигодактимия левой кисти в виде отсутствия 5-го пальца и пятой

пястной кости».

С первых же занятий я заметила, что Ксюша очень эмоционально

воспринимает музыку и, что самое главное, музыка доставляет ей радость.

Моя же главная задача обучения состояла в том, чтобы заставить

работать остатки слуха, воздействуя на них музыкальными звуками, но

применяя

не

специальные,

а

общепринятые

в

системе

музыкального

образования формы работы, к которым можно отнести и игру в ансамбле. Ведь

всем известно, что игра в ансамбле как нельзя лучше воспитывает у

исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: укрепляет чувство метро-

ритма,

способствует

развитию

слуха,

памяти,

учит

слушать

партнера,

вырабатывает уверенность и помогает добиться стабильности в исполнении.

В нашем же случае, ансамблевое музицирование безусловно облегчало

обучение Ксении, а подбор репертуара напрямую зависел от физиологической

особенности ее левой кисти.

Из применяемых на наших уроках инновационных форм работы, можно

также выделить и игру на клавишном синтезаторе, что

помогало сделать

содержание обучения более интенсивным, а

ребенку открывало широкий

простор

для

творчества

и

позволяло

почувствовать

себя

настоящим

музыкантом-исполнителем.

Ведь

управление

богатыми

звуковыми

возможностями синтезатора оказывается гораздо проще и доступнее, чем игра

на фортепиано, так как массу чисто технических проблем здесь берет на себя

электроника.

В течение всех лет обучения, Ксения занималась

увлеченно, была

трудолюбива и упорна. Несмотря на свои физиологические особенности, она

вела активную творческую жизнь в школе и принимала участие в различных

конкурсах, концертах и олимпиадах, где получала заслуженные награды –

звания лауреатов и дипломантов различных степеней.

Она была награждена Дипломами Лауреата регионального фестиваля

«Творчество.

Успех.

Радость»

(г.

Самара),

Областного

конкурса

им.

А.Трифонова «Пианист. Виртуоз. Мастер» (г. Самара), Всероссийского

конкурса детского и юношеского творчества «Роза ветров» (г. Сызрань).

Международного конкурса «Планета талантов» (г. Москва) и др. И самое

главное свое признание Ксения получила в последний год обучения, когда ей

была вручена Премия Главы Приволжского района «Одаренные дети».

Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод, что создание

условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения

учащихся с особыми образовательными потребностями на уроках фортепиано в

ДШИ, дают возможность ребенку развивать свои способности в активной

плодотворной деятельности, а в дальнейшем реализовывать свои умения и

навыки в социуме. Преподавателю же инклюзивное обучение позволяет в более

гибкой форме найти подход к преподаванию, для удовлетворения различных

потребностей детей с особыми образовательными потребностями.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 2012.

– 288 с.

2.

Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование.

Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

3.

Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные

способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.



В раздел образования