Автор: Кочубей Татьяна Валентиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Профилактика межличностных конфликтов - способ предупреждения насилия
Раздел: среднее образование
ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ –
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ
Составитель: Кочубей Т.В., педагог-психолог
ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района
Феномен насилия в школах
Дети
во
всем
мире
сталкиваются
с
насилием
в
семье,
в
местном
сообществе и в образовательных организациях.
Насилие
в
образовательных
организациях
имеет
различную
природу
и
характер, проявляется как в форме однократных насильственных действий,
так и в виде постоянных издевательств, унижений и систематической травли
(буллинга). Насилие может быть физическим и словесным, выражаться в
насильственных
действиях
и
высказываниях
сексуального
характера,
преследовать материальную выгоду (вымогательство и отбирание вещей и
денег)
и,
практически
всегда,
наносит
психологическую
травму
всем
вовлеченным
сторонам.
Насилие
может
исходить
как
от
учителей
в
отношении обучающихся, так и от обучающихся в отношении учителей или
сверстников.
По данным статистики детского телефона доверия, действующего с
2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений,
связанных с насилием над ребенком, за последние пять лет выросло в 3,5 раза
(в 2010 году – 4330 обращений; в 2014 году – 15 556; из них: в семье – 1800 и
6498,
вне
семьи
–
843
и
2113,
среди
сверстников
–
1463
и
5955
соответственно).
По
данным
общероссийского
репрезентативного
исследования,
проведенного в 2011 году среди детей и молодых людей в возрасте 11–24 лет,
5,8
%
всех
опрошенных
подвергались
насилию
в
образовательных
организациях. В почти трети случаев (27,2 %) это было насилие со стороны
учителей
в
отношении
учащихся,
в
остальных
72,8
%
случаях
насилие
совершалось среди учащихся.
Насилие
в
образовательных
организациях
–
глобальная
проблема,
которая
распространена
повсеместно
и
имеет
серьезные
последствия.
Насилие отрицательно влияет на посещаемость, способности и мотивацию
учащихся
к
обучению
и,
в
конечном
итоге,
на
их
академическую
успеваемость.
Из-за
насилия
дети
бросают
школу,
тем
самым
лишаясь
возможности реализовать свое право на образование в полной мере.
Насилие ослабляет привязанность обучающихся к образовательной
организации, вызывает у них чувство страха и отсутствия безопасности, что
само
по
себе
противоречит
задачам
воспитания,
идет
вразрез
с
правом
учиться в безопасной и доброжелательной среде.
Несмотря
на
масштабность
и
сложность
проблемы,
система
образования имеет большие возможности для профилактики насилия.
Ее
профессиональный и
организационный ресурс,
сфера ее
социального
влияния позволяют осуществлять комплексное и системное воздействие на
всех участников образовательного процесса в целях формирования модели
поведения, основанной на взаимном уважении и недопущении насилия в
межличностных отношениях и совместной деятельности.
Что такое насилие?
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие
как
преднамеренное
применение
физической
силы
или
власти,
действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или
группу лиц, которое влечет или, с большой вероятностью, может повлечь
нанесение
телесных
повреждений,
психологической
травмы,
смерть,
отклонения в развитии или другой ущерб. Насилие отличается от других
действий тем, что оно носит преднамеренный характер.
К насильственным относятся также действия, в которых используется
не физическая сила, а власть над человеком, то есть угрозы, принуждение,
шантаж и запугивание. Если лицо, обладающее властью над другим лицом,
проявляет к последнему пренебрежение, отказывает в заботе и помощи,
такие действия также считаются насилием.
Виды и формы насилия в образовательном учреждении
Физическое насилие – это действия с применением физической силы в
целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства.
Существует широкий спектр моделей поведения, которые рассматриваются
как физическое насилие: удары наносимые рукой, ногой, при помощи каких-
либо предметов, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, надирание
ушей, принуждение оставаться в какой-либо неудобной или унизительной
позе,
удушение,
дерганье
за
волосы,
тряска
и
нападение
с
каким-либо
предметом
или
оружием
и
др.
Физическое
насилие
может
привести
к
физическим и психологическим травмам, инвалидности пострадавшего или
смерти в результате травмы или суицида.
Нередко
учащиеся
сталкиваются
в
образовательной
организации
с
порчей
или
насильственным отбиранием
имущества
(одежды,
школьных
принадлежностей,
личных
вещей,
телефонов
и
др.)
и
денег.
Часто
это
проявляется через вымогательство – разовое или периодическое требование
денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы
физической силой, разглашения каких-то сведений, распространения слухов
и сплетен.
Подобные действия наносят жертве не только материальный, но и моральный
ущерб от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха,
унижения).
Психологическое насилие включает в себя совокупность намеренных
вербальных
и
поведенческих
действий,
нацеленных
на
унижение
достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную
изоляцию
человека.
Психологическое
насилие
может
проявляться
через
насмешки, обзывания (присвоение обидных кличек), высмеивание, отказ от
общения, недопущение в группу, игру, на спортивное занятие или другое
мероприятие,
а
также
через
оскорбление,
грубые
и
унизительные
высказывания,
ругань,
которые
подрывают
самооценку
и
самоуважение
человека,
убеждают
его
в
«никчемности»,
отверженности
со
стороны
сверстников или всего сообщества, обесценивают его личность.
Физическое
и
психологическое
насилие
часто
начинается
с
запугивания
–
угроз
в
устной
или
письменной
форме
(в
том
числе
с
использованием электронной почты, социальных сетей), физических нападок
и других действий с целью внушить страх, подчинить жертву, принудить ее к
совершению каких-либо действий. Запугивание основано на реальном или
предполагаемом неравенстве сил обидчика и пострадавшего. Если обидчик
не получает должного отпора, как правило, он вновь и вновь прибегает к
запугиванию – оно становится систематическим.
Сексуальное
насилие
–
это
принуждение человека
к
сексуальным
отношениям помимо его желания и воли.
Дискриминация
подразумевает
предвзятое
или
отличительное
обращение с человеком на основании его национальности, пола, социально-
экономического
положения,
религиозной
принадлежности,
инвалидности,
особенностей развития или поведения,
наличия заболевания или любого
другого признака.
Дискриминация
может
проявляться
по-разному:
явно
и
открыто
через
оскорбительные
и
унижающие
достоинство
человека
высказывания,
комментарии,шутки, клички и обзывания, исключение из игр и мероприятий,
а также неявно через предвзятое, неравное отношение.
Буллинг
–
это
повторяющиеся
акты
различных
видов
насилия
и
издевательств, описанных выше, со стороны одного лица или группы лиц в
отношении индивида, который не может себя защитить.
Буллинг всегда преследует цель затравить жертву, вызвать у нее страх,
деморализовать,
унизить,
подчинить.
В
образовательном
учреждении
буллинг встречается среди сверстников и часто происходит в отношении
младших учеников со стороны более старших.
Чаще всего буллинг – это сознательно планируемое продолжающееся
во
времени
физическое
и
(или)
психологическое
насилие,
прекращение
которого требует вмешательства третьих лиц – директора, учителей, других
работников
школы,
учеников,
родителей,
а
иногда
и
представителей
правоохранительных органов.
С
развитием
современных
информационных
технологий
получил
распространение еще один вид буллинга
– кибербуллинг: использование
мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей,
блогов,
чатов
для
преследования
человека,
распространения
о
нем
конфиденциальной
информации,
сплетен,
порочащих
и
оскорбительных
сообщений.
Невмешательство
учителей,
равнодушие
одноклассников позволяют
насильственным
действиям
повторяться,
а
подвергающийся
им
ученик
постепенно теряет способность и волю к сопротивлению. Его уязвимость
провоцирует последующие нападения.
Профилактика межличностных конфликтов
Предупреждение насилия должно проводиться среди всех учащихся и
быть направлено на формирование у них просоциального поведения, умений
и навыков развития и поддержания здоровых межличностных отношений.
Одной
из
форм
работы
по
предупреждению
насилия
является
профилактика межличностных конфликтов среди школьников.
Задача педагогов организовать такую работу в школе и возглавить ее.
Согласно
результатам
опросов
учителей,
в
образовательной
среде
конфликты чаще всего возникают в диаде «ученик - ученик». Конфликты в
ученической
среде
характерны
для
всех
поколений,
они
«вплетены»
в
процесс социализации, являются способом самоутверждения в коллективе
сверстников,
проявлением
стремления
к
индивидуализации.
Количество
конфликтов между учащимися зависит от того, насколько успешно проходят
процессы адаптации ребенка к школе, от особенностей его социализации,
характера
семейных
отношений,
от
сформированных
у
него
духовных,
нравственных ценностей.
Конфликты
между
детьми,
как
правило,
связаны
с
эмоционально-
личностным отношением школьников к одноклассникам, их поступкам. При
этом противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым
(действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.), спонтанно
возникшим
и
преднамеренным,
заранее
спланированным
или
просто
спровоцированным. Зачастую детские конфликты лишены целесообразности,
однако и они могут играть позитивную роль, например, способствовать
усвоению ребенком норм конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Конфликты типа «учащийся
- учащийся»
вызываются внешними и
внутренними причинами. К внешним причинам можно отнести:
- учебные перегрузки детей, общую утомляемость учащихся, ведущие
к обострению противоречий;
- смену школьного (или классного) коллектива и возникающие при
этом трудности адаптации новичков;
- общую неблагоприятную морально-психологическую атмосферу
в классе.
К внутренним причинам прежде всего относится
- несформированный навык рефлексии, т.е. способности осознавать
себя и свое поведение. Оценочная деятельность, в том числе в отношении
самого себя, у ребенка развивается постепенно, поэтому далеко не всегда он
способен адекватно оценивать свои действия с позиции их соответствия
социальным нормам и требованиям.
-
Восприятие
школьника
одноклассниками,
принятие
или
непринятие его группой - еще один фактор, лежащий в основе конфликтного
поведения учащихся. Каждый из них имеет определенный социометрический
статус в группе: «звезда», предпочитаемый, принимаемый, пренебрегаемый,
отверженный
(«изгой»,
«козел
отпущения»,
«аутсайдер»).
Высокий
социометрический статус
придает
уверенности
его
обладателю,
который
может провоцировать конфликты с учителем или с кем-то из учеников,
будучи уверенным, что поддержка одноклассников ему обеспечена. Низкие
социометрические
статусы
-
пренебрегаемый
и
отверженный
-
свидетельствуют об отсутствии друзей и нередко приводят к негативным
взаимоотношениям
их
носителей
с
группой,
влияют
на
психическое
состояние
личности
(повышаются
тревожность,
озлобленность,
агрессивность). Это неизбежно проявляется в поведении школьника и может
быть причиной возникновения конфликтных ситуаций в группе.
- Значительная часть конфликтов среди учеников происходит из-за
стремлением
к
лидерству
в
группе.
Они
могут
возникать
между
признанным лидером и претендующим на роль лидера членом микрогруппы,
при взаимодействии лидеров нескольких микрогрупп, каждый из которых
претендует на признание его авторитета всем классом. По наблюдениям
психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с
демонстрацией
превосходства,
цинизма,
жестокости,
безжалостности.
Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя тем
самым
его
масштабы.
Задача
учителя
при
урегулировании
конфликтов
данного
типа
-
найти
каждому
лидеру
свою
специфическую
сферу
лидирования.
- Конфликтность отдельных учеников связана с их индивидуально-
психологическими
особенностями,
в
частности
с
повышенной
агрессивностью. Причем наличие в классе агрессивных учеников повышает
вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них - между
другими учениками. Кроме того, дети часто ссорятся, бывают агрессивны,
если
у
них
нет
других способов
самореализации. Занятия
в
кружках и
секциях, увлекающие ребенка, снижают негативизм, дают положительные
эмоции,
формируют
целеустремленность,
переключают
на
интересное
и
полезное
времяпрепровождение.
Задача
учителей
-
научить
детей
конструктивно выходить из возникающих конфликтных ситуаций, не доводя
дело до агрессивных действий при решении проблемы.
- Одной из распространенных причин конфликтов между учащимися
является
отсутствие
у
детей
коммуникативных
навыков
(грубость,
хамство, жестокость, озлобленность, демонстрация личного превосходства,
отсутствие сочувствия к другим).
-
Экспериментальные
исследования
показывают,
что
частота
и
характер
конфликтов
зависит
от
уровня
развития
ученического
коллектива и учебно-воспитательного коллектива в целом. Чем выше
уровень
социально-психологического
развития
группы,
тем
реже
в
ней
складываются
конфликтные
ситуации,
в
основе
которых
лежат
индивидуалистические тенденции ее членов.
В разных школьных возрастах конфликты между учениками имеют
свои
особенности.
В
младших
классах
они
могут
быть
связаны
с
расхождением
во
взглядах
на
правильность
игровых
действий,
с
эмоциональной
реакцией
на
поведение
и
действия
другого
ребенка.
Отношения между подростками обостряются в силу формирования в данном
возрасте
нравственных
критериев
оценки
окружающих.
Подростки
максималистичны в своих требованиях и оценках, они не прощают подлость
и предательство, подхалимство, ложь и высокомерие.
Конфликт
–
неотъемлемая
часть
жизни
любого
школьного
сообщества,
более
того,
они
необходимы,
т.к.
приводят
к
развитию
отдельных учеников и их классных коллективов, а также к пониманию того,
как
можно
и
как
нельзя
поступать
по
отношению
к
одноклассникам,
приобретению
навыков
обсуждения
проблемы,
терпимости
к
различным
точкам зрения, отличным от собственной, развитию эмпатии в отношении к
оппоненту и т. д.
Важно
не
избегать
конфликтов,
а
направлять
их
энергию
в
позитивное русло.
См. в Приложении 1 Перечень профилактических мероприятий.
Приложения
Приложение 1.
Меры профилактики конфликтов
№
Источники конфликтов
Профилактические мероприятия
1
Учебные перегрузки детей, общая
утомляемость учащихся
Психолого-педагогическое сопровождение
Поддержка и развитие учебных навыков
Режим дня
Выбор оптимального маршрута обучения
(направление на ТПМК)
2
Смена школьного/классного
коллектива и возникающие при этом
трудности адаптации
Психолого-педагогическая поддержка
Обучение навыкам саморегуляции,
коммуникативным навыкам, навыкам
разрешения конфликтов
3
Общая неблагоприятная морально-
психологическая атмосфера в классе
Анализ принятых в классе норм и правил
поведения и их коррекция
Использование коллективных форм
деятельности на уроках и во внеурочной
деятельности (диспуты, деловые игры,
общественные мероприятия и пр.)
Групповые психологические занятия для
развития навыков сотрудничества, навыков
разрешения конфликтов
Индивидуальные психологические
консультации
См. Приложение 2.
4
Принятие/отвержение ученика
группой
Психолого-педегогическая поддержка
отверженных учащихся
Психолого-педагогическая работа с
потенциально конфликтными «звездами»
Обучение навыкам саморегуляции и
навыкам разрешения конфликтов
5
Стремление школьников к лидерству
Помочь определить каждому его сферу
лидерства
Обучение навыкам сотрудничества в группе
Обучение навыкам саморегуляции и
навыкам разрешения конфликтов в группе
6
Повышенная агрессивность
отдельных учащихся
Обучение навыкам саморегуляции
Обучение навыкам сотрудничества в группе
7
Отсутствие у школьников
коммуникативных навыков
Обучение коммуникативным навыкам
Использование коллективных форм
деятельности на уроках и во внеурочной
деятельности (диспуты, деловые игры,
общественные мероприятия и пр.)
8
Низкий уровень развития
ученического коллектива
Групповые психологические занятия для
развития навыков сотрудничества
Поддержание позитивного климата в классе
См. Приложение 2.
Приложение 2.
Рекомендации классному руководителю/учителю
по формированию и поддержанию позитивного
социально-психологического климата в классе (группе)
▪
Для
поддержания
дисциплины
и
управления
образовательным
процессом
используйте
позитивный
подход:
по
мере
возможности
формулируйте
правила
поведения
и
требования
к
обучающимся
в
форме
«как
надо»,
а
не
как
«не
надо»
поступать.
Подкрепляйте
конструктивное
поведение
учеников
зрительным
контактом,
одобрительным кивком головы или улыбкой.
▪
Привлекайте обучающихся к разным совместным делам, чтобы каждый
чувствовал свою сопричастность к решению общих задач: подготовке
мероприятий,
дежурству,
организации
экскурсии,
субботника,
проведению акций и др. Поощряйте участие застенчивых и робких
детей
и
подростков.
Давайте
им
задания,
в
которых
они
смогут
реализовать
себя
в
полной
мере
и
преодолеть
застенчивость.
Поддерживайте желание учеников помогать друг другу в выполнении
домашнего задания, подготовке к контрольной, тренировке навыков
для сдачи нормативов по физкультуре и др.
▪
Акцентируйте
важность
и
ценность
многообразия
(культурного,
национального, религиозного и др.), а также различных способностей и
умений,
вкусов
и
предпочтений,
физических
и
интеллектуальных
возможностей. Подчеркните, что все люди в целом и обучающиеся
данного класса (группы) в частности чем-нибудь отличаются друг от
друга и именно это придает им неповторимость. При необходимости
расскажите о причинах, по которым некоторые обучающиеся ведут
себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности
в
учебе,
имеют
ограничения
в
занятиях
спортом
и
играх
из-за
нарушений развития или болезни.
▪
Не допускайте сами и пресекайте со стороны других любые насмешки,
обидные
комментарии
в
адрес
обучающихся,
имеющих
особые
образовательные
потребности,
особенности
в
физическом
или
умственном
развитии,
внешнем
виде,
поведении,
а
также
менее
успешных
в
учебе
или
хуже
развитых
физически,
мигрантов,
представителей национальных или религиозных меньшинств, детей,
семьи которых имеют низкий социальный и материальный статус.
▪
Не
противопоставляйте
обучающегося
коллективу
ни
в
положительном,
ни
в
отрицательном
ключе.
Не
перехваливайте
обучающегося как самого способного, умного, ответственного, чтобы
не
вызвать
к
нему
зависть.
Также
не
выделяйте
обучающегося
какединственного, кто не решил задачу, не пробежал дистанцию, не
участвовал в мероприятии, чтобы не унизить его и не выставить на
смех. В классе (группе) не должно быть «любимчиков» и тех, кого
учитель явно недолюбливает.
▪
Не обсуждайте и не оценивайте личностных качеств обучающегося
перед всем классом
▪
(группой):
не
сравнивайте
обучающихся,
их
способности,
умения,
достижения, не обсуждайте недостатки и слабые места обучающихся,
чтобы
не
провоцировать
над
ними
насмешки
и
издевательства.
Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.
▪
Своим личным примером показывайте уважительное отношение ко
всем
членам
учебного
коллектива,
разъясняйте
обучающимся,
как
вести
и
разговаривать
(общаться)
уважительно.
Не
оставляйте
без
внимания ни одного случая неуважительного (дискриминационного)
поведения или высказывания, унижающего достоинство человека из-за
его
пола,
этнического
происхождения,
национальности,
языка,
религиозной принадлежности, социально-экономического положения,
наличия инвалидности или заболевания.
▪
Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не
карательный
характер.
Вынося
обучающемуся
порицание,
давайте
характеристику его поступку и возможным последствиям, а не его
личности. Обсуждайте то, что случилось, не делайте заключений, что
ученик
ведет
себя
так
всегда.
Это
только
закрепляет
негативное
поведение.
▪
Не призывайте весь класс (группу) к коллективной ответственности за
нарушение
дисциплины, какой-либо
проступок
отдельного
ученика
или его неспособность выполнить коллективное задание.
▪
Ученика, которого в классе (группе) не принимают, или того, кто
систематически нарушает дисциплину на уроке, можно посадить рядом
с
уверенным
в
себе,
имеющим
определенный
авторитет
у
одноклассников
и
неагрессивным
сверстником.
Не
усиливайте
изоляцию отвергаемых обучающихся, сажая их отдельно. Если более
активный и агрессивно настроенный обучающийся постоянно задирает,
обижает своего тихого соседа, рассадите их, не допуская закрепления
такого поведения.
▪
В
классе
(группе),
где
есть
отвергаемые
дети,
при
проведении
командных или групповых мероприятий распределяйте обучающихся
заранее, чтобы не допустить ситуации, когда ни
одна команда
не
захочет принять их к себе. В таком классе (группе) по возможности
избегайте соревнований и соперничества, чтобы в неудаче не обвинили
отверженных.
▪
Помогите
непопулярному обучающемуся показать
свою полезность
для
коллектива.
Привлеките
его
к
участию
в
мероприятии класса
(группы), где он сможет реализовать свои способности. Совместная
деятельность сплачивает коллектив.
▪
Помогите обучающемуся сохранить или восстановить свою репутацию,
«сохранить лицо». Если он совершил проступок или попал в неловкую
ситуацию, дайте ему шанс исправиться. Например, если вы застали
обучающегося, когда он вытаскивал из сумкиодноклассницы телефон,
поговорите с ним наедине и пообещайте не предавать этот случай
огласке при условии, если ученик так больше не будет поступать.
▪
Не
пренебрегайте
жалобами
учеников.
Даже
если
случай
незначительный и не требует немедленных действий, наблюдайте за
ситуацией, чтобы лучше в ней разобраться и вовремя принять меры.
Враждебные высказывания обучающихся по отношению друг к другу,
оскорбительные записки и рисунки, другие проявления агрессивности
не должны оставаться без внимания. Абсолютно недопустимо говорить
в ответ на сообщение о насилии или жалобу на притеснение: «Хватит
жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь»