Автор: Грызлова Валерия Николевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №326"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ООД "Путешествие в мир музыки и театра Красноярска" с использованием театрализации
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД
«Путешествие в мир музыки и театра Красноярска»
с использованием театрализации, в области «Художественно –
эстетическое развитие» (Музыка)
Возрастная группа детей: подготовительная
Автор: музыкальный руководитель -Грызлова В.Н.
Цель:
Формирование у старших дошкольников представлений о музыкальной
культуре города Красноярска.
Задачи:
Образовательные:
-
обогащать
музыкальные
впечатления
детей
и способствовать
формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в
целом;
-
познакомить детей с творчеством Дмитрия Хворостовского;
Развивающие:
-
развивать интерес детей к музыкальной деятельности;
-развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух детей;
Воспитательные:
-
воспитывать любовь к своему городу и чувство гордости за него;
Проблема:
Музыкальное искусство вызывает яркий эмоциональный отклик у
дошкольников, средства искусства наиболее близки и понятны детям.
Общаясь и беседуя с детьми было выявлено, что знаний и представлений о
музыкальной культуре нашего города очень мало. Многие дети ни разу не
посещали музыкальные театры, концертные залы. И тогда возникла мысль-
познакомить детей в доступной форме с наследием музыкального искусства
родного города.
Планируемый результат:
Дети проявляют интерес к музыкальной культуре города Красноярска.
Используют полученные знания, умения и навыки в игровой и
самостоятельной деятельности. Проявляют творческие способности в
совместной музыкальной деятельности.
Предварительная работа:
· Знакомство с видами оркестров
· Разучивание песни «Столица края –Красноярск»
· Разучивание танца в парах «Зашагали ножки весело по кругу»
Индивидуальная работа:
· Разучивание танца с девочками «Вальс снежных хлопьев»
· Заучивание стихов, загадок о инструментах с выбранным на роль ребёнком
Оборудование:
· Экран, проектор, ноутбук
· Музыкальный центр
· CD – диски
· Нотки плоскостные
· Иллюстрации музыкальных инструментов
· Карточки с изображением разных эмоциями
· Блестящая накидка для Феи Музыки
· Светящаяся палочка-фонарик
· Костюм для дирижера
Методы:
· Наглядный – мультимедийная презентация
· Практический – слушание, пение, танец
· Словесный – беседа, использование художественного слова
Приемы:
· Игровые персонажи- Фея Музыки (музыкальный руководитель),
Дирижориус (ребенок)
· Использование ИКТ
· Путешествие
· Просмотр видеосюжета
· Имитация игры на музыкальных инструментах симфонического оркестра
· Слушание музыки
· Использование художественного слова
· Пение, танец, слушание музыкальных фрагментов
Ход ООД
I часть «Мотивационно - побудительная».
В группе воспитатель говорит детям, что пришло видео сообщение.
На экране компьютера появляются сказочный электронный персонаж-
Скрипичный ключ. Он просит ребят отыскать волшебные нотки, которые
разлетелись от сильного осеннего ветра. А без них Фея Музыки не сможет
исполнять свою чудесную музыку, певцы- петь песни, танцоры- танцевать,
а дети радоваться и играть на праздниках.
Дети идут в музыкальный зал и по дороге находят нотки. Заходят в
музыкальный зал. Появляется Фея Музыки - Музыкальный руководитель в
блестящем плаще встречает детей.
Фея Музыки: Я- Фея Музыки.
Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуй, Фея Музыки!
Дети отдают ноты и рассказывают, что они нашли ноты
Фея Музыки: Вижу, что вы принесли мои волшебные ноты. Спасибо вам! Я
очень рада, что в моем царстве снова будет звучать музыка! Все вокруг
оживет, запоет, закружится и станет еще выразительней и ярче! А за то, что
вы мне вернули ноты я предлагаю вам отправиться в необычное музыкальное
путешествие. Вы согласны? (Ответы детей)
Фея Музыки: Но, чтобы туда попасть вам нужно будет правильно ответить
на мои вопросы. Какие музыкальные жанры вы знаете? (Ответы детей)
(В руке у Фее загорается волшебная палочка)
II часть «Основная».
Фея Музыки: Смотрите, моя волшебная палочка загорелась! Значит
вы правильно ответили на мой вопрос. Ребята, расскажите, чем
отличается опера от балета? (Ответы детей)
Фея Музыки: Моя волшебная палочка снова загорелась! Значит, и на этот
вопрос вы правильно ответили. Молодцы! Правильно, в опере артисты поют,
а в балете артисты танцуют и рассказывают сюжет с помощью движений,
мимики.
Дорога в мою чудесную музыкальную страну будет не простой. Поэтому,
сначала мы сделаем веселую разминку, чтобы у всех было хорошее
настроение. И в этом мне поможет моя первая нотка «ДО»
(Берет нотку и прикрепляет ее на нотный стан)
Танец в парах «Зашагали ножки весело по кругу»
(Слайд №1 - На экране появляется изображение театра оперы и балета)
Фея Музыки: Смотрите, где мы с вами оказались? (Ответы детей)
Правильно! Это театр оперы и балета, который находится в центре города
Красноярска. А вы знаете, что в этом театре когда-то выступал известный
всему миру, знаменитый певец, вокалист Дмитрий Хворостовский. Он
родился в нашем городе. Ходил в детский сад как и вы, потом поступил в
музыкальную школу и учился играть на фортепиано.
(Слайд № 2 – На экране появляется фотография Дмитрия
Хворостовского в детстве)
Вот таким он был. Потом поступил в педагогическое училище имени
Горького.
(Слайд № 3 – На экране появляется Фотография педагогического
училища имени Горького )
И там всерьез начал заниматься пением. Занятия по вокалу не прошли
бесследно. Педагоги заметили его талант и Дмитрий Хворостовский
продолжил обучение по классу вокала в нашем институте музыки и театра.
И теперь институт назван именем Дмитрия Хворостовского. Дмитрий с
успехом выступал на сцене театра оперы и балета. Играл в спектаклях
главные роли.
Сейчас мы с вами посмотрим эпизод из спектакля, где Дмитрий
Хворостовский исполняет главную роль.
(Просмотр видеосюжета)
Фея Музыки: А кто-нибудь из вас хотел бы стать певцом или певицей?
Тогда мы с вами как настоящие певцы исполним песню про наш любимый
город. И поможет нам в этом моя вторая нотка «РЕ»
(Берет нотку и прикрепляет ее на нотный стан)
Исполняется песня «Столица края- Красноярск»
музыка и слова Ю. Привалова
Фея Музыки: А кто еще кроме артистов работает в театре оперы и балета,
без кого не обходится ни один оперный артист? (Ответы детей)
Музыканты.
(Слайд №4- На экране появляется изображение зрительного зала и
оркестровой ямы)
Фея Музыки: Зрительская половина театра – праздничная, нарядная:
обшитые бархатом кресла, на стенах резные украшения, позолота.
С другой стороны – театральная сцена, это сердце театра.
А между залом и сценой – яма. Для чего же она нужна? (Ответы детей)
В оперном театре спектакль сопровождается игрой большого оркестра.
Он – то и размещается в оркестровой яме – так называется углубление для
оркестра.
Яма – довольно глубокая, вся заставлена стульями и подставками для нот. А
впереди небольшое возвышение. Это место дирижёра.
А зачем нужен дирижёр? (Ответы детей)
Слышите зрители аплодируют нашему главному дирижеру оркестра.
(Выходит в черном костюме с бабочкой мальчик-дирижер)
Мальчик-дирижер: Я известный мастер своего дела.
Позвольте представиться маэстро Дирижориус.
Дирижер всегда готов!
Больше дела - меньше слов! В
оркестре дружном и веселом
Занятных много мастеров!
Как только палочка взлетит -
Оркестр дружно зазвучит!
Фея Музыки: О достопочтенный маэстро Дирижориус! А какие
инструменты звучат в вашем оркестре?
Мальчик-дирижер: А вы отгадайте!
Зовут его красиво, звонко,
Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки.
Наш инструмент зовется…
(Слайд №5- изображение арфы)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепе струны,
Мелодия издалека
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Поет так нежно… (Слайд №6- изображение скрипки)
Ее голос басовит,
Всех она перекричит.
Бу-бу-бу, ба-ба-ба,
Заиграла вдруг… (Слайд №7- изображение трубы)
Фея Музыки: А давайте немного поиграем. Представим, что вы
музыканты и сыграем в оркестре под управлением нашего главного
дирижера. И поможет нам в этом моя следующая нотка «МИ»
(Берет нотку и прикрепляет ее на нотный стан)
(Слайд№8 - на экране изображение оркестра и дирижёра, в театре)
Звучит музыкальный фрагмент «Вальс цветов»
из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Проводится игра-пантомима «Веселый оркестр»
Фея Музыки: Ребята, кто скажет какая музыка сейчас прозвучала?
Правильно это Вальс цветов из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Дмитрий Хворостовский, когда был маленьким как вы часто посещал театр
оперы и балета со своими родителями. И балет «Щелкунчик», был его самым
любимым.
А кто еще работает в театре оперы и балета?
Кто загадку отгадает?
В нашем театре выступает,
Словно бабочка порхает,
Кружится и вверх взлетает.
Что за чудная картина?
Кто танцует? - ……..(Балерина)
(Слайд №9 - На экране появляется фотография Н. Чеховской солистки
балета)
Фея Музыки: Ребята, а вы знаете, что в театре работает много артистов
балета. И на экране вы видите нашу известную балерину Наталью
Чеховскую. А еще в некоторых спектаклях балета принимают участие дети,
которые занимаются в хореографическом училище города Красноярска. Они
как настоящие артисты играют роли в костюмах.
(Слайд №10 -На экране появляется фотография детей выступающих на
сцене театра)
Фея Музыки: А кто из вас знает, как называется обувь, в которой танцуют
балерины? (ответы)
И сейчас вы увидите «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», в
исполнении наших юных балерин.
И поможет нам в этом нотка «ФА»
(Берет нотку и прикрепляет ее на нотный стан)
Девочки группы исполняют танец «Вальс снежных хлопьев»
Фея Музыки: А вы знаете, что артисты театра должны уметь передавать
настроение своего персонажа с помощью мимики. И сейчас мы поиграем с
вами в интересную театральную игру, в которую умеют играть все артисты
театра.
Выбирают по одной карточке. По очереди показывают эмоцию,
изображенную на картинке.
Игра по карточкам «Угадай эмоцию»
Слышится звучание часов на башне. Слайд №11- На экране появляется
фотография башни с часами на театральной площади.
ФеяМузыки: Слышите? Что это? (Ответы детей)
Фея Музыки: Часы на нашей театральной площади заиграли.
Они расположены как раз возле театра оперы и балета. В центре нашего
города, а значит мимо этих часов за один день проходит много людей, и
чтобы им не опоздать на работу или по своим делам, они их сверяют. И
сейчас они нам напоминают, что наша встреча подошла к концу и нам пора
возвращаться в детский сад.
Теперь закройте все глаза, три раза хлопнем, три раза топнем, вокруг себя
повернемся и на месте все пройдемся. А теперь откроем глаза.
(Слайд №12- На экране изображение детского сада)
III часть «Рефлексивная»
Воспитатель: Вот мы с вами вернулись обратно в детский сад.
Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: А что вам запомнилось больше всего?
Фея Музыки: И на прощание я хочу подарить вам эти
пригласительные билеты на детские спектакли, которые проходят в
театре оперы и балета. До новых встреч, друзья!
Дети уходят в группу.