Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 1
Образовательная программа
«Школа волонтеров»
Возраст детей 14-18 лет.
Срок реализации 1 год.
Программу составила
Ключникова Ольга Михайловна,
социальный педагог.
с. Тасеево
2016 г.
Пояснительная записка
Решить проблему асоциального поведения детей только силами специалистов
практически невозможно. Необходимо привлекать к этой работе широкие слои
общественности, в том числе и самих подростков.
Когда человек делает осознанный выбор, он устанавливает собственные
внутренние границы. Наша задача – предоставить ему возможность сделать этот
выбор.
Подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной
стороны, и стремлением к объединению в группы со сверстниками, с другой.
Именно группа сверстников становится для подростков местом реализации
основных потребностей этого периода: потребности в общении, самореализации
и уважении. И часто именно авторитетный член группы становится сознательно
или бессознательно кумиром для подражания. Очень важно, чтобы этим кумиром
оказался человек, чьим жизненными ценностями являются здоровье, любовь,
самосовершенствование, помощь и поддержка других людей. Таким человеком
может стать подросток – волонтёр. Организуя работу с позиции «на равных»,
подросток
–
волонтёр
помогает
принять
участнику
занятий
на
себя
ответственность за свои решения и выбор.
Но подростки не обладают достаточными знаниями для пропаганды здорового
образа жизни, поэтому необходима организация специальных занятий, которые
призваны научить основным приемам работы в группе подростков.
Все обучение волонтеров должно проходить в тренинговом режиме.
Интерактивные
методы
обучения
позволяют
через
общение
более
глубоко
осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже
существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества,
как эмпатия, конгруэнтность.
В основе программы лежит установка на изменение отношения к употреблению
алкоголя и табакокурению. Развитие подросткового добровольчества послужит
толчком
для
изменения
устаревших
стереотипов
в
отношениях
между
подростками
и
взрослыми
и
создаст
условия
для
развития
ответственных
партнерских отношений.
Занятия
в
«Школе
волонтеров»
проводятся
на
базе
гимназии
№
4.
Возрастная группа: учащиеся
с 7 по 11 класс. Программой предусмотрена
теоретическая и практическая части, тренинги. Расписание строится из расчета 3
часа в неделю. Учащиеся, в ходе волонтерской работы получают возможность
удовлетворить свои потребности в социально приемлемой форме, узнать себя,
разрешить собственные проблемы, получить новые знания в области психологии,
приобрести
необходимые
навыки
личностной
ответственности,
улучшить
собственные коммуникативные способности и этим влиять на отношения, в том
числе
к
наркотикам
и
алкоголю.
Образовательный
процесс
строится
в
соответствии
с
возрастными
и
психологическими
возможностями
и
особенностями детей.
Способы поощрения волонтеров:
вручение «личной книжки волонтера»;
благодарственное письмо или грамота на место работы, учебы или родителям;
личная благодарность от известного человека;
знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение;
представительство на конференции, выставке и т.п.;
публичное признание заслуг с привлечением представителей средств
массовой информации или вручение чего-либо при большом скоплении народа.
Принадлежность
ребят,
проводящих
занятия
со
сверстниками,
к
одному
поколению,
способность
говорить
на
одном
языке,
их
успешность
и
привлекательный имидж, компетентность и доступность − все это увеличивает
положительный эффект профилактической работы.
Цель программы: подготовка, активизация и поддержка молодежных лидеров в
организации и проведении мероприятий по профилактике нарко- и алкогольной
зависимости, по пропаганде здорового образа жизни.
Задачи:
Готовить молодежных лидеров для работы в среде сверстников.
Возрождать
идеи
шефства
как
средства
распространения
идеологии
движения.
Обеспечивать
поддержку
движения
со
стороны
педагогов
и
родителей.
Создавать условия, позволяющие молодым людям своими силами
вести работу, направленную на снижение количества подростков аддиктивного
поведения.
Формировать опыт коммуникативного взаимодействия
Вовлекать
подростков «группы риска», к деятельности движения
силами молодежных лидеров.
Принципы:
1.Открытость
системы
–
участником
движения
может
стать
любой
подросток,
независимо
от
социального
статуса,
опыта,
предшествующего
вхождению в программу, способностей и интересов. Единственное условие для
подростка – соблюдать принципы, сформулированные в программе.
2. Развитие движения по принципу «step-by-step » (след в след). Во-первых,
этот принцип определяет то, как растет и развивается подростковая группа.
Приток новых членов движения осуществляется за счет неформального общения
и
поиска
единомышленников
среди
собственного
окружения.
Во-вторых,
движущей силой является инициатива подростковой группы. Это значит, что по
мере роста группового потенциала инициатива и ответственность постепенно
передаются от координатора и взрослых участников проекта подросткам.
3. Принцип активной позиции участников. Участвовать в программе не
значит
просто
«принадлежать
к
определенной
группе
подростков».
Участие
предполагает наличие собственного личного вклада в поддержку и развитие
движения.
4. «Не навреди» - поскольку программа сориентирована на работу с рядом
«небезопасных»
тем,
необходимо
обеспечить
психологическую
и
личную
безопасность подростка-участника и его окружения.
5. Ориентация на желания и потребности подростка – самый трудный для
взрослых принцип. Взрослый человек гораздо сильнее, чем ребенок, находится в
плену стереотипов. Ориентируясь в работе на желания подростка, мы создаем
условия для его внутреннего роста.
6. Принцип прав и ответственности участников – и подростки, и взрослые
участники программы обладают равными правами. Это значит, что все имеют
возможность проявлять инициативу, высказывать свое мнение, в равной степени
нести
ответственность
за
результаты
работы.
Принцип
важен
потому,
что
обеспечивает условия для свободы и творчества и не позволяет подросткам
относиться к программе лишь с потребительских позиций.
Критерии эффективности реализации программы
1.
Популярность идеи и деятельности добровольцев в школе.
2.
Рост числа добровольцев, желающих и способных заниматься
профилактической работой.
3.
Постоянное пополнение численности подростковых добровольческих служб
через привлечение и подготовку волонтёров
Ожидаемый конечный результат:
1. Включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по
формированию здорового образа жизни в детской и подростковой среде;
2. Формирование у волонтеров личностной ответственности за выполняемую
работу.
Условия реализации программы:
для
проведения
занятий
и
тренингов
имеется
кабинет,
оснащенный
компьютерной техникой (принтер, сканер, экран, мультимедийный
проектор,
цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера);
учащиеся
используют
возможность
участвовать
в
акциях,
семинарах,
тренингах разного уровня и направленности;
Учебно - тематическое планирование составлено на основе методического
пособия
по
программе
формирования
навыков
здорового
образа
жизни
у
подростков "Все , что тебя касается" издание фонда "Здоровая Россия" 2008 г,
Методических
рекомендаций
по
работе
с
волонтерами
издание
фонда
"Здоровая Россия" 2005 г, пособия для тренеров "Подготовка волонтеров для
работы
по
профилактике
ВИЧ-инфекций
среди
молодежи"
издание
фонда
"Здоровая Россия" 2005 г
Курс программы состоит из семинаров-тренингов. На таких занятиях тренер
может передать волонтерам большой объем информации и в последующем
оценить качество ее усвоения.
В результате реализации данной программы учащиеся должны овладеть
следующими умениями и навыками:
Информационно-технологические:
Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий
самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по
заданной теме;
Умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
Способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с
пониманием и по существу.
Учебно-познавательные :
Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего
места, режима работы, владения основными приёмами обработки материалов;
Умения и навыки мыслительной деятельности: осмыслить и осуществить
практическую работу;
Умения и навыки оценки и осмысления результатов своей деятельности:
навыки анализа проделанной работы (понравилась ли работа, какие чувства
она вызывает и т.п.).
Коммуникативные:
Умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим
мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную
работу на основе взаимопомощи и уважения;
Умение обмениваться информацией.
Умение дискутировать и защищать свою точку зрения
Умение выступать на публике (аудитория класса, параллели)
Социально-личностные:
способность вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное
мнение.
иметь собственную определенную позицию по отношению к употреблению
ПАВ и быть готовым говорить на эту тему со сверстниками;
Здоровьесберегающие компетенции:
Умение грамотно сформулировать заповеди здорового образа жизни;
Умение организовать и качественно провести тренинг для обучающихся
своего класса (своей параллели);
Содержание программы.
1 Раздел. Теория (55ч.)
1. История развития волонтерского движения;
2. Волонтерская организация как пространство развития подростков;
3. Основные Принципы Общения Равных (ОПОР).
4. Организационное поведение;
5. Подготовка волонтеров для работы в группе;
6. Первичка;
7. Багаж волонтера.
2 Раздел. Тренинги (89 ч.)
1. Искусство общения;
2. Жизненные ценности;
3. Эмоции;
4. Мужчина и женщина;
5. Разрешаем конфликты (конструктивное поведение в конфликтах);
6. Критическое мышление;
7. Курить или не курить;
8. Сопротивление давлению;
9. Наркотики: не влезай – убьет!
10. ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить;
11. Развитие характера (уверенное поведение);
12. Я абсолютно спокоен (поведение в стрессовых ситуациях);
13. Кризис: выход есть;
14. Алкоголь: мифы и реальность;
15. Мое мнение;
16. Толерантность;
17. Мое будущее. Стратегии успеха;
3 Раздел Разработка и проведение акций (40ч.)
4 Раздел Итоговая Рефлексия (2ч.)
Учебно-тематический план.
Перечень разделов
Количество часов
Общее
кол-во
часов
Формы
контроля
Теория
Практика
I.История развития волонтерского движения
За рубежом
1
0,5
1,5
В России.
1
0,5
1,5
2.
Волонтерская организация как пространство развития подростков
Кто такие волонтеры
1
1
2
Кластер
С кем работают волонтеры;
1
0,5
1,5
Как работают волонтеры
1
0,5
1,5
Как стать волонтером
2
-
2
Индивидуальные
качества
2
1,5
3,5
Тест
волонтера
Определение
возрастных
границ
-
1,5
1,5
3.Основные Принципы Общения Равных (ОПОР)
Доброжелательность
0,5
1
1,5
Деловая игра
Уважение
0,5
1
1,5
Деловая игра
Терпимость
0,5
1
1,5
Деловая игра
Внимательность
0,5
1,5
2
Деловая игра
Точность
0,5
0,5
1
Деловая игра
Искренность
0,5
0,5
1
Деловая игра
Честность
0,5
1
1,5
Деловая игра
Открытость
0,5
1
1,5
Деловая игра
Активного участия
0,5
1,5
2
Деловая игра
4.Организационное поведение
Организационное поведение
1
1
2
Организация
1
0,5
1,5
Кластер
Осознание собственной роли
в работе организации
0,5
1
1,5
Деловая игра
Целеполагание
0,5
1
1,5
Ситуация
Потеря времени
0,5
1
1,5
Тестирование
Мотивация
0,5
1
1,5
Тестирование
5.Подготовка волонтеров для работы в группе
Э т а п ы
ф о р м и р о в а н и я
рабочей группы
0,5
1,5
2
Ф о рм и р о ва н и е
р а б о ч е й
группы
0,5
1
1,5
Роли в группе
0,5
1
1,5
6. Первичка
Как подготовить занятие
1,5
2
3,5
Как работать с информацией
1,5
2
3,5
Как разработать мероприятие
1,5
2
3,5
Акция
7.Багаж волонтера
Искусство общения
1,5
3,5
5
Тренинг
Жизненные ценности
1
2
3
Тренинг
Эмоции
2
1,5
3,5
Тренинг
Мужчина и женщина
1
2
3
Тренинг
Конфликты
2
8
10
Тренинг
Критическое мышление
1,5
2
3,5
Тренинг
Курить или не курить;
1
2
3
Тренинг
Сопротивление давлению;
0,5
3
3,5
Тренинг
Наркотики
2,5
4,5
7
Тренинг
ВИЧ/СПИД
2
3
5
Тренинг
Развитие характера
3
8,5
11,5
Тренинг
Кризис
2
3
5
Тренинг
Алкоголь
2
3
5
Тренинг
Мое мнение
-
1,5
1,5
Тренинг
Толерантность
-
1,5
1,5
Тренинг
Мое будущее.
2
3
5
Тренинг
Стратегии успеха
0,5
3,5
4
Тренинг
8.Разработка и проведение акций
К дню борьбы со СПИДом
1
9
10
Анализ
мероприятия
Теплый дом
1
9
10
Анализ
мероприятия
День здоровья
1,5
3,5
5
Анализ
мероприятия
9. Рефлексия.
Анкетирование
0,5
0,5
Анкетирование
Заполнение
рефлексивных
карточек
0,5
0,5
заполнение
карточек
А н а л и з
д е я т е л ь н о с т и
волонтера
1
1
эссе-
размышление
Итого
55
120
175
Список используемой литературы
1. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – СПб.: Питер, 2002.
2. Все в наших руках. Пособие по первичной профилактике ВИЧ/СПИДа среди
молодежи.– М.: МСПЦ «ДВЕРИ», 2001-2003.
3. В наших силах предупредить. Пособие по первичной профилактике наркома-
нии среди молодежи. – М.: МСПЦ «ДВЕРИ», 2002.
5. Гамезо М., Герасимова В., Горелова Г., Орлова Л. Возрастная психология: лич-
ность от молодости до старости. – М.: «Ноосфера», 1999.
6. Здоровый образ: Стиль 2000. Учебник для работы по профилактике поведения
высокой степени риска детей и подростков. – СПб: Взгляд в будущее, 2000.
8. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений. – СПб.: Питер, 2001.
9. Кобылецкая В., Ячевский А. О мальчиках и девочках. – М.: Профиздат, 1991.
10. Лидерс А. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2003.
11. Ментс М. ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб.: Питер,
2002.
12. Мойта М., Сантуш М. Поговорим о сексуальности. – М.: РАПС, 1996.
13. Молодежь против СПИДа: Руководство по работе с молодежью в области
профилактики ВИЧ/СПИДа и других ЗППП. – Международная Федерация об-
ществ КК и КП, 2000.
14. Мне не все равно, а тебе? Шаг за шагом от наркотиков: Руководство для во-
лонтеров. – СПб: Центр профилактики наркомании, 2002.
15. СПИД в вопросах и ответах. – М.: Просветительский центр «ИНФО_Плюс»,
2002.
16. Справочник для тренеров по системе обучения «равный – равному»:
ВИЧ/СПИД и репродуктивное здоровье. – Рига, 2003.
17. Участие детей и молодежи в процессах принятия решений. Сборник ре-
сурсных материалов. Опыт реализации проектов. – Киев: ЮНИСЕФ, 2002.
18. Шевелева Ю., Тагиев А. Игровые семинары с подростками по гражданскому
образованию.– М.: Центр «Подвал», 2000.
19. Энциклопедия сексуальной жизни для подростков. – М.: Дом, 1994.
20. Я обучаю сверстника. – Минск: Фиальта, 2001.
21. Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в
области профилактики ВИЧ/СПИДа, наркозависимости и ИППП. – Новосибирск,
«Гуманитарный проект», 2000.
22. Я хочу стать Тренером: Программа обучения волонтеров «равные – равным».
– Саратов, 2003