Автор: Голубева Ольга Александровна
Должность: преподаватель, заместитель директора по учебной работе дши
Учебное заведение: МБОУ ДО "Приволжская детская школа искусств" м.р. Приволжский Самарская область
Населённый пункт: с. Приволжье
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Сетевое взаимодействие ДШИ и общеобразовательных школ в рамках новых образовательных стандартов"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«ПРИВОЛЖСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
муниципального района Приволжский Самарской области
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
НА ТЕМУ:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛ В РАМКАХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ»
НА ЗОНАЛЬНОМ СЕМИНАРЕ:
«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК
ФАКТОР БОЛЕЕ ГЛУБОКОГО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
Подготовила
заместитель директора по учебной работе
Голубева Ольга Александровна
Приволжье
2021 г.
Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия
образовательных учреждений друг с другом и с различными институтами
социума.
Развитие взаимодействия ДШИ и общеобразовательных школ – это очень
важное направление совместной деятельности отделов образования и
культуры. Решение задачи значительного увеличения количества детей,
пользующихся
услугами
дополнительного
образования
различной
направленности,
невозможно
без
сотрудничества
двух
типов
школ:
общеобразовательной и искусств.
Но зачастую в процессе обучения родители и преподаватели ДШИ
сталкиваются с трудными ситуациями, которые негативно влияют на
творческое развитие ребенка, как личности. Можно привести несколько
примеров, с которыми сталкивается каждый преподаватель в своей работе:
усталость обучающегося, потеря интереса к обучению, стрессовые ситуации,
которые могут привести к уходу ученика из школы, в данных случаях на
помощь приходят родители и преподаватель, поддерживая уверенность,
способствуя формированию волевых качеств ребенка для преодоления
трудностей. Зачастую одной из причин возникновения проблем в обучении
детей
является
объём
домашних
заданий
по
предметам
общеобразовательной школы и ДШИ, одновременное проведение школами
экзаменов,
зачетов
и
т.д.
Система
образования
в
средней
школе
ориентирована на качественное образование. К тому же, на протяжении
многих лет, стремятся и преподаватели детских школ искусств. Обучение
ребенка в двух школах – это ответственное решение. При демократичном
взаимодействии
администраций
школ
формируется
благоприятная
обстановка, в которой личность ребенка будет развиваться в разных
направлениях.
Конечно
же,
положительный
результат
взаимодействия
ДШИ
и
общеобразовательных школ получается не сразу. Часто преподаватели ДШИ
слышат мнения и суждения о своей работе отрицательные: что школа
искусств не главная, что обучение в ДШИ это лишняя нагрузка для ребенка,
если ребенок снизил качество обучения в общеобразовательной школе, это
результат обучения в двух школах. В данных ситуациях для ребенка очень
важно услышать мнение родителей
и преподавателей. Преподавателю
дополнительного
образования
в
данной
ситуации
следует
набраться
терпения, ведь «напор», «давление» могут привести к отрицательному
результату
–
уходу
из
школы
искусств,
так
как
обучение
в
общеобразовательной школе обязательное.
Современные условия обучения приводят к тому, что родители отдают своих
детей в разные школы – искусств, спортивные, дом детского творчества.
Правильный выбор родителей определяет дальнейшую судьбу ребенка, ведет
к формированию творческой личности. А взаимодействие школ искусств и
общеобразовательных школ – это развитие положительных качеств ребенка,
поддержка уравновешенного эмоционального комфорта обучающегося в
течение учебного года.
Взаимодействие детских школ искусств с общеобразовательными школами
играет огромную роль в поиске выявления одаренных детей в области
искусств для их обучения по предпрофессиональным программам, а также
совместной
реализации
дополнительных
общеразвивающих
программ,
проведении творческих, культурно-просветительских мероприятий, которое
может включать в себя:
организацию детских творческих коллективов (хоровых, театральных и
др.), в том числе путем привлечения к образовательной деятельности в
общеобразовательных
школах
кадрового
потенциала
ДШИ,
совместного использования материально-технических ресурсов;
реализацию различных творческих проектов, проведение тематических
лекций, концертов с участием учащихся и преподавателей ДШИ;
организация посещения с целью ознакомления в детскую школу
искусств для учащихся общеобразовательной школы;
организация совместных фестивалей коллективного творчества.
Многие преподаватели Детской школы искусств по совместительству
являются и педагогами дополнительного образования в ОУ, ведут уроки
музыки в этих школах.
Вступивший в действие 1 сентября 2013 года Федеральный закон « 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепил за школами
искусств
право
реализации
двух
видов
дополнительных
общеобразовательных программ в области искусств: предпрофессиональных
и общеразвивающих.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для
детей, так и для взрослых. Цель – удовлетворение потребностей в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании,
организация свободного времени.
Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств
реализуются для детей. Цель – выявление и поддержка детей, проявивших
выдающиеся способности, их профессиональная ориентация.
К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств
и срокам обучения по этим программам устанавливаются Федеральные
государственные требования (ФГТ).
Учащиеся, успешно окончившие
обучение по предпрофессиональной программе, получат свидетельство об
окончании школы установленного Министерством культуры РФ образца.
«Предпрофессиональная» направленность вовсе не означает, что отныне все
(или почти все) выпускники будут ориентированы на поступление в
музыкальные училища и ВУЗы. Однако, качество образования должно быть
таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог бы пойти в профессию.
А для этого необходимо, чтобы каждый из нас – преподаватель, ученик,
родитель – осознал новый уровень ответственности за результат своей
работы:
Преподаватель
–
обязан
организовывать
творческую
и
культурно-
просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная
практика,
конкурсно-фестивальная
деятельность,
воспитание
заинтересованного,
образованного
зрителя-слушателя
–
обязательная
составляющая образовательного процесса.
Ученик – обязан упорно трудиться не только в классе, но и дома. В
федеральных государственных требованиях прописаны минимальные часы
самостоятельной работы по каждому учебному предмету. И это требование
является обязательным для всех учеников музыкальных школ, школ искусств
на территории России.
Родитель – обязан обеспечить регулярность и эффективность домашней
работы своего ребенка, организовать режим дня, обеспечить контроль и
поддержку
домашних
занятий
юного
музыканта.
Заинтересованность
родителей, их глубокое вовлеченность в процесс, их постоянное присутствие
на концертах и фестивалях, участие в проектах школы – обязательное
условие успешности обучения наших детей!
Какие конкретные изменения с введением ФГТ в образовательном
процессе произошли?
1.
Поправки коснулись сроков обучения в школе: сейчас это 8-летний
срок обучения для детей, поступающих в школу искусств в возрасте 7-
9 лет (по всем программам), и 5-летний – для детей 10-12 лет (только
по программам «Хореографическое искусство» и «Музыкальный
фольклор»)
2.
Школы имеют право на реализацию образовательных программ в
сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам.
3.
Школа получила право конкурсного отбора детей. На обучение
принимаются
дети
с
соответствующими
критериями
отбора
–
музыкальными данными, памятью, вниманием.
4.
Новые (предпрофессиональные) программы четко ориентированы на
результат
обучения.
На
каждом
этапе
прописаны
конкретные
требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен иметь
ученик. Другими словами, в пятом классе нужно исполнять программу
за пятый класс, а не за четвертый, или, за второй. Скажем честно, до
недавнего времени, это допускалось: не тянешь программу – дадим
полегче. Не выучил три произведения – играем два. Не занимаешься
дома – будем учить в классе. С введением предпрофессиональных
программ подход другой: взялся за дело – делай! Учись, добивайся,
играй, выступай, работай, вдохновляй и зажигай!
С
1
сентября
2013
года
началось
внедрение
новых
программ
в
образовательный процесс. Говорят, что всё новое – это хорошо забытое
старое. Мы возвращаемся к исконной системе российского музыкального
образования. Но поднимаем её на новый уровень – уровень современного
качества, современного материально-технического оснащения, современного
видения перспектив.
Опыт многих регионов по взаимодействию ДШИ и ОУ показывает:
для того, чтобы дополнительное образование могло в полной мере
реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная
работа
всей
педагогической
системы.
Педагоги
основного
и
дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга,
понимать специфику работы, сложности и преимущества. Только их
взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для
создания целостного образовательного пространства.
В настоящее время в общеобразовательной школе дети загружены до 15-16
часов, а образовательный процесс дополнен ещё и часами так называемой
«внеурочки». Дети освобождаются очень поздно. А когда же им заниматься
искусством и творчеством? Это очень серьёзная проблема, которая стоит
перед детскими школами искусств. Есть надежда, что новый закон «Об
образовании в Российской Федерации» постепенно позволит изменить
ситуацию,
так
как
в
нем
предусмотрено
сетевое
взаимодействие
образовательных учреждений, и дополнительное образование в детских
школах
искусств
может
учитываться
как
совместная
деятельность
организаций,
направленная
на
обеспечение
возможности
освоения
обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Все эти нормы закона будут постепенно и довольно долго входить в нашу
жизнь,
но
мне
кажется,
что
данное
взаимодействие
двух
школ
–
общеобразовательной и школой искусств – реально и взаимовыгодно.
Приволжская детская школа искусств тесно сотрудничает со многими
образовательными школами и детскими садами нашего района. Совместная
деятельность позволяет создавать максимально благоприятные условия для
всестороннего развития личности, разрабатывать и внедрять совместные
конкурсы, например, конкурс молодых чтецов «Да будет слово», который на
протяжении многих лет проводится на базе нашей школы, где ежегодно
принимают участие свыше 60 учеников общеобразовательных школ района.
Такое творческое сотрудничество раскрывает в ребенке артистичность и
уверенность в себе. Ещё нашими преподавателями разработан и реализуется
проект «Я вхожу в мир искусств». О нем сегодня будет говорить Марданова
А.Г.
Школа искусств всегда была и является партнером и помощником во
всех культурных мероприятиях, проводимых в общеобразовательных школах
района. Для этого у нас ежегодно заключаются договора о совместном
сотрудничестве. И таким образом, педагоги нашей школы приглашаются в
качестве
членов
жюри,
например,
на
Битву
хоров,
а
учителя
общеобразовательных школ - жюри в конкурсе чтецов. Ведется большая
просветительская работа в плане развития кругозора детей в области
искусств - это и спектакли, и абонементы, и концерты, фестивали,
проводимые на базе нашей школы или в стенах общеобразовательных школ.
И здесь можно отметить самых активных наших зрителей - это ПСШ № 2 и 1,
и п. Ильмень.
Социальное партнерство обогащает палитру культурного пространства
любого населенного пункта, помогает повышать качество дополнительного
образования детей, создает условия для непрерывного профессионального
совершенствования педагогических кадров.