Напоминание

Профилактика межличностных конфликтов - способ предупреждения насилия


Автор: Кочубей Татьяна Валентиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Профилактика межличностных конфликтов - способ предупреждения насилия
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ –

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Составитель: Кочубей Т.В., педагог-психолог

ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района

Феномен насилия в школах

Дети

во

всем

мире

сталкиваются

с

насилием

в

семье,

в

местном

сообществе и в образовательных организациях.

Насилие

в

образовательных

организациях

имеет

различную

природу

и

характер, проявляется как в форме однократных насильственных действий,

так и в виде постоянных издевательств, унижений и систематической травли

(буллинга). Насилие может быть физическим и словесным, выражаться в

насильственных

действиях

и

высказываниях

сексуального

характера,

преследовать материальную выгоду (вымогательство и отбирание вещей и

денег)

и,

практически

всегда,

наносит

психологическую

травму

всем

вовлеченным

сторонам.

Насилие

может

исходить

как

от

учителей

в

отношении обучающихся, так и от обучающихся в отношении учителей или

сверстников.

По данным статистики детского телефона доверия, действующего с

2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений,

связанных с насилием над ребенком, за последние пять лет выросло в 3,5 раза

(в 2010 году – 4330 обращений; в 2014 году – 15 556; из них: в семье – 1800 и

6498,

вне

семьи

843

и

2113,

среди

сверстников

1463

и

5955

соответственно).

По

данным

общероссийского

репрезентативного

исследования,

проведенного в 2011 году среди детей и молодых людей в возрасте 11–24 лет,

5,8

%

всех

опрошенных

подвергались

насилию

в

образовательных

организациях. В почти трети случаев (27,2 %) это было насилие со стороны

учителей

в

отношении

учащихся,

в

остальных

72,8

%

случаях

насилие

совершалось среди учащихся.

Насилие

в

образовательных

организациях

глобальная

проблема,

которая

распространена

повсеместно

и

имеет

серьезные

последствия.

Насилие отрицательно влияет на посещаемость, способности и мотивацию

учащихся

к

обучению

и,

в

конечном

итоге,

на

их

академическую

успеваемость.

Из-за

насилия

дети

бросают

школу,

тем

самым

лишаясь

возможности реализовать свое право на образование в полной мере.

Насилие ослабляет привязанность обучающихся к образовательной

организации, вызывает у них чувство страха и отсутствия безопасности, что

само

по

себе

противоречит

задачам

воспитания,

идет

вразрез

с

правом

учиться в безопасной и доброжелательной среде.

Несмотря

на

масштабность

и

сложность

проблемы,

система

образования имеет большие возможности для профилактики насилия.

Ее

профессиональный и

организационный ресурс,

сфера ее

социального

влияния позволяют осуществлять комплексное и системное воздействие на

всех участников образовательного процесса в целях формирования модели

поведения, основанной на взаимном уважении и недопущении насилия в

межличностных отношениях и совместной деятельности.

Что такое насилие?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие

как

преднамеренное

применение

физической

силы

или

власти,

действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или

группу лиц, которое влечет или, с большой вероятностью, может повлечь

нанесение

телесных

повреждений,

психологической

травмы,

смерть,

отклонения в развитии или другой ущерб. Насилие отличается от других

действий тем, что оно носит преднамеренный характер.

К насильственным относятся также действия, в которых используется

не физическая сила, а власть над человеком, то есть угрозы, принуждение,

шантаж и запугивание. Если лицо, обладающее властью над другим лицом,

проявляет к последнему пренебрежение, отказывает в заботе и помощи,

такие действия также считаются насилием.

Виды и формы насилия в образовательном учреждении

Физическое насилие – это действия с применением физической силы в

целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства.

Существует широкий спектр моделей поведения, которые рассматриваются

как физическое насилие: удары наносимые рукой, ногой, при помощи каких-

либо предметов, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, надирание

ушей, принуждение оставаться в какой-либо неудобной или унизительной

позе,

удушение,

дерганье

за

волосы,

тряска

и

нападение

с

каким-либо

предметом

или

оружием

и

др.

Физическое

насилие

может

привести

к

физическим и психологическим травмам, инвалидности пострадавшего или

смерти в результате травмы или суицида.

Нередко

учащиеся

сталкиваются

в

образовательной

организации

с

порчей

или

насильственным отбиранием

имущества

(одежды,

школьных

принадлежностей,

личных

вещей,

телефонов

и

др.)

и

денег.

Часто

это

проявляется через вымогательство – разовое или периодическое требование

денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы

физической силой, разглашения каких-то сведений, распространения слухов

и сплетен.

Подобные действия наносят жертве не только материальный, но и моральный

ущерб от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха,

унижения).

Психологическое насилие включает в себя совокупность намеренных

вербальных

и

поведенческих

действий,

нацеленных

на

унижение

достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную

изоляцию

человека.

Психологическое

насилие

может

проявляться

через

насмешки, обзывания (присвоение обидных кличек), высмеивание, отказ от

общения, недопущение в группу, игру, на спортивное занятие или другое

мероприятие,

а

также

через

оскорбление,

грубые

и

унизительные

высказывания,

ругань,

которые

подрывают

самооценку

и

самоуважение

человека,

убеждают

его

в

«никчемности»,

отверженности

со

стороны

сверстников или всего сообщества, обесценивают его личность.

Физическое

и

психологическое

насилие

часто

начинается

с

запугивания

угроз

в

устной

или

письменной

форме

том

числе

с

использованием электронной почты, социальных сетей), физических нападок

и других действий с целью внушить страх, подчинить жертву, принудить ее к

совершению каких-либо действий. Запугивание основано на реальном или

предполагаемом неравенстве сил обидчика и пострадавшего. Если обидчик

не получает должного отпора, как правило, он вновь и вновь прибегает к

запугиванию – оно становится систематическим.

Сексуальное

насилие

это

принуждение человека

к

сексуальным

отношениям помимо его желания и воли.

Дискриминация

подразумевает

предвзятое

или

отличительное

обращение с человеком на основании его национальности, пола, социально-

экономического

положения,

религиозной

принадлежности,

инвалидности,

особенностей развития или поведения,

наличия заболевания или любого

другого признака.

Дискриминация

может

проявляться

по-разному:

явно

и

открыто

через

оскорбительные

и

унижающие

достоинство

человека

высказывания,

комментарии,шутки, клички и обзывания, исключение из игр и мероприятий,

а также неявно через предвзятое, неравное отношение.

Буллинг

это

повторяющиеся

акты

различных

видов

насилия

и

издевательств, описанных выше, со стороны одного лица или группы лиц в

отношении индивида, который не может себя защитить.

Буллинг всегда преследует цель затравить жертву, вызвать у нее страх,

деморализовать,

унизить,

подчинить.

В

образовательном

учреждении

буллинг встречается среди сверстников и часто происходит в отношении

младших учеников со стороны более старших.

Чаще всего буллинг – это сознательно планируемое продолжающееся

во

времени

физическое

и

(или)

психологическое

насилие,

прекращение

которого требует вмешательства третьих лиц – директора, учителей, других

работников

школы,

учеников,

родителей,

а

иногда

и

представителей

правоохранительных органов.

С

развитием

современных

информационных

технологий

получил

распространение еще один вид буллинга

кибербуллинг: использование

мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей,

блогов,

чатов

для

преследования

человека,

распространения

о

нем

конфиденциальной

информации,

сплетен,

порочащих

и

оскорбительных

сообщений.

Невмешательство

учителей,

равнодушие

одноклассников позволяют

насильственным

действиям

повторяться,

а

подвергающийся

им

ученик

постепенно теряет способность и волю к сопротивлению. Его уязвимость

провоцирует последующие нападения.

Профилактика межличностных конфликтов

Предупреждение насилия должно проводиться среди всех учащихся и

быть направлено на формирование у них просоциального поведения, умений

и навыков развития и поддержания здоровых межличностных отношений.

Одной

из

форм

работы

по

предупреждению

насилия

является

профилактика межличностных конфликтов среди школьников.

Задача педагогов организовать такую работу в школе и возглавить ее.

Согласно

результатам

опросов

учителей,

в

образовательной

среде

конфликты чаще всего возникают в диаде «ученик - ученик». Конфликты в

ученической

среде

характерны

для

всех

поколений,

они

«вплетены»

в

процесс социализации, являются способом самоутверждения в коллективе

сверстников,

проявлением

стремления

к

индивидуализации.

Количество

конфликтов между учащимися зависит от того, насколько успешно проходят

процессы адаптации ребенка к школе, от особенностей его социализации,

характера

семейных

отношений,

от

сформированных

у

него

духовных,

нравственных ценностей.

Конфликты

между

детьми,

как

правило,

связаны

с

эмоционально-

личностным отношением школьников к одноклассникам, их поступкам. При

этом противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым

(действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.), спонтанно

возникшим

и

преднамеренным,

заранее

спланированным

или

просто

спровоцированным. Зачастую детские конфликты лишены целесообразности,

однако и они могут играть позитивную роль, например, способствовать

усвоению ребенком норм конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Конфликты типа «учащийся

- учащийся»

вызываются внешними и

внутренними причинами. К внешним причинам можно отнести:

- учебные перегрузки детей, общую утомляемость учащихся, ведущие

к обострению противоречий;

- смену школьного (или классного) коллектива и возникающие при

этом трудности адаптации новичков;

- общую неблагоприятную морально-психологическую атмосферу

в классе.

К внутренним причинам прежде всего относится

- несформированный навык рефлексии, т.е. способности осознавать

себя и свое поведение. Оценочная деятельность, в том числе в отношении

самого себя, у ребенка развивается постепенно, поэтому далеко не всегда он

способен адекватно оценивать свои действия с позиции их соответствия

социальным нормам и требованиям.

-

Восприятие

школьника

одноклассниками,

принятие

или

непринятие его группой - еще один фактор, лежащий в основе конфликтного

поведения учащихся. Каждый из них имеет определенный социометрический

статус в группе: «звезда», предпочитаемый, принимаемый, пренебрегаемый,

отверженный

(«изгой»,

«козел

отпущения»,

«аутсайдер»).

Высокий

социометрический статус

придает

уверенности

его

обладателю,

который

может провоцировать конфликты с учителем или с кем-то из учеников,

будучи уверенным, что поддержка одноклассников ему обеспечена. Низкие

социометрические

статусы

-

пренебрегаемый

и

отверженный

-

свидетельствуют об отсутствии друзей и нередко приводят к негативным

взаимоотношениям

их

носителей

с

группой,

влияют

на

психическое

состояние

личности

(повышаются

тревожность,

озлобленность,

агрессивность). Это неизбежно проявляется в поведении школьника и может

быть причиной возникновения конфликтных ситуаций в группе.

- Значительная часть конфликтов среди учеников происходит из-за

стремлением

к

лидерству

в

группе.

Они

могут

возникать

между

признанным лидером и претендующим на роль лидера членом микрогруппы,

при взаимодействии лидеров нескольких микрогрупп, каждый из которых

претендует на признание его авторитета всем классом. По наблюдениям

психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с

демонстрацией

превосходства,

цинизма,

жестокости,

безжалостности.

Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя тем

самым

его

масштабы.

Задача

учителя

при

урегулировании

конфликтов

данного

типа

-

найти

каждому

лидеру

свою

специфическую

сферу

лидирования.

- Конфликтность отдельных учеников связана с их индивидуально-

психологическими

особенностями,

в

частности

с

повышенной

агрессивностью. Причем наличие в классе агрессивных учеников повышает

вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них - между

другими учениками. Кроме того, дети часто ссорятся, бывают агрессивны,

если

у

них

нет

других способов

самореализации. Занятия

в

кружках и

секциях, увлекающие ребенка, снижают негативизм, дают положительные

эмоции,

формируют

целеустремленность,

переключают

на

интересное

и

полезное

времяпрепровождение.

Задача

учителей

-

научить

детей

конструктивно выходить из возникающих конфликтных ситуаций, не доводя

дело до агрессивных действий при решении проблемы.

- Одной из распространенных причин конфликтов между учащимися

является

отсутствие

у

детей

коммуникативных

навыков

(грубость,

хамство, жестокость, озлобленность, демонстрация личного превосходства,

отсутствие сочувствия к другим).

-

Экспериментальные

исследования

показывают,

что

частота

и

характер

конфликтов

зависит

от

уровня

развития

ученического

коллектива и учебно-воспитательного коллектива в целом. Чем выше

уровень

социально-психологического

развития

группы,

тем

реже

в

ней

складываются

конфликтные

ситуации,

в

основе

которых

лежат

индивидуалистические тенденции ее членов.

В разных школьных возрастах конфликты между учениками имеют

свои

особенности.

В

младших

классах

они

могут

быть

связаны

с

расхождением

во

взглядах

на

правильность

игровых

действий,

с

эмоциональной

реакцией

на

поведение

и

действия

другого

ребенка.

Отношения между подростками обостряются в силу формирования в данном

возрасте

нравственных

критериев

оценки

окружающих.

Подростки

максималистичны в своих требованиях и оценках, они не прощают подлость

и предательство, подхалимство, ложь и высокомерие.

Конфликт

неотъемлемая

часть

жизни

любого

школьного

сообщества,

более

того,

они

необходимы,

т.к.

приводят

к

развитию

отдельных учеников и их классных коллективов, а также к пониманию того,

как

можно

и

как

нельзя

поступать

по

отношению

к

одноклассникам,

приобретению

навыков

обсуждения

проблемы,

терпимости

к

различным

точкам зрения, отличным от собственной, развитию эмпатии в отношении к

оппоненту и т. д.

Важно

не

избегать

конфликтов,

а

направлять

их

энергию

в

позитивное русло.

См. в Приложении 1 Перечень профилактических мероприятий.

Приложения

Приложение 1.

Меры профилактики конфликтов

Источники конфликтов

Профилактические мероприятия

1

Учебные перегрузки детей, общая

утомляемость учащихся

Психолого-педагогическое сопровождение

Поддержка и развитие учебных навыков

Режим дня

Выбор оптимального маршрута обучения

(направление на ТПМК)

2

Смена школьного/классного

коллектива и возникающие при этом

трудности адаптации

Психолого-педагогическая поддержка

Обучение навыкам саморегуляции,

коммуникативным навыкам, навыкам

разрешения конфликтов

3

Общая неблагоприятная морально-

психологическая атмосфера в классе

Анализ принятых в классе норм и правил

поведения и их коррекция

Использование коллективных форм

деятельности на уроках и во внеурочной

деятельности (диспуты, деловые игры,

общественные мероприятия и пр.)

Групповые психологические занятия для

развития навыков сотрудничества, навыков

разрешения конфликтов

Индивидуальные психологические

консультации

См. Приложение 2.

4

Принятие/отвержение ученика

группой

Психолого-педегогическая поддержка

отверженных учащихся

Психолого-педагогическая работа с

потенциально конфликтными «звездами»

Обучение навыкам саморегуляции и

навыкам разрешения конфликтов

5

Стремление школьников к лидерству

Помочь определить каждому его сферу

лидерства

Обучение навыкам сотрудничества в группе

Обучение навыкам саморегуляции и

навыкам разрешения конфликтов в группе

6

Повышенная агрессивность

отдельных учащихся

Обучение навыкам саморегуляции

Обучение навыкам сотрудничества в группе

7

Отсутствие у школьников

коммуникативных навыков

Обучение коммуникативным навыкам

Использование коллективных форм

деятельности на уроках и во внеурочной

деятельности (диспуты, деловые игры,

общественные мероприятия и пр.)

8

Низкий уровень развития

ученического коллектива

Групповые психологические занятия для

развития навыков сотрудничества

Поддержание позитивного климата в классе

См. Приложение 2.

Приложение 2.

Рекомендации классному руководителю/учителю

по формированию и поддержанию позитивного

социально-психологического климата в классе (группе)

Для

поддержания

дисциплины

и

управления

образовательным

процессом

используйте

позитивный

подход:

по

мере

возможности

формулируйте

правила

поведения

и

требования

к

обучающимся

в

форме

«как

надо»,

а

не

как

«не

надо»

поступать.

Подкрепляйте

конструктивное

поведение

учеников

зрительным

контактом,

одобрительным кивком головы или улыбкой.

Привлекайте обучающихся к разным совместным делам, чтобы каждый

чувствовал свою сопричастность к решению общих задач: подготовке

мероприятий,

дежурству,

организации

экскурсии,

субботника,

проведению акций и др. Поощряйте участие застенчивых и робких

детей

и

подростков.

Давайте

им

задания,

в

которых

они

смогут

реализовать

себя

в

полной

мере

и

преодолеть

застенчивость.

Поддерживайте желание учеников помогать друг другу в выполнении

домашнего задания, подготовке к контрольной, тренировке навыков

для сдачи нормативов по физкультуре и др.

Акцентируйте

важность

и

ценность

многообразия

(культурного,

национального, религиозного и др.), а также различных способностей и

умений,

вкусов

и

предпочтений,

физических

и

интеллектуальных

возможностей. Подчеркните, что все люди в целом и обучающиеся

данного класса (группы) в частности чем-нибудь отличаются друг от

друга и именно это придает им неповторимость. При необходимости

расскажите о причинах, по которым некоторые обучающиеся ведут

себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности

в

учебе,

имеют

ограничения

в

занятиях

спортом

и

играх

из-за

нарушений развития или болезни.

Не допускайте сами и пресекайте со стороны других любые насмешки,

обидные

комментарии

в

адрес

обучающихся,

имеющих

особые

образовательные

потребности,

особенности

в

физическом

или

умственном

развитии,

внешнем

виде,

поведении,

а

также

менее

успешных

в

учебе

или

хуже

развитых

физически,

мигрантов,

представителей национальных или религиозных меньшинств, детей,

семьи которых имеют низкий социальный и материальный статус.

Не

противопоставляйте

обучающегося

коллективу

ни

в

положительном,

ни

в

отрицательном

ключе.

Не

перехваливайте

обучающегося как самого способного, умного, ответственного, чтобы

не

вызвать

к

нему

зависть.

Также

не

выделяйте

обучающегося

какединственного, кто не решил задачу, не пробежал дистанцию, не

участвовал в мероприятии, чтобы не унизить его и не выставить на

смех. В классе (группе) не должно быть «любимчиков» и тех, кого

учитель явно недолюбливает.

Не обсуждайте и не оценивайте личностных качеств обучающегося

перед всем классом

(группой):

не

сравнивайте

обучающихся,

их

способности,

умения,

достижения, не обсуждайте недостатки и слабые места обучающихся,

чтобы

не

провоцировать

над

ними

насмешки

и

издевательства.

Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.

Своим личным примером показывайте уважительное отношение ко

всем

членам

учебного

коллектива,

разъясняйте

обучающимся,

как

вести

и

разговаривать

(общаться)

уважительно.

Не

оставляйте

без

внимания ни одного случая неуважительного (дискриминационного)

поведения или высказывания, унижающего достоинство человека из-за

его

пола,

этнического

происхождения,

национальности,

языка,

религиозной принадлежности, социально-экономического положения,

наличия инвалидности или заболевания.

Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не

карательный

характер.

Вынося

обучающемуся

порицание,

давайте

характеристику его поступку и возможным последствиям, а не его

личности. Обсуждайте то, что случилось, не делайте заключений, что

ученик

ведет

себя

так

всегда.

Это

только

закрепляет

негативное

поведение.

Не призывайте весь класс (группу) к коллективной ответственности за

нарушение

дисциплины, какой-либо

проступок

отдельного

ученика

или его неспособность выполнить коллективное задание.

Ученика, которого в классе (группе) не принимают, или того, кто

систематически нарушает дисциплину на уроке, можно посадить рядом

с

уверенным

в

себе,

имеющим

определенный

авторитет

у

одноклассников

и

неагрессивным

сверстником.

Не

усиливайте

изоляцию отвергаемых обучающихся, сажая их отдельно. Если более

активный и агрессивно настроенный обучающийся постоянно задирает,

обижает своего тихого соседа, рассадите их, не допуская закрепления

такого поведения.

В

классе

(группе),

где

есть

отвергаемые

дети,

при

проведении

командных или групповых мероприятий распределяйте обучающихся

заранее, чтобы не допустить ситуации, когда ни

одна команда

не

захочет принять их к себе. В таком классе (группе) по возможности

избегайте соревнований и соперничества, чтобы в неудаче не обвинили

отверженных.

Помогите

непопулярному обучающемуся показать

свою полезность

для

коллектива.

Привлеките

его

к

участию

в

мероприятии класса

(группы), где он сможет реализовать свои способности. Совместная

деятельность сплачивает коллектив.

Помогите обучающемуся сохранить или восстановить свою репутацию,

«сохранить лицо». Если он совершил проступок или попал в неловкую

ситуацию, дайте ему шанс исправиться. Например, если вы застали

обучающегося, когда он вытаскивал из сумкиодноклассницы телефон,

поговорите с ним наедине и пообещайте не предавать этот случай

огласке при условии, если ученик так больше не будет поступать.

Не

пренебрегайте

жалобами

учеников.

Даже

если

случай

незначительный и не требует немедленных действий, наблюдайте за

ситуацией, чтобы лучше в ней разобраться и вовремя принять меры.

Враждебные высказывания обучающихся по отношению друг к другу,

оскорбительные записки и рисунки, другие проявления агрессивности

не должны оставаться без внимания. Абсолютно недопустимо говорить

в ответ на сообщение о насилии или жалобу на притеснение: «Хватит

жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь»



В раздел образования