Напоминание

Содержание профессиональной компетентности педагога, ее сущностные характеристики


Автор: Морева Елена Юрьевна
Должность: магистрант направления подготовки "44.04.01 "педагогическое образование"
Учебное заведение: "Омская гуманитарная академия"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Содержание профессиональной компетентности педагога, ее сущностные характеристики
Раздел: среднее образование





Назад




Морева Елена Юрьевна

магистрант

ЧУОО ВО «ОмГА»

Научный руководитель д.п.наук, профессор Лопанова Е.В.

Содержание профессиональной компетентности педагога, ее

сущностные характеристики

В педагогической науке и практике существует множество подходов

к

понятию

«профессиональная

компетентность».

Профессиональная

компетентность

как

термин

часто

используется

в

педагогической,

психологической, социологической и экономической литературе (С.Я.

Батышев, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, A.M.

Новиков, А.К. Маркова, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.). Различные

авторы вкладывают разный смысл в определение этого термина. Социолога и

экономисты часто отождествляют его с понятиями «профессионально-

квалификационная

характеристика»,

«уровень

квалификации»,

«профессионализм». Педагога и психологи выделяют такие понятия как

«ключевые квалификации», «универсальные социальные компетентности»,

«педагогический профессионализм», «профессионализм деятельности» и

другие [3].

Профессиональная

компетентность

педагога

определяется

как

интегративная характеристика профессиональных и личностных качеств, как

результирующая характеристика процесса развития преподавателя, мастера

производственного обучения, как мера достижения педагогами такого уровня

развития педагогической деятельности, мировоззренческих, личностных и

профессиональных

качеств,

которые

в

наибольшей

мере

отвечают

требованиям к подготовке квалифицированных рабочих кадров [1]

Компетенция

включает

совокупность

взаимосвязанных

качеств

личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по

отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых

для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

И. Д. Лаптева выделяет десять основных компетенций, объединив их в

три группы [3].

Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту

деятельности, общения:

- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм ЗОЖ,

знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и

соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека,

свобода об ответственность в выборе образа жизни;

- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности

бытия, жизни, культуры (живопись, литература, искусство, музыка); науки;

производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-

адекватная актуализация знаний, расширение, приращение накопленных

знаний;

- компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и

обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе,

собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства

(герб, флаг, гимн) и гордость за них;

-

компетенции

самосовершенствования,

саморегулирования,

саморазвития,

личностной

и

предметной

рефлексии:

смысл

жизни;

профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение

культурой родного языка, владение иностранным языком.

Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и

социальной сферы:

- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью,

коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение,

сотрудничество,

толерантность,

уважение

и

принятие

Другого

(раса,

национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог,

порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала,

этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство,

бизнес-язык;

иноязычное

общение,

коммуникативные

задачи,

уровни

воздействия на реципиента.

Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение

познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их

создание

и

разрешение;

продуктивное

и

репродуктивное

познание,

исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы

деятельности;

планирование,

проектирование,

моделирование,

прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентировка в разных

видах деятельности;

- компетенции информационных технологий: прием, переработка,

выдача

информации;

преобразование

информации

(чтение,

конспектирование),

массмедийные,

мультимедийные

технологии,

компьютерная

грамотность;

владение

электронной

почтой,

Интернет-

технологией .

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей

компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету

деятельности [2]. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь

определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в

чем-либо;

обладать компетенцией –

значит обладать

определенными

возможностями в какой-либо сфере. Профессиональная компетентность

педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и

личностных задач, способствующих развитию личности учащихся.

Но в данное время нет определенной структуры профессиональной

компетентности. Различные авторы – исследователи профессиональной

компетентности предлагают разные варианты.

В

структуре

профессиональной

компетентности

выделяет

профессионально-содержательный,

профессионально-деятельностный

и

профессионально-личностный компоненты [3].

Профессионально-содержательный

или

базовый

компонент

предполагает наличие у педагога теоретических знаний, что обеспечивает

осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной

деятельности.

Профессионально - деятельностный или практический компонент

включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии,

освоенные личностью как наиболее эффективные.

Профессионально-личностный компонент включает профессионально-

личностные качества, определяющие позицию и направленность педагога как

личности, индивида и субъекта деятельности [5].

Существует

несколько

типов

профессиональной

компетентности.

Кратко остановимся на их содержательной характеристике.

Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной

компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у

него развита коммуникабельность.

Социальная

компетентность.

Педагог

владеет

совместной

профессиональной

деятельностью,

сотрудничает

с

окружающими

и

ответственен за результаты своего труда.

Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного

самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы

обучения, имеет интуицию выбора метода.

Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику

детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика [6].

Таким образом,

под компетенцией следует понимать нормативные

требования к профессиональной подготовке учителя, а под компетентностью

– уже сложившиеся, состоявшиеся его качества. Структура компетентности

определяется видами его профессиональной деятельности.

Компетентность

человека

связана

с

его

деятельностью,

а,

следовательно,

и

с

профессией.

Для

успешного

выполнения

профессиональной

деятельности

ее

субъекту

необходимо

обладать

совокупностью психофизиологических, психологических и личностных

характеристик, которые определяются как профессионализм.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и

управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности,

нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности

педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в

целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Значит,

компетентность

это

сплав

теоретической

и

практической

готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная

компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство

учителя.

Литература:

1.Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального

образования / Э. Ф. Зеер // Высшее образование в России. - 2015. - № 4. -С.

23-30.

2.Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В.

Кузьмина. - Ленинград : Знание, 2015. - 32с.

3.Лаптева, И. Д. К вопросу о педагогической компетентности / И. Д.

Лаптева // Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 4. - С. 35-38.

4.Митина, Л. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и

сопровождение : учебное пособие для студентов высших педагогических

учебных заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина. -

Москва : Академия, 2015. - 336 с.

5.Никитина,

JI.

Технология

формирования

профессиональной

компетентности / JI. Никитина, Ф. Шагеева, В. Иванов // Высшее

образование в России. - 2016. - № 9. - С. 125 - 127.

6.Юрковец, О. А. Формирование профессиональных компетенций на основе

применения технологии модульно-компетентностного обучения в СПО / О.

А. Юрковец // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 6. - С. 24-26.



В раздел образования