Автор: Дудникова Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МУСШ№1 Населённый пункт: город Надым Наименование материала: методическая разработка - урок русского языка УМК "Перспективная начальная школа" Тема: "Продолжаем определять начальную форму слов" Раздел: начальное образование
Современный урок
Дудникова Елена Викторовна
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
ЯНАО г. Надым
Аннотация: урок русского языка был составлен на основе УМК ПНШ
•
Чуракова, Н. А. Русский язык [Текст] : 2 кл. : учебник : в 3 ч. Ч. 1, 2, 3 / Н. А. Чуракова ; под
ред. М. Л. Каленчук. – М. : Академкнига/Учебник, 2012;
•
Байкова, Т. А. Русский язык : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы : в 2 ч. Ч. 1, 2 / Т. А.
Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева ; под ред. М. Л. Каленчук. – М. : Академкнига/Учебник,
2014;
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и
социокультурную цели:
•
познавательная цель
предполагает формирование у учащихся представлений о языке как
составляющей
целостной
научной
картины
мира,
ознакомление
учащихся
с
основными
положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического
мышления
учащихся;
формирование
языковой
эрудиции
школьника,
его
интереса
к
языку
и
речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического
и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
•
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной
компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической
речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Урок составлен с учетом формирования универсальных учебных действий, на
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной
жизни.
Для психолого-педагогической поддержки урок начинается с упражнения для развития
мелкой моторики рук, способствующие развитию речи, памяти,
внимания,
т. е.
способствующие
созданию психологического настроя учащихся на положительный результат
урока. В течении всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный
интерес, работала над удовлетворением любознательности уч-ся. По развитию мотивационно -
потребности сферы уч-ся учила навыкам рефлексии и на каждом этапе урока и в конце урока, учила
ставить цель и планировать свою деятельность. Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию
успеха
и
формировала
у
уч-ся
ответственность
за
свою
деятельность.
По
коммуникативному
развитию уч-ся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать
собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы уч-ся в течении всего урока
общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала уч-
ся
к
активному
выражению
собственного
мнения,
умения
доказывать
его.
На
уроке
было
реализовано право уч-ся на ошибку и право на творчество.
2 класс
Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа»
Тема : «Продолжаем определять начальную форму слов».
Цель
урока :
учить
определять
начальную
форму
прилагательных;
формировать
умение
пользоваться толковым словарем; задавать вопросы к словам.
Планируемые результаты: научатся дифференцировать слова-действия, слова-названия предметов,
слова-признаки, определять начальную форму этих слов; находить необходимую информацию в
словаре и учебнике, анализировать ее содержание.
Формирование УУД:
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего
успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: используют различные способы поиска, сбора, отработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Этапы урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формиру
емые
УУД
1.Организац
ионный
момент.
Организовать
рабочее
место
учащихся,
настроить
на
урок.
-
У
вас
на
листочках
написаны
слова,
прочитайте
первое
слово.
Какой сегодня для вас день?
- Я желаю вам, чтобы этот день
был самый запоминающий.
Предполагаемые
ответы:
-
Х о р о ш и й ,
замечательный,
солнечный,
радостный,
волнительный,
главный…
2.Актуализац
ия
опорных
знаний.
Определение
темы урока.
1)Звуко-
буквенная
зарядка.
2)Минутка
чистописани
я.
Формировать
положительную
учебную
мотивацию
Определить
т е м у
и
поставить
цель
урока.
-Откройте страницу учебника по
закладке, переверните страницу и
п е р е л о ж и т е
з а к л а д к у
н а
следующую
страницу.
Найдите
границы
нашего
сегодняшнего
урока.
Прочитайте
предложение
выделенное
красным
жирным
ш р и ф т о м .
П р о ч и т а й т е .
Определите, что сегодня будет за
урок.
Что
значит,
продолжаем
определять? Поставим цель урока.
Посмотрите
на
задания,
на
условные
обозначения,
которые
в с т р е т я т с я
н а
с т р а н и ц а х
учебника.
С
чего
начнем
наш
урок?
Прочитайте
двустишие
с
новым словом. Сравните первые
звуки в прежнем и новом словах.
Можно
ли
сказать,
что
они
оба
глухие звуки? Можно ли сказать,
что они оба мягкие звуки? Какая
характеристика
у
этих
звуков
является
одинаковой?
Запишите
двустишие с новым словом.
- ТПО упр11. Прочитайте задание.
Какое
знание
вам
поможет
для
Читают
предложение
выделенное
красным
ш р и ф т о м
и
обозначают,
что
это
будет
урок
открытия нового
знания.
Записывают
двустишие
правильно.
Выполняют
самостоятельно
упражнение 11 в
ТПО. Отвечая на
вопросы
учителя,
ученики
РУУД:
осмыслив
ают
учебный
материал;
действуют
с
учетом
выделенн
ых
учителем
ориентир
ов.
КУУД:
обменива
ются
мнениями
;
с т р о я т
понятные
речевые
высказыва
ния.
выполнения этого задания? Какие
слова
вы
выписывали?
Какие
вопросы
вы
ставили
к
словам-
названиям
действий?
На
что
указывают эти вопросы?
повторяют
предыдущую
т е м у
« К а к
правильно
записывать
начальную
ф о р м у
с л о в -
названий
действий».
3.Изучение
нового
материала.
Уметь
определять
начальную
ф о рм у
с л о в -
названий
признаков.
-
Кто
сможет
рассказать
о
н а ч а л ь н о й
ф о р м е
с л о в ,
н а з ы в а ю щ и х
п р и з н а к и ?
–
спросила Анишит Йокоповна.
Ты сможешь рассказать?
-
Прочитайте
плакат
Летучей
Мыши.
Перед
вами
во п р о с
Анишит
Йокоповны,
смогли
бы
вы
ответить
на
ее
вопросы,
прочитав плакат Летучей Мыши?
-
Прочитайте
слова
упражнения
10.
Что
называют
эти
слова:
предметы? действия? признаки?
- Охарактеризуйте, в какой форме
стоит каждое слово: назови число
и род. Можно ли определить род у
по следнего
слова?
П оч е м у
нельзя?
-
Открой
Толковый
словарь.
Найди в нем все эти слова.
-
Все
ли
слова
удалось
найти
именно в такой форме?
- В какой форме стоят в словаре
В С Е
с л о в а ,
н а з ы в а ю щ и е
признаки: в каком числе и каком
роде?
- Найди в Толковом словаре слово
ОРХИДЕЯ.
Прочитайте
в
статье
объяснение значения этого слова.
Найди
в
объяснении
пять
слов,
называющих
признаки.
Выпиши
их столбиком в той форме, в какой
они стоят в статье. Рядом пиши
начальную форму.
-
Ч т о
п о м о ж е т
в а м ,
п р и
выполнении задания?
-
Прочитай
плакат
Летучей
М ы ш и . Проверь
себя
в
этом
з ад ании
оконч ания
с л о в -
названий признаков –ЫЙ или –
ИЙ?
-
П р о ч и т а й
п р е д л о ж е н и я
упражнения
12.
Устно
поставь
каждое слово в предложениях в
начальную
форму.
Не
забывай
задавать к словам вопросы.
О т в е ч а ю т
н а
поставленные
вопросы,
зачитывают
плакат
Летучей
Мыши, работают
с
Т о л к о в ы м
словарем.
Выполняют
з а д а н и я
п о
образцу.
ПУУД:
общеучеб
ные
–
осуществ
ляют
поиск
необходи
мой
информац
и и
д л я
выполнен
ия
учебных
заданий
с
использов
анием
учебника
и словаря;
логически
е
–
дополняю
т
и
расширяю
т
имеющие
ся
знания
и
представл
е н и я
о
различны
х
формах
слов.
РУУД:
принимаю
т
и
сохраняю
т учебную
задачу
при
выполнен
ии
заданий;
действуют
с
учетом
выделенн
ых
-
И з
в т о р о г о
и
т р е т ь е г о
предложений
выпиши
каждое
слово,
а
рядом
запиши
его
начальную форму. Посмотри, как
это
нужно
сделать,
на
примере
первого предложения.
учителем
ориентир
ов;
адекватно
восприни
мают
оценку
учителя.
4.
Применение
полученных
знаний
Учить
применять
полученные
знания
-
Откройте
ТПО
упр13.
Из
каждого
четверостишия
выпиши
разные
формы
слов
-
названия
признака.
Подчеркни
волнистой
линией
ту
форму,
которую
надо
искать
в
толковом
с л о ва р е .
Подчеркни
в
стихотворении
с л о в а ,
н ап и с а н и е
ко т о р ы х
подчиняется
правилу:
ЖИ_ШИ
под ударением пиши с буквой И.
Выполняют
упражнение (для
проверки можно
воспользоваться
эталоном,
который
лежит
н а
с т о л е
у
учителя).
Результат
ф и к с и р у ю т
в
оценочном
листе.
КУУД
участвуют
в учебном
диалоге;
формулир
уют
ответы на
вопросы;
обменива
ются
мнениями
;
с т р о я т
понятные
речевые
высказыва
ния.
ПУУД:
осуществ
ляют
поиск
необходи
мой
информац
и и
д л я
выполнен
ия
учебных
заданий
с
использов
анием
учебника;
дополняю
т
и
расширяю
т
имеющие
ся
знания
и
представл
е н и я
о
начальной
форме
слов.
5.
Работа
в
ТПО
самостоятель
ная работа
Создание
п л а к а т а
–
помощника
( р а б о т а
в
паре).
Формирование
умения
пользоваться
полученными
знаниями.
-
Посмотрите
на
следующее
условное
обозначение.
Какое
задание будет следующим?
-
Перед
вами
лист
бумаги
или
плакат,
как
у
Летучей
Мыши.
Посмотрите на него, все ли вам
понятно?
Предложите
задание,
связанное с нашей темой и этим
плакатом. Зачем вам нужен будет
этот плакат?
- Вам необходимо будет составить
р а зъ я с н и т е л ь н ы й
п л а кат
о
н а ч а л ь н ы х
ф о р м а х
с л о в -
предметов,
слов-признаков
и
слов-действий.
- Кто будет являться помощником
в
правильном
выполнении
этого
задания?
Куда
мы
д ол ж н ы
обратиться?
Сравните
свой
плакат с плакатом на доске.
- Выполните задания упражнений
14-15
ТПО.
Если
вам
нужна
помощь вы можете обратиться к
… Перечислите (учитель, плакат –
помощник,
сосед
по
п а рт е ,
эталон).
Ученики
отвечают,
ч то
учебник
предлагает
п о р а б о т ат ь
в
ТПО
самостоятельно.
У ч е н и к и ,
дополняют
плакат
информацией
о
начальной
ф о р м е
с л о в ,
используя
учебник плакаты
Летучей Мыши.
5.Итог урока
Рефлексия
-
Чему
хотели
научиться
на
уроке?
- Достигли ли намеченных целей?
- Как работал каждый из вас?
Подводят
итог
урока.
Оценивают свою
работу на уроке.
РУУД:
действуют
с
учетом
выделенн
- Можем ли похвалить себя?
- Какое настроение у вас к концу
урока?
- Посмотрите на нашего человечка
и сделайте итог нашему уроку.
ых
учителем
ориентир
ов;
прогнозир
уют
результат
ы
уровня
усвоения
изучаемог
о
материала
.
ПЛАКАТ
Начальная форма слов
?
предметы
?
признаки
?
действия
?
?
ПЛАКАТ
Начальная форма слов
кто?
предметы
что?
признаки
м.р. ед.ч.
какой?
действия
что делать?
что сделать?
Что Я услышал.
Что
Я
почувствовал.
Что
Я буду делать дальше.
Оценочный лист
Не достаточно хорошо
Хорошо Отлично
Активно участвовал в беседе (класса, группы, пары)
Работал самостоятельно с разными источниками информации
и узнал…
Понятно и четко излагал информацию на уроке
Использовал свой жизненный опыт, чтобы объяснить…
Формулировал
выводы
с
использованием
полученной
информации
Могу использовать полученные знания
Выполнил верно, самостоятельное задание