Автор: Черникова Ольга Ивановна
Должность: учитель русскогоязыка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15 с УИОП
Населённый пункт: г.Заринск Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: ВПР - требования ФГОС
Раздел: среднее образование
ВПР – это требования ФГОС.
Тема– Всероссийские проверочные работы. Я буду говорить о том, что
любому учителю-предметнику важно и нужно нарабатывать компетенции по
процедуре мониторинга качества образовательных результатов учащихся,
буду говорить о положительных сторонах ВПР.
В информационном пространстве много отрицательных мнений о ВПР со
стороны участников образовательного процесса. Отчего это происходит? Это
новая процедура оценки качества, а новое всегда с трудом пробивается к
тому, чтобы доказать свою состоятельность. Нужно время для признания
эффективности данной процедуры.
Не секрет, что ВПР – это, по сути, контрольные работы, результат которых
не влияет на годовые оценки учеников по предметам. Главная цель –
проконтролировать уровень знания школьников и выявить слабые места
учебных программ, также важнейшей целью ВПР является обеспечение
единства образовательного пространства Российской Федерации и
поддержка реализации ФГОС.
Отмечу положительные стороны процедуры ВПР.
Что даёт ВПР ученику?
1. Данный вид проверки позволяет отследить личные успехи каждого
учащегося и спланировать индивидуальный образовательный маршрут
(создание специальных педагогических условий для возможности выбора
способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные
интересы учащихся при обучении) по устранению учебных дефицитов и
вовремя закрыть пробелы.
2. Система оценивания проверочной работы по русскому языку показывает,
какими компетенциями должен владеть учащийся, создается объективная
картина оценки качества знаний. Разве не должен ученик уметь списывать
текст, соблюдая орфографические и пунктуационные правила? Выполнять
различные виды разборов? Уметь составлять связный ответ на вопрос?
Определять тему и основную мысль текста и т.д. ФИСОКО разработан пакет
документов для объективной проверки. Внимательно ли мы, учителя,
изучаем этот пакет? Если бы подобную проверочную работу создавал
каждый учитель по своему усмотрению, то были бы результаты честными?
Ведь кто-то из нас создал ИКР сложнее, чем задания ВПР, а кто-то,
отталкиваясь от знаний и способностей классов, которые обучаешь. Также
наконец-то учителя получили от Рособрнадзора Приказ по оптимизации
количества контрольных работ в школах РФ, что позволяет внести
корректировку в их количество.
3. Если внимательно отслеживать КИМы каждого учащегося из года в год, то
можно заметить, что нарабатываемые компетенции плавно накладываются
на подготовку к ГИА. Согласитесь, лучше узнать, что школьная «пятерка» по
русскому языку не совсем соответствует действительности еще в 8 классе, а
не за несколько недель до ОГЭ или ЕГЭ.
Что даёт ВПР учителю?
1. В моей школе, как и в любой другой, очень серьёзно, ответственно
относятся к процедуре проведения ВПР. По-другому не может быть, когда
речь идёт о детях, на которых «обрушивается» поток проверок. Работы
выполнены, проверены, результаты получены. За какими параметрами
больше всего следим мы, учителя. За двумя!
1) индивидуальные результаты (которые не всегда в последующем мы
используем для составления индивидуальной программы каждого ученика);
2) сравниваем результаты своей школы с другими.
(Это очень важно, но есть и другие результаты. Позже скажу об этом).
2. Полученные результаты дают возможность выявить проблемные поля и
начать над ними работу. Здесь широкое поле деятельности. Многое зависит
от учителя: есть урок, на котором прорабатываешь информацию со всем
классом; есть внеурочная деятельность; есть Цифровые образовательные
платформы… Вариантов много. Есть условия для ликвидации учебных
дефицитов.
3. Есть занимательный документ (смотерть в отчётном пакете!), который
позволяет увидеть, насколько мы были необъективны при проверке работ
учащихся! Все ли учителя знают о том, что ФИСОКО всё знает о том, где мы
схитрили, объективно ли мы ставили отметки, совпадают ли они с теми
отметками, которые выставлены в ЭЖ? Ознакомившись с этим документом,
учитель может организовать не только индивидуальную работу с учащимися,
но и групповую. Именно этот пакетный отчёт даёт руководителям школы и
тем, кто свыше, информацию о нашей честности при проверке ВПР.
Поэтому ВПР - это экзамен и для учителей. Сколько бы ни было
возмущений по поводу проверки компетентности учителя, это данность,
реалии нашего времени. Рособрнадзор таким образом проверяет качество
преподавания тех или иных предметов. Педагоги получат отчет о пробелах в
знаниях учеников и поймут, на какие аспекты стоит обратить особое
внимание.
Что значит процедура проведения ВПР для школы?
1. В организационном плане много работы у ответственного за проведение
данного вида проверки.
2. Финансово эта процедура многозатратна.
3. Влияет на расписание уроков, важно не навредить учебному процессу.
Это не все моменты, но педагогический процесс не стоит на месте, идёт
развитие, новое никогда не принималось всеми и сразу. «Лицом к лицу лица
не увидать. Большое видится на расстояньи». ВПР – это требования ФГОС.
Это то, что должен освоить ребёнок по ФГОС. Успехов нам, учителям, на
этом поприще!
Подведу итоги выступления.
1. ВПР даёт возможность спланировать индивидуальный образовательный
маршрут.
2. Создается объективная картина оценки качества знаний.
3. Полученные результаты дают возможность выявить проблемные поля и
начать над ними работу
4. Есть различные условия для ликвидации учебных дефицитов.
5. Нарабатываемые знания, умения плавно накладываются на подготовку к
ГИА.
6. Необходимо изучать весь пакетный отчёт по проверке ВПР для
объективности и честности результатов.