Напоминание

Туристический поход "Вместе весело шагать!"


Автор: Трифонова Анастасия Алексеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Нерльская СОШ
Населённый пункт: п.Нерль,Тейковский район,Ивановская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Туристический поход "Вместе весело шагать!"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЕЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«НЕРЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

155030, Ивановская область, Тейковский район, деревня Харино, дом 37, строение 1,

тел/факс (49343) 49441

Тема: «Вместе весело шагать!» - школьный туристический поход

(4-6 классы)

Составитель: Трифонова Анастасия Алексеевна –

учитель физической культуры

Сценарий оздоровительного мероприятия «Вместе весело шагать!».

Цель урока:

укрепление здоровья, развитие физических качеств и привлечение детей к

занятиям физической культурой и спортом. Формирование всесторонне

развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами

спортивного ориентирования на местности.

Образовательные задачи:

- знакомство с туризмом, пробуждение интереса к занятию этим видом

спорта; расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих

школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике,

математике, литературе и физической подготовке.

Оздоровительные задачи:

– полноценный отдых и оздоровление участников посредством пребывания

на свежем воздухе; воспитание гибкости, силы, ловкости, координационных

движений при выполнении различных физических упражнений; продолжить

работу по формированию правильной осанки, привитие навыков здорового

образа жизни;

Воспитательные задачи:

- воспитание самостоятельности, дисциплинированности, воспитание

ответственности в процессе коллективных действий; содействовать развитию

психических процессов (внимание, памяти, мышления); гуманное отношение

к окружающему миру; выработка организаторских навыков в случае

необходимости.

Инвентарь: спиленные тонкие пеньки, длинный шест, фишки или стойки,

веревка тонкая, цифры от 1 до 10, сетка волейбольная, посуда для туриста и

рюкзак, канат с перекладиной, пластиковый стаканчик, обруч, шишки, крупа

в мешочках, котелок, стойки, спички, палатка, спальный мешок.

Время и место проведения: Это мероприятие можно провести 1 июня

(День Защиты детей).

Финансирование мероприятия: общая стоимость 0 рублей. Готовить пищу

в однодневном походе нецелесообразно: завтракают участники дома,

ужинать будут по возвращении, а на маршруте, во время привалов, можно

пообедать по-походному, для чего следует захватить с собой бутерброды и

термосы. Испечь картошку (дети по 2-3 штуки берут с собой) можно в

костре. Медальки и грамоты педагог делает самостоятельно.

Особая информация о мероприятии: Получается более эмоционально,

когда принимают участие и родители, и педагоги тоже. Конкурсы можно

брать не все, а выборочно по желанию. Добираться до места (лесная поляна)

можно пешком или на велосипедах. У нас расстояние до пункта назначения 3

км, поэтому мы выбрали передвижение на велосипедах.

Участники соревнований.

К участию в соревнованиях допускаются все учащиеся школы, родители и

педагоги.

Программа:

1. Приветственное слово учителя.

2.Спортивный праздник «Вместе весело шагать!» - туристические эстафеты

3. Привал у костра, обед.

4. Награждение победителей.

5. Игры на свежем воздухе.

6. Сбор домой.

Эффект от проведения мероприятия: Туризм – познание, отдых, спорт.

Это мероприятие способствуют развитию таких качеств как личная

инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая

дисциплинированность. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца

и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений

нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают

силы, повышают работоспособность. Ежегодный туристический слет с

нетерпением ждут и взрослые и дети.

Порядок определения победителей:

Все учащиеся - это первая команда, все педагоги и родители – это вторая

команда. Они готовят заранее название, девиз, эмблемы. Победившим в

каждой эстафете присуждается 1 очко. За нарушение правил или

неправильное действие судьи могут назначать штрафные очки. У кого

больше баллов, тот и победил. Пока одна команда проходит все этапы,

другая команда решает туристические загадки (приложение1)

Награждение участников:

Все команды получают медальки из картона, победитель – дипломы

(приложение 2)

Ход мероприятия.

Ведущий напоминает детям о технике безопасности при прохождении

препятствий, о правилах поведения туриста в лесу, проводит команды по

этапам. Все этапы с названиями обозначены на пути (таблички прикреплены

к деревьям). Сначала старта засекают время для каждой команды.

1.

Построение команд.

Ведущий:

Внимание! Сегодня мы проводим школьный турслёт. Мы проверим, как вы

готовы к нему. Вы должны показать свои спортивные, туристические знания.

Все вместе:

Утро раннее, мы все вместе.

Руки в ноги и бежать.

Не сидится нам на месте.

Мы за активный отдых! Пора начинать!

1 участник:

Что же это? Лес, поляна,

Пруд, а рядом родники.

Нету телика с диваном.

Эко братцы, где же мы?

2 участник:

Да ты что? Давай поможем!

Громко крикнем на улет.

Здесь безумная тусовка:

Это школьный Турслет!

5 участник:

Здесь костер в ночи пылает

Здесь палатки, звездный свод.

Каждый год нас собирает

Наш школьный Турслет!

6 участник:

Ну, а чтоб Вы не скучали,

Вдалеке от всех друзей.

Предлагаем на турслете

Познакомиться скорей!

Ведущий:

Туристическим командам..

Команды (все):

Физкульт – привет!

Ученик

Время пролетело очень, очень быстро

Мы приветствуем сегодня

Всех друзей туристов.

Ученик

Есть еще одна команда.

Ей всегда сложнее всех.

Нашим судьям пожелаем,

С нами разделить успех.

После приветствия начинается сценка на мотив песни «Как родная меня

мать провожала». Песня.

Всем:

Как родная меня мать провожала,

На турслет она меня снаряжала.

Ну, куда же ты, сынок, ну куда ты?

Поезжай-ка лучше ты на Канары!

В турпоходе, мил сынок, очень трудно:

Комары тебя съедят абсолютно.

Поневоле ты идешь аль с охоты?

Эх, Андрюха, пропадешь ни за что ты!

Ох, маманя, погоди, не рыдай-ка.

Где кроссовки-то мои и фуфайка?

На турслет я так хочу, мочи нету,

Для туристов – это рай ближе к лету.

Участник команды:

Ну что ж, познакомились,

Теперь все за дело, настала пора.

И напоследок, чтоб загремело,

Мы Турслёту крикнем – (Все) УРА!!! Ура! Ура!

Ведущий:

Участвуют в турслёте команды, которые нам сейчас сами представятся.

1.

Конкурс « Визитная карточка туристов».

Команды представляют

своё название, девиз. Жюри начинает оценивание.

Командир 1:

Наша Команда...

Все:

«Одуванчики».

Командир:

Наш девиз…

Все:

« Держаться вместе, чтоб не сдуло».

Командир2:

Наша Команда...

Все:

«Мобильные»

Наш девиз:

Мальчики - сильные, девочки - стильные

Это девиз отряда «Мобильные»

Мы готовы, как всегда,

Победить вас без труда.

2.

«По кочкам»

.

Проходят по «кочкам» (спиленные тонкие пеньки) .

3.

«Водный слалом».

Участники усаживаются на условную байдарку

(держат длинный шест между ногами) и все дружно проходят

слаломную дистанцию. Вешки находятся близко друг от друга, что

заставляет быть осторожнее, чтобы их не задеть.

4.

«Путаница»

.

Между деревьями натянута верёвка в разнообразных

направлениях, пересекаясь между собой. Задача: пролезть через эту

«путаницу».

5.

«Счёт от 1 до 10»

.

На деревьях прикреплены вразнобой крупные

цифры от 1 до 10. Нужно, взявшись за руки, оббежать все числа по

порядку, дотрагиваясь до дерева

6.

«В лесу»

- на деревьях прикреплены изображения деревьев, по листу,

форме дерева назвать его. Угадал – получи балл (приложение 3)

7.

«Горы и пещеры для туристов».

Дети проходят все препятствия с

рюкзаками, перепрыгивая через препятствия и пролезая под натянутой

сеткой.

8.

«Собираем посуду в поход».

С рюкзаком добежать до места, где

сложена посуда, взять нужное в походе что-то одно, передать рюкзак

следующему.

9.

«Маятник».

На высоком толстом сучке привязана верёвка с

перекладиной на конце. Это «маятник». При помощи его надо

переправиться с одного берега на другой. Вещи на себе. «Маятник» в

спокойном состоянии висит над серединой «реки», не доставая до

«воды» 1м. Ширина «реки» 3 м. Берега обозначены флажками. Можно

помочь «маленьким» туристам.

10.

«Переправа лодки на другой берег».

Натянута веревка, а на ней

пластиковый стаканчик (в нем сделана дырочка) – это лодка. Каждый

из участников дует в стаканчик и гонит его на другой конец. Назад

возвращается так же.

11.

«Точно в цель».

Попасть в висящий обруч шишкой. Попал – заработал

балл.

12.

«На полянке».

На дереве привязаны на ниточках загадки. Нужно

достать свои и отгадать их (у каждой команды цвета разные). Угадать

растение по описанию:

Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как мачеха в сказке,

а нижняя - теплая, как родная мама. (Мать-и-мачеха)

Сегодня полянка золотисто-желтая от этих цветов, а завтра - бело-

пушистая. (Одуванчик)

Его мнут, бьют, замачивают, режут. Что это? (Лен)

Гирлянды белых колокольчиков висят между широкими листьями. А

летом на их месте - красная ядовитая ягода (Ландыш)

13.

«Азимут».

По плану в отмеченных местах находят продукты,

необходимые для приготовления обеда на костре (пять шагов на север,

двадцать на юго-восток и т.д.)

14.«Крупа для обеда» - ведущий показывает разные крупы, команды их

отгадывают.

15.

«Котелок и костёр».

Устанавливают стойки, вешают котелок, в него

положить продукты, сложить дрова - «колодец», бересту, спички

положить под котелком.

16.

«Палатка».

Сборка палатки, укладка одного участника в спальный

мешок.

17.

«Обед у костра»

.

Все уставшие участники обедают, а в это время

жюри подводит итоги.

18.

«Награждение победителей»

.

Построение команд. Ведущий

поздравляет их с приобретением после проведенных препятствий

новых физических умений и навыков. И неважно кто проиграл, а кто

выиграл – выиграло здоровье. Награждение.

Приложение 1 (выбрать, что подходит вашим детям)

«Верите ли вы?» -

вопросы для туристов. Ответить «Да» или

«нет».

Верите ли вы, что:

1.

• прибор, который помогает определить стороны света, называется

спидометр? (Нет, компас)

2.

• кора березы всегда белее и чище с южной стороны, а трещины,

неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева?

(Да)

3.

• грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней,

кустарников? (Да)

4.

• если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа — юг,

а слева — восток? (Нет, за спиной будет юг, справа — восток, слева

— запад)

5.

• пчелы ориентируются по солнцу? (Да)

6.

• попавшие за много километров от дома домашние животные и без

компаса успешно находят дорогу домой? (Да)

7.

• если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на

восток, то в полдень — с севера на юг? (Да)

8.

• местность, изображенная условными знаками на листе бумаги,

называется рисунком? (Нет, картой)

9.

• правильно определить направление в степи поможет норка

суслика? Грызуны, как правило, вход в свое жилище делают с

южной стороны. (Да)

10.• олени в лесу точат свои рога только о северную сторону деревьев?

(Нет)

11.• в южных районах растет «компасное» растение латук, листья

которого обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг

ребрами? (Да)

12.• ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера?

(Нет, с юга)

13.• цветущий подсолнух поворачивает свою голову вслед за солнцем?

(Да)

14.• в большинстве случаев муравейники расположены с южной

стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)

15.• в полдень волки встают головой на север и начинают выть? (Нет)

16.• на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а с северной

тянется вдоль ствола темная полоса? (Да)

17.• мхи и лишайники чаще всего поселяются с южной стороны

камней, пней, стволов деревьев? (Нет, с северной)

18.• после дождя раньше просыхает южная сторона предметов? (Да)

Конкурс «Туристические загадки»

1.

Два братца через мать друг на друга глядят. (берег)

2.

Он и летом и зимой – между небом и землёй. (горизонт)

3.

Неживая – а идёт, неподвижна – а ведёт. (дорога)

4.

Не разбив горшочка, не съешь кашки.(орех)

5.

Какое дерево без ветра шумит? (осина)

6.

Дышит и растет, а ходить не может. (растение)

7.

Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу.

(сапоги)

8.

Захочу – так поклонюсь, поленюсь – так повалюсь. (топор)

Весёлые туристические вопросы:

Что общего у мальчишки и сосны? (шишки)

Как далеко можно зайти туристу в лес? ( только до

середины, а дальше идёшь из леса)

Какое у туриста «клеевое» дело? (рыбалка)

Когда турист бывает деревом? (когда он со сна)

Что делает турист, если на его шляпе сидит ворона?

(спит)

Отчего турист бегает? (летать не умеет)

Что останется в коробке, если вынешь оттуда спички?

(дно)

За чем у туриста во рту язык? (за зубами)

Конкурс «Кто как кричит?»

Корова … мычит.

Утка… ( крякает)

Глухарь… (токует)

Голубь … (воркует)

Олень… (трубит)

Филин … (ухает)

Конь … (ржет)

Гусь… (гогочет)

Медведь … (ревет, бормочет)

Лиса … (лает)

Коза … (блеет)

Вальдшнеп … (цикает)

Приложение 2

Приложение 3

К конкурсу «В лесу».

Литература:

1.

Карел Поломис «Дети в пионерском лагере. Прогулки, походы,

экскурсии» Прага. 1986 г

2.

М.В.Видякин «Спортивные праздники и мероприятия в школе»

Волгоград:Учитель, 2007 г



В раздел образования