Авторы: Солдатенко Ольга Станиславовна, Ольга Станиславовна Солдатенко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Синеглазка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Семинар практикум
Тема: :"Организация и проведение мероприятий по театрализованной деятельности детей, по ознакомлению с правилами дорожного движения"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Синеглазка»
Муниципального образования город Ноябрьск
Семинар – практикум
Тема: :«Организация и проведение мероприятий по
театрализованной деятельности детей, по ознакомлению с правилами
дорожного движения»
Подготовила:
Воспитатель
Солдатенко О.С
2021г.
Семинар – практикум
Тема:«Организация и проведение мероприятий по театрализованной деятельности детей, по
ознакомлению с правилами дорожного движения»
Цель:
повышение профессиональной компетентности педагогов по организации формирования и
развития осознанного безопасного поведения на дороге у дошкольников, используя театрализованную
деятельность.
Сегодня наш семинар посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста
правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и
правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-
транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в
неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к
этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к
поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на
дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещѐ не умеют в должной степени управлять
своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их
перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого
раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и
правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные
учреждения.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации
овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без
коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко
адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть
коммуникативными навыками.
Работа по обучению правилам дорожного движения, воспитанию культуры поведения проводится в
комплексе всего воспитательно-образовательного процесса. Правила дорожного движения
регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей.
Обучение правилам безопасного поведения на дороге у дошкольников в процессе
театрализованной деятельности решается на основе комбинации элементов известных педагогических
технологий и методик которые позволяют:
- сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах, на
дорогах и в транспорте, познакомят с дорожными знаками;
- помогают активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа
жизни среди родителей;
- создают предметно-развивающую среду и подбор методической литературы.
А самое главное, у детей формируется привычка соблюдать правила дорожного движения,
театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребенка и создает
благоприятный микроклимат, развивает творческие способности детей.
При обучении правилам дорожного движения в разных возрастных группах используются самые
разнообразные формы, методы и приемы.
Значение театрализованных игр в воспитании и обучении дошкольников очень велико, поэтому
использовать их в работе по ознакомлению детей с ППД очень целесообразно.
Для этого можно использовать различные виды театра, воспитательные возможности которых
широки. Встреча с героями сказок несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает
эффективность обучения, а также способствует:
- сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной
творческой деятельности ребёнка,
- помогает решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с развитием безопасных действий на
дороге.
Трудно переоценить эффективность театрализованной деятельности в работе с дошкольниками так
как театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные
моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ, позволяет педагогам
решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым,
эстетическим развитием и развитием безопасных действий на дороге. Для осуществления
театрализованной деятельности по данной теме в ДОУ необходимы различные виды театров, которые
способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой,
занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка
главное – получить радость от общения со взрослыми, сверстниками.
Для организации и осуществления театрализованной деятельности необходимы различные виды
театра: кукольный, настольный, пальчиковый, театр игрушек, театр картинок. А так же атрибуты,
материалы, пособия: полумаски, костюмы, макеты улиц, дидактические игры, настольные обучающие
игры, напольные дорожные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Для обобщения знаний детей по правилам дорожного движения, начиная со старшей группы, можно
и нужно использовать следующие формы работы: беседа-диалог, игра-драматизация, спектакль,
инсценировка, кукольный театр, пантомима и другие.
Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль
игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его
интонацией, мимикой и самостоятельно решает проблемные ситуации. Пантомима ребенка ограничена.
Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Игры-драматизации
основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы
бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно
использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-
драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, тем самым
разбирая разные ситуации на дорогах города. Игры-драматизации с пальчиками – атрибуты ребенок
надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.
Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и
интересная игра. Воспитание будущих пешеходов как часть общей культуры закладывается в детстве.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации
опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Пример театрализованных игр:
«В гостях у инспектора ГИБДД»,
«Пешеходы»,
«Светофор – лучший друг»,
«Автошкола»,
«Школа светофорных наук»,
«Правила дорожные детям знать положено»,
Инсценировании сказок «на новый лад»,
«Колобок»,
«Теремок»,
«Репка» с использованием элементов ПДД.
Проводимая работа по обучению детей безопасному поведению на дорогах посредством
театрализованной деятельности позволяет расширить игровой опыт, связную речь, улучшить
интонационную выразительность. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость,
вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в
дошкольном учреждении.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на
ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования
словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа,
выразительности речи.
Практическая часть.
Итак, мы начинаем! У нас не будет победителей и побежденных. Мы просто проверим свои знания и
поделимся опытом в подготовке детей к пожизненной «профессии» участника движения. Разделимся на
две команды
Работа с педагогами.
1.Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе, на поднятие самооценки
участников тренинга. Оно акцентирует внимание на ценности каждого члена группы.
Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные
прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.
Например:
Ж - жизнерадостная
А - активная
Н - новая
Н - необычная
А – артистичная
2 .конкурс Разминка «Хитрые вопросы» Использование шуточных вопросов. - Когда человек может
двигаться со скоростью машины? (когда едет в машине) - Когда машина поворачивает , какое колесо у
неё не крутиться (запасное)
- Автобус ехал в Москву, а ему навстречу ещё два автобуса. Сколько автобусов приехало в Москву?
- У Ирины и Оксаны трех колесные есть ……( велосипед)
Ведущий: В чём польза этих простых, на первый взгляд вопросов в работе с детьми?
Педагоги: Шутка является эффективным средством воздействия на людей. Шутки, используемые в
НОД, поднимают тонус детей, помогают снять возникшую напряженность в отношениях, преодолеть
усталость и монотонность выполнения заданий, упражнений.
Ведущий: (подводит итог) В арсенале педагога всегда должны быть шутка, веселый рассказ,
остроумная пословица или поговорка. Он должен чаще улыбаться, даже в напряженной ситуации. А. С.
Макаренко как-то заметил, что один вид несчастного человека убивает всю радость жизни, отравляет
существование. Педагогу важно приучить себя всегда, даже в самой напряженной обстановке, видеть
комическое. Но цель шутки — не просто вызвать смех у детей, важно улучшить с ее помощью
воспитательно-образовательный процесс .
3. Игра "Скоростное шоссе"
Членам каждой команды быстро задаются вопросы по правилам дорожного движения. На них нужно
быстро дать ответ. Учитывается время, за которое команда ответит на все вопросы. Выигрывает
команда, которая за меньшее количество времени ответила на большее число ответов.
Вопросы для 1 команды
1.Зачерпнуло ветра
Белое крыло,
Нас с тобой кататься
В море унесло. (Парусник)
2.Сердце машины - (мотор)
3.Главная автомагистраль - (шоссе)
4.Знак, обозначающий "Проезд запрещен" (кирпич)
5.Край дороги - (обочина)
Изменение направления движения - (поворот)
6.Наказание за нарушение ПДД - (Штраф)
7.Заторы транспорта на дороге - (пробка)
8.Животное, обозначающее переход дороги - (зебра)
9.Пересечение двух дорог - (перекресток)
10.Транспорт, выравнивающий дорогу - (каток)
11.Мужчина, держащий в руках полосатую палку - (инспектор)
12.Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью (велосипед)
Вопросы для 2 команды
1.Человек, управляющий транспортом - (водитель)
2.Человек, идущий вдоль дороги - (пешеход)
3.Где люди ждут транспорт? (остановка)
4.Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут,
Вдоль по улицам бегут. (Метро)
5.Транспортное происшествие - (авария)
6.Какой переход самый безопасный? (подземный)
7.Конец дороги - (тупик)
8.Что означает знак в треугольнике с красным крестом? (врач)
9.Машина с зеленым глазом - (такси)
10.Человек несоблюдающий правила (нарушитель)
11.Устройство, останавливающее движение людей и машин - (светофор)
12.Транспорт с коляской - (мотоцикл)
13.Усатый транспорт - (троллейбус)
Ведущий: Чем полезны такие приёмы в работе?
Педагоги: Учат детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, расположение в пространстве
и т.д.); выделять в нём наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т.е.
сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать
правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать применять
знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти
разные способы решения одной и той же задачи
Ведущий (подводит итог). Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать,
синтезировать). 4
4.Игра «Черный ящик».
В черном ящике предмет, относящийся к ПДД, ваша задача описать предмет команде соперников так,
чтобы они его отгадали.
1 команда – свисток инспектора.
2 команда – жезл.
Данная игра помогает развивать словарный запас детей.
4. Моделирование
Цель: организовать самостоятельную работу слушателей для усвоения ими эффективных способов
обучения.
Задание: составить из набора слов окончание сказки «Колобок» на «новый лад».
По дорожке Колобок
Вкривь и вкось, и даже в бок
От бабули укатился
И, представьте, заблудился.
Как ему домой добраться,
Чтоб с лисой не повстречаться?
На пути его дорога,
И до дома уж немного…
Но пешеходный переход
Лишь только в метрах ста вперед,
А дом напротив оказался,
Тут Колобок наш растерялся.
1 команда
Ответ:
Герой решил не рисковать
И к переходу побежать.
Ведь знают все, и даже дети,
Что жизнь важней всего на свете!
Слова:
(Рисковать, решил, не, герой, переходу, и, побежать, к, все, и, знают, дети, ведь, даже, важней,
на, всего, жизнь, что, свете)
2 команда
Ответ: Подумал: «Здесь пройду легко,
До перехода далеко».
Что было дальше – неизвестно,
Опасно это, скажем честно.
Слова:
(Легко, подумал, пройду, здесь, далеко, перехода, до, было, неизвестно, дальше, что, честно,
скажем, опасно, это)
Заключение:
Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими,
запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит
атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.