Автор: Шумкова Юлия Джониевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 19
Населённый пункт: Пермский край. Яйва
Наименование материала: доклад
Тема: Математика в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Доклад .Математика в ДОУ
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких
мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На
решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки
мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической
подготовки.
Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно
полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и
познания, но и общества, социально-экономических областей. Математика — уникальная
наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. Ни
одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не
прошло через математические доказательства — писал Леонардо да Винчи.
Математика реализует не только мировоззренческие, но воспитательные, культурные и
эстетические функции.
Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать
в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и
исследовать как внешние связи, так и внутренние связи системы.
Эстетическая роль математики (эстетика — наука о прекрасном) состоит, в частности в
том, что она сводит разрозненные элементы и связи системы в целостную композицию,
обладающую эстетическими качествами (красота, обаяние, цвет, форма, пропорция,
симметрия, гармония, единство частей целого, полезность, удовольствие и др.).
Воспитательная роль математики состоит в том, что изучение и применение математики
вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и
трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и
игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые
задачи и др. Поэтому роль математики в жизни человека очень важна.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного
возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические
представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и
дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических
представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он
познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их
обучающим руководством.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место.
Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком,
повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более
интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка
узнавать цифры, считать, решать задачи.
Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его
всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции,
связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом
использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не
соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению,
памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении,
завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость
заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали
бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого
ребенка.
Работая над этой задачей я выявила ряд возможностей простых и доступных для
восприятия ребенка, но интересных и увлекательных для изучения математики «Развитие
математических способностей детей дошкольного возраста посредством сказок»