Автор: Трифонова Анастасия Алексеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Нерльская СОШ
Населённый пункт: п.Нерль,Тейковский район,Ивановская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Туристический поход "Вместе весело шагать!"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЕЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«НЕРЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
155030, Ивановская область, Тейковский район, деревня Харино, дом 37, строение 1,
тел/факс (49343) 49441
Тема: «Вместе весело шагать!» - школьный туристический поход
(4-6 классы)
Составитель: Трифонова Анастасия Алексеевна –
учитель физической культуры
Сценарий оздоровительного мероприятия «Вместе весело шагать!».
Цель урока:
укрепление здоровья, развитие физических качеств и привлечение детей к
занятиям физической культурой и спортом. Формирование всесторонне
развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами
спортивного ориентирования на местности.
Образовательные задачи:
- знакомство с туризмом, пробуждение интереса к занятию этим видом
спорта; расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих
школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике,
математике, литературе и физической подготовке.
Оздоровительные задачи:
– полноценный отдых и оздоровление участников посредством пребывания
на свежем воздухе; воспитание гибкости, силы, ловкости, координационных
движений при выполнении различных физических упражнений; продолжить
работу по формированию правильной осанки, привитие навыков здорового
образа жизни;
Воспитательные задачи:
- воспитание самостоятельности, дисциплинированности, воспитание
ответственности в процессе коллективных действий; содействовать развитию
психических процессов (внимание, памяти, мышления); гуманное отношение
к окружающему миру; выработка организаторских навыков в случае
необходимости.
Инвентарь: спиленные тонкие пеньки, длинный шест, фишки или стойки,
веревка тонкая, цифры от 1 до 10, сетка волейбольная, посуда для туриста и
рюкзак, канат с перекладиной, пластиковый стаканчик, обруч, шишки, крупа
в мешочках, котелок, стойки, спички, палатка, спальный мешок.
Время и место проведения: Это мероприятие можно провести 1 июня
(День Защиты детей).
Финансирование мероприятия: общая стоимость 0 рублей. Готовить пищу
в однодневном походе нецелесообразно: завтракают участники дома,
ужинать будут по возвращении, а на маршруте, во время привалов, можно
пообедать по-походному, для чего следует захватить с собой бутерброды и
термосы. Испечь картошку (дети по 2-3 штуки берут с собой) можно в
костре. Медальки и грамоты педагог делает самостоятельно.
Особая информация о мероприятии: Получается более эмоционально,
когда принимают участие и родители, и педагоги тоже. Конкурсы можно
брать не все, а выборочно по желанию. Добираться до места (лесная поляна)
можно пешком или на велосипедах. У нас расстояние до пункта назначения 3
км, поэтому мы выбрали передвижение на велосипедах.
Участники соревнований.
К участию в соревнованиях допускаются все учащиеся школы, родители и
педагоги.
Программа:
1. Приветственное слово учителя.
2.Спортивный праздник «Вместе весело шагать!» - туристические эстафеты
3. Привал у костра, обед.
4. Награждение победителей.
5. Игры на свежем воздухе.
6. Сбор домой.
Эффект от проведения мероприятия: Туризм – познание, отдых, спорт.
Это мероприятие способствуют развитию таких качеств как личная
инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая
дисциплинированность. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца
и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений
нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают
силы, повышают работоспособность. Ежегодный туристический слет с
нетерпением ждут и взрослые и дети.
Порядок определения победителей:
Все учащиеся - это первая команда, все педагоги и родители – это вторая
команда. Они готовят заранее название, девиз, эмблемы. Победившим в
каждой эстафете присуждается 1 очко. За нарушение правил или
неправильное действие судьи могут назначать штрафные очки. У кого
больше баллов, тот и победил. Пока одна команда проходит все этапы,
другая команда решает туристические загадки (приложение1)
Награждение участников:
Все команды получают медальки из картона, победитель – дипломы
(приложение 2)
Ход мероприятия.
Ведущий напоминает детям о технике безопасности при прохождении
препятствий, о правилах поведения туриста в лесу, проводит команды по
этапам. Все этапы с названиями обозначены на пути (таблички прикреплены
к деревьям). Сначала старта засекают время для каждой команды.
1.
Построение команд.
Ведущий:
Внимание! Сегодня мы проводим школьный турслёт. Мы проверим, как вы
готовы к нему. Вы должны показать свои спортивные, туристические знания.
Все вместе:
Утро раннее, мы все вместе.
Руки в ноги и бежать.
Не сидится нам на месте.
Мы за активный отдых! Пора начинать!
1 участник:
Что же это? Лес, поляна,
Пруд, а рядом родники.
Нету телика с диваном.
Эко братцы, где же мы?
2 участник:
Да ты что? Давай поможем!
Громко крикнем на улет.
Здесь безумная тусовка:
Это школьный Турслет!
5 участник:
Здесь костер в ночи пылает
Здесь палатки, звездный свод.
Каждый год нас собирает
Наш школьный Турслет!
6 участник:
Ну, а чтоб Вы не скучали,
Вдалеке от всех друзей.
Предлагаем на турслете
Познакомиться скорей!
Ведущий:
Туристическим командам..
Команды (все):
Физкульт – привет!
Ученик
Время пролетело очень, очень быстро
Мы приветствуем сегодня
Всех друзей туристов.
Ученик
Есть еще одна команда.
Ей всегда сложнее всех.
Нашим судьям пожелаем,
С нами разделить успех.
После приветствия начинается сценка на мотив песни «Как родная меня
мать провожала». Песня.
Всем:
Как родная меня мать провожала,
На турслет она меня снаряжала.
Ну, куда же ты, сынок, ну куда ты?
Поезжай-ка лучше ты на Канары!
В турпоходе, мил сынок, очень трудно:
Комары тебя съедят абсолютно.
Поневоле ты идешь аль с охоты?
Эх, Андрюха, пропадешь ни за что ты!
Ох, маманя, погоди, не рыдай-ка.
Где кроссовки-то мои и фуфайка?
На турслет я так хочу, мочи нету,
Для туристов – это рай ближе к лету.
Участник команды:
Ну что ж, познакомились,
Теперь все за дело, настала пора.
И напоследок, чтоб загремело,
Мы Турслёту крикнем – (Все) УРА!!! Ура! Ура!
Ведущий:
Участвуют в турслёте команды, которые нам сейчас сами представятся.
1.
Конкурс « Визитная карточка туристов».
Команды представляют
своё название, девиз. Жюри начинает оценивание.
Командир 1:
Наша Команда...
Все:
«Одуванчики».
Командир:
Наш девиз…
Все:
« Держаться вместе, чтоб не сдуло».
Командир2:
Наша Команда...
Все:
«Мобильные»
Наш девиз:
Мальчики - сильные, девочки - стильные
Это девиз отряда «Мобильные»
Мы готовы, как всегда,
Победить вас без труда.
2.
«По кочкам»
.
Проходят по «кочкам» (спиленные тонкие пеньки) .
3.
«Водный слалом».
Участники усаживаются на условную байдарку
(держат длинный шест между ногами) и все дружно проходят
слаломную дистанцию. Вешки находятся близко друг от друга, что
заставляет быть осторожнее, чтобы их не задеть.
4.
«Путаница»
.
Между деревьями натянута верёвка в разнообразных
направлениях, пересекаясь между собой. Задача: пролезть через эту
«путаницу».
5.
«Счёт от 1 до 10»
.
На деревьях прикреплены вразнобой крупные
цифры от 1 до 10. Нужно, взявшись за руки, оббежать все числа по
порядку, дотрагиваясь до дерева
6.
«В лесу»
- на деревьях прикреплены изображения деревьев, по листу,
форме дерева назвать его. Угадал – получи балл (приложение 3)
7.
«Горы и пещеры для туристов».
Дети проходят все препятствия с
рюкзаками, перепрыгивая через препятствия и пролезая под натянутой
сеткой.
8.
«Собираем посуду в поход».
С рюкзаком добежать до места, где
сложена посуда, взять нужное в походе что-то одно, передать рюкзак
следующему.
9.
«Маятник».
На высоком толстом сучке привязана верёвка с
перекладиной на конце. Это «маятник». При помощи его надо
переправиться с одного берега на другой. Вещи на себе. «Маятник» в
спокойном состоянии висит над серединой «реки», не доставая до
«воды» 1м. Ширина «реки» 3 м. Берега обозначены флажками. Можно
помочь «маленьким» туристам.
10.
«Переправа лодки на другой берег».
Натянута веревка, а на ней
пластиковый стаканчик (в нем сделана дырочка) – это лодка. Каждый
из участников дует в стаканчик и гонит его на другой конец. Назад
возвращается так же.
11.
«Точно в цель».
Попасть в висящий обруч шишкой. Попал – заработал
балл.
12.
«На полянке».
На дереве привязаны на ниточках загадки. Нужно
достать свои и отгадать их (у каждой команды цвета разные). Угадать
растение по описанию:
Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как мачеха в сказке,
а нижняя - теплая, как родная мама. (Мать-и-мачеха)
Сегодня полянка золотисто-желтая от этих цветов, а завтра - бело-
пушистая. (Одуванчик)
Его мнут, бьют, замачивают, режут. Что это? (Лен)
Гирлянды белых колокольчиков висят между широкими листьями. А
летом на их месте - красная ядовитая ягода (Ландыш)
13.
«Азимут».
По плану в отмеченных местах находят продукты,
необходимые для приготовления обеда на костре (пять шагов на север,
двадцать на юго-восток и т.д.)
14.«Крупа для обеда» - ведущий показывает разные крупы, команды их
отгадывают.
15.
«Котелок и костёр».
Устанавливают стойки, вешают котелок, в него
положить продукты, сложить дрова - «колодец», бересту, спички
положить под котелком.
16.
«Палатка».
Сборка палатки, укладка одного участника в спальный
мешок.
17.
«Обед у костра»
.
Все уставшие участники обедают, а в это время
жюри подводит итоги.
18.
«Награждение победителей»
.
Построение команд. Ведущий
поздравляет их с приобретением после проведенных препятствий
новых физических умений и навыков. И неважно кто проиграл, а кто
выиграл – выиграло здоровье. Награждение.
Приложение 1 (выбрать, что подходит вашим детям)
«Верите ли вы?» -
вопросы для туристов. Ответить «Да» или
«нет».
Верите ли вы, что:
1.
• прибор, который помогает определить стороны света, называется
спидометр? (Нет, компас)
2.
• кора березы всегда белее и чище с южной стороны, а трещины,
неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева?
(Да)
3.
• грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней,
кустарников? (Да)
4.
• если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа — юг,
а слева — восток? (Нет, за спиной будет юг, справа — восток, слева
— запад)
5.
• пчелы ориентируются по солнцу? (Да)
6.
• попавшие за много километров от дома домашние животные и без
компаса успешно находят дорогу домой? (Да)
7.
• если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на
восток, то в полдень — с севера на юг? (Да)
8.
• местность, изображенная условными знаками на листе бумаги,
называется рисунком? (Нет, картой)
9.
• правильно определить направление в степи поможет норка
суслика? Грызуны, как правило, вход в свое жилище делают с
южной стороны. (Да)
10.• олени в лесу точат свои рога только о северную сторону деревьев?
(Нет)
11.• в южных районах растет «компасное» растение латук, листья
которого обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг
ребрами? (Да)
12.• ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера?
(Нет, с юга)
13.• цветущий подсолнух поворачивает свою голову вслед за солнцем?
(Да)
14.• в большинстве случаев муравейники расположены с южной
стороны деревьев, пней, кустарников? (Да)
15.• в полдень волки встают головой на север и начинают выть? (Нет)
16.• на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а с северной
тянется вдоль ствола темная полоса? (Да)
17.• мхи и лишайники чаще всего поселяются с южной стороны
камней, пней, стволов деревьев? (Нет, с северной)
18.• после дождя раньше просыхает южная сторона предметов? (Да)
Конкурс «Туристические загадки»
1.
Два братца через мать друг на друга глядят. (берег)
2.
Он и летом и зимой – между небом и землёй. (горизонт)
3.
Неживая – а идёт, неподвижна – а ведёт. (дорога)
4.
Не разбив горшочка, не съешь кашки.(орех)
5.
Какое дерево без ветра шумит? (осина)
6.
Дышит и растет, а ходить не может. (растение)
7.
Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу.
(сапоги)
8.
Захочу – так поклонюсь, поленюсь – так повалюсь. (топор)
Весёлые туристические вопросы:
Что общего у мальчишки и сосны? (шишки)
Как далеко можно зайти туристу в лес? ( только до
середины, а дальше идёшь из леса)
Какое у туриста «клеевое» дело? (рыбалка)
Когда турист бывает деревом? (когда он со сна)
Что делает турист, если на его шляпе сидит ворона?
(спит)
Отчего турист бегает? (летать не умеет)
Что останется в коробке, если вынешь оттуда спички?
(дно)
За чем у туриста во рту язык? (за зубами)
Конкурс «Кто как кричит?»
Корова … мычит.
Утка… ( крякает)
Глухарь… (токует)
Голубь … (воркует)
Олень… (трубит)
Филин … (ухает)
Конь … (ржет)
Гусь… (гогочет)
Медведь … (ревет, бормочет)
Лиса … (лает)
Коза … (блеет)
Вальдшнеп … (цикает)
Приложение 2
Приложение 3
К конкурсу «В лесу».
Литература:
1.
Карел Поломис «Дети в пионерском лагере. Прогулки, походы,
экскурсии» Прага. 1986 г
2.
М.В.Видякин «Спортивные праздники и мероприятия в школе»
Волгоград:Учитель, 2007 г