Напоминание

Особенности построения синтаксических конструкций у младших школьников с легкой умственной отсталостью


Автор: Арсенина Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности построения синтаксических конструкций у младших школьников с легкой умственной отсталостью
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности построения синтаксических конструкций у младших

школьников с легкой умственной отсталостью

Младший школьный возраст является важным периодом в жизни

ребенка. Он начинается с момента поступления ребенка в школу и длится

четыре года до перехода ребенка в среднее звено. Данный период

характеризуется

определенными

новообразованиями,

это

связано

с

появлением новой ведущей деятельности ребенка – учебной.

По мнению Н.Г. Андреевой, младший школьный возраст – это особый

период в жизни ребенка, который был выделен исторически сравнительно

недавно. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон

от 6-7 до 10-11 лет. Стоит отметить, что дети с умственной отсталостью

поступают в школу на год позже нормально развивающихся сверстников.

Умственная отсталость - стойкое, необратимое недоразвитие уровня

психической деятельности, прежде всего интеллектуальной, связанное с

врожденной или приобретенной органической патологией мозга [2].

Описывая детей с умственной отсталостью младшего школьного

возраста, нужно отметить, что у многих из них очень слабо развито

любопытство, слабо выражена мотивация к осуществлению новых видов

деятельности. Однако мониторинг деятельности учащихся с умственной

отсталостью показывает, что похвала, положительная оценка социальной

значимости достигнутых результатов помогают ребенку мотивировать и

побуждают его к лучшему самовыражению во время выполнения задания.

Дети

с

нарушенным

интеллектом,

отличаются

от

нормально

развивающихся сверстников не столько количественными показателями,

сколько качественными.

Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно

полно рассматривали Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, Л.В. Занков, Б.И.

Пинский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и другие. Для детей с

умственной

отсталостью

характерно

недоразвитие

познавательных

интересов, выражающееся в том, что они меньше, чем их нормально

развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.

Для детей с умственной отсталостью характерны грубые нарушения

синтаксической стороны речи. У таких детей наблюдается более медленный

темп усвоения грамматического строя, а также нарушена взаимосвязь в

развитии морфологической и синтаксической систем. Дети с трудом

усваивают семантические компоненты. В их речи преобладают простые

предложения. Характерными ошибками считаются: нарушения порядка слов

в предложениях, а также морфологической и синтаксической связи слов,

замены и пропуски союзов, отсутствие в речи сложных предлогов.

Как отмечает O.K. Агавелян, при умственной отсталости, когда речь

нарушена системно, расстраивается усвоение знаковой формы языка,

нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование

знаками в процессе порождения речи. Формирование грамматического строя

речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и

пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения

всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка

организована на основе большого количества языковых правил [1].

Тяжелые нарушения грамматического строя речи у таких детей

объясняются тем, что у них не сформированы морфологические и

синтаксические

обобщения,

не

сформированы

языковые

операции,

отвечающие за грамматическое конструирование, а также отсутствием

понимания структурных компонентов предложения и самой структуры

построения предложений.

Исследователи всех детей с умственной отсталостью делят на группы в

зависимости от формирования синтаксической стороны речи, ее компонентов

и структуры. Так Е.Ф. Соботович выделял две группы детей с умственной

отсталостью, в которых у детей наблюдались схожие по своему выражению.

В первую группу он отнес детей с умственной отсталостью, у которых

наблюдаются тяжелые нарушения морфологической системы языка, а более

сохранными являются семантические компоненты и структура предложений.

Это значит, что дети в речи допускают грубые ошибки морфологического

строя, но правильно передают структуру простых предложений, то есть

образуют семантические связи между словами, используют правильный

порядок слов.

Из примеров мы видим, что дети справляются с использованием трех

семантических компонентов, в предложениях сохранен порядок слов, но

морфологически слова между собой не связаны.

Ко второй группе относятся дети с умственной отсталостью, у которых

нарушены и морфологический компонент, и структурно-семантический

компонент. Самым характерным нарушением синтаксической структуры

предложения для таких детей является отсутствие членов предложения, чаще

всего происходит выпадение из структуры предиката [3].

Особенно

сложно

детям

с

умственной

отсталостью

дается

использование

сложных

синтаксических

конструкций,

которые

предполагают использование разных придаточных. Здесь характерными

ошибками являются: пропуски союзов или их замена, инверсия.

Из всего сказанного мы видим, что нарушения формирования

синтаксического

строя

речи

можно

выявить

на

уровне

глубинного

синтаксиса и поверхностного синтаксиса.

Список использованных источников

1.

Агавелян

O.K.

Современные

теоретические

и

прикладные

аспекты

специальной

психологии

и

коррекционной

педагогики.

М.:

Просвещение, 2000. 430 с.

2.

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи

младших школьников: в 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. М.:

Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. 182 с.

3.

Казанцева В.А. Формирование синтаксических конструкций у

младших

школьников

в

процессе

учебной

деятельности

//

Успехи

современной науки. 2016. №3. С. 73-79.



В раздел образования