Автор: Морева Елена Юрьевна
Должность: магистрант направления подготовки "44.04.01 "педагогическое образование"
Учебное заведение: "Омская гуманитарная академия"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Содержание профессиональной компетентности педагога, ее сущностные характеристики
Раздел: среднее образование
Морева Елена Юрьевна
магистрант
ЧУОО ВО «ОмГА»
Научный руководитель д.п.наук, профессор Лопанова Е.В.
Содержание профессиональной компетентности педагога, ее
сущностные характеристики
В педагогической науке и практике существует множество подходов
к
понятию
«профессиональная
компетентность».
Профессиональная
компетентность
как
термин
часто
используется
в
педагогической,
психологической, социологической и экономической литературе (С.Я.
Батышев, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, A.M.
Новиков, А.К. Маркова, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.). Различные
авторы вкладывают разный смысл в определение этого термина. Социолога и
экономисты часто отождествляют его с понятиями «профессионально-
квалификационная
характеристика»,
«уровень
квалификации»,
«профессионализм». Педагога и психологи выделяют такие понятия как
«ключевые квалификации», «универсальные социальные компетентности»,
«педагогический профессионализм», «профессионализм деятельности» и
другие [3].
Профессиональная
компетентность
педагога
определяется
как
интегративная характеристика профессиональных и личностных качеств, как
результирующая характеристика процесса развития преподавателя, мастера
производственного обучения, как мера достижения педагогами такого уровня
развития педагогической деятельности, мировоззренческих, личностных и
профессиональных
качеств,
которые
в
наибольшей
мере
отвечают
требованиям к подготовке квалифицированных рабочих кадров [1]
Компетенция
включает
совокупность
взаимосвязанных
качеств
личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по
отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых
для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
И. Д. Лаптева выделяет десять основных компетенций, объединив их в
три группы [3].
Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту
деятельности, общения:
- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм ЗОЖ,
знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и
соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека,
свобода об ответственность в выборе образа жизни;
- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности
бытия, жизни, культуры (живопись, литература, искусство, музыка); науки;
производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-
адекватная актуализация знаний, расширение, приращение накопленных
знаний;
- компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и
обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе,
собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства
(герб, флаг, гимн) и гордость за них;
-
компетенции
самосовершенствования,
саморегулирования,
саморазвития,
личностной
и
предметной
рефлексии:
смысл
жизни;
профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение
культурой родного языка, владение иностранным языком.
Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и
социальной сферы:
- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью,
коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение,
сотрудничество,
толерантность,
уважение
и
принятие
Другого
(раса,
национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог,
порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала,
этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство,
бизнес-язык;
иноязычное
общение,
коммуникативные
задачи,
уровни
воздействия на реципиента.
Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение
познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их
создание
и
разрешение;
продуктивное
и
репродуктивное
познание,
исследование, интеллектуальная деятельность;
- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы
деятельности;
планирование,
проектирование,
моделирование,
прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентировка в разных
видах деятельности;
- компетенции информационных технологий: прием, переработка,
выдача
информации;
преобразование
информации
(чтение,
конспектирование),
массмедийные,
мультимедийные
технологии,
компьютерная
грамотность;
владение
электронной
почтой,
Интернет-
технологией .
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей
компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету
деятельности [2]. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь
определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в
чем-либо;
обладать компетенцией –
значит обладать
определенными
возможностями в какой-либо сфере. Профессиональная компетентность
педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и
личностных задач, способствующих развитию личности учащихся.
Но в данное время нет определенной структуры профессиональной
компетентности. Различные авторы – исследователи профессиональной
компетентности предлагают разные варианты.
В
структуре
профессиональной
компетентности
выделяет
профессионально-содержательный,
профессионально-деятельностный
и
профессионально-личностный компоненты [3].
Профессионально-содержательный
или
базовый
компонент
предполагает наличие у педагога теоретических знаний, что обеспечивает
осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной
деятельности.
Профессионально - деятельностный или практический компонент
включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии,
освоенные личностью как наиболее эффективные.
Профессионально-личностный компонент включает профессионально-
личностные качества, определяющие позицию и направленность педагога как
личности, индивида и субъекта деятельности [5].
Существует
несколько
типов
профессиональной
компетентности.
Кратко остановимся на их содержательной характеристике.
Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной
компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у
него развита коммуникабельность.
Социальная
компетентность.
Педагог
владеет
совместной
профессиональной
деятельностью,
сотрудничает
с
окружающими
и
ответственен за результаты своего труда.
Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного
самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.
Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы
обучения, имеет интуицию выбора метода.
Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику
детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика [6].
Таким образом,
под компетенцией следует понимать нормативные
требования к профессиональной подготовке учителя, а под компетентностью
– уже сложившиеся, состоявшиеся его качества. Структура компетентности
определяется видами его профессиональной деятельности.
Компетентность
человека
связана
с
его
деятельностью,
а,
следовательно,
и
с
профессией.
Для
успешного
выполнения
профессиональной
деятельности
ее
субъекту
необходимо
обладать
совокупностью психофизиологических, психологических и личностных
характеристик, которые определяются как профессионализм.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и
управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности,
нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности
педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в
целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Значит,
компетентность
–
это
сплав
теоретической
и
практической
готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная
компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство
учителя.
Литература:
1.Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального
образования / Э. Ф. Зеер // Высшее образование в России. - 2015. - № 4. -С.
23-30.
2.Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В.
Кузьмина. - Ленинград : Знание, 2015. - 32с.
3.Лаптева, И. Д. К вопросу о педагогической компетентности / И. Д.
Лаптева // Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 4. - С. 35-38.
4.Митина, Л. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и
сопровождение : учебное пособие для студентов высших педагогических
учебных заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина. -
Москва : Академия, 2015. - 336 с.
5.Никитина,
JI.
Технология
формирования
профессиональной
компетентности / JI. Никитина, Ф. Шагеева, В. Иванов // Высшее
образование в России. - 2016. - № 9. - С. 125 - 127.
6.Юрковец, О. А. Формирование профессиональных компетенций на основе
применения технологии модульно-компетентностного обучения в СПО / О.
А. Юрковец // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 6. - С. 24-26.