Автор: Штанева Ольга Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 9 "Гвоздичка"
Населённый пункт: города Алушты
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 9» ГОРОДА АЛУШТЫ
Консультация для воспитателей
на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников
средствами живой и неживой природы»
Подготовила:
старший воспитатель Штанева О.В.,
Дата проведения: 15.12.2020г.
г. Алушта
2020
Экологическое воспитание дошкольников
средствами живой и неживой природы
В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников.
В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблю-
дать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии
черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я ду-
маю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и
животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться ти-
шиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого воз-
раста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным
направление в дошкольном образовании.
Педагогический опыт показывает, что начинать экологическое образование можно и
нужно с раннего возраста. Задача ваша, как педагогов в работе с детьми, заложить первые
представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания
могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Очень важно, чтобы каждый ребенок с малых лет понял: человек и природа взаимосвя-
заны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. То, что наносит вред
природе, наносит вред самому человеку.
Основные экологические представления дети получают на занятиях, которые можно
проводить в индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме. Именно на занятиях дети
получают элементарные знания, осуществляется развитие основных познавательных процес-
сов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт
детей. Но исследования показали, что настоящий интерес к познанию природы и бережного
отношения к ней появляются у детей лишь в процессе ежедневного общения с природой. К.
Д. Ушинский говорил: «…что день, проведенный ребенком среди рощ и полей. заменяет
много недель на учебной скамье».
Поэтому среди разнообразных методов и форм экологического воспитания дошкольни-
ков ведущее место занимает наблюдение. Почему?
Во - первых, наблюдение - метод чувственного познания природы. Практикой до-
школьного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная органи-
зация чувственного восприятия природы в естественной обстановке обеспечивает формиро-
вание и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных яв-
лениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ори-
ентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимо-
связи в природе.
Во-вторых, через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных
в среде их обитания.
В-третьих,наблюдение способствует воспитанию любознательности, наблюдательно-
сти, воспитывается любовь к родной природе.
В-четвертых, наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. В процессе на-
блюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов
на поставленные вопросы, развивается в детях важное умение – смотреть, видеть, делать вы-
воды и обобщения, сравнивать.
2
Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении, на
участке детского сада и в ближайшем окружении, позволяет организовывать разнообразные
наблюдения. Каждый раз нужно продумывать форму, содержание, методы проведения на-
блюдений. Ведь наша цель – пробудить интерес, познавательную активность детей, развить
наблюдательность, желание и умение смотреть на мир. И тогда наблюдение, как целостный
педагогический процесс, становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитате-
ля и детей, в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и органи-
зацию наблюдения, на решение воспитательно – образовательной задачи, а умственные уси-
лия детей – на полноценнее восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации.
Так как осмысленное восприятие предметов зарождается рано, то недостаточные знания и
опыт маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные их стороны. Яркие впечат-
ления, особенно получаемые от быстро меняющихся движущихся предметов и явлений, - это
результат непроизвольных наблюдений детей.
Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспе-
чить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление осознанного от-
ношения наблюдателя к наблюдаемому.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо продумывать и использо-
вать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавать вопросы,
предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между
отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств и
форм восприятия - зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, кинестетического в
процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений и животных, понимать кра-
соту родной природы и бережно относиться ко всему живому - является целью экологическо-
го образования дошкольников.
Для полноценного решения этих задач необходимо определить задачи, содержание ра-
боты, составить перспективный план, продумать календарное планирование, учитывая воз-
растные особенности детей. Одновременно пополнять экологоразвивающую среду в группе,
на участке детского сада необходимыми предметами, пособиями, растениями, объектами не-
живой природы. Составить и разработать картотеку прогулок, экологических игр, циклы на-
блюдений.
Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспи-
тания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспе-
чивают становление единственно правильного действенного отношения к живым существам.
После проведенных наблюдений у детей накапливается много впечатлений, которые они вы-
ражают в рисовании, лепки, аппликации, если в группах имеется большое количество дет-
ских работ, то их можно использовать на различных выставках и конкурсах.
Практика показывает, что необходимо существенно поднять уровень экологического
воспитания не только у детей, но и у родителей, поскольку именно семья дает первый опыт
взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и жи-
вотного мира. Следует активно привлекать родителей к своей работе. Работу с родителями
можно проводить через домашние задания, экскурсии, праздники, анкетирование, дни откры-
тых дверей, через просветительскую работу в уголках для родителей: консультации, листов-
ки, фотовыставки. Благодаря использованию компьютерной технологии, родители имеют
3
возможность быть в курсе всех экологических событий и мероприятий детского сада, папок
передвижек, ширм, фотовыставок и видеозарисовок. Они охотно откликаются и принимают
участие в подготовке выпуска мини-книжек, альбомов о детях и их окружающем мире приро-
ды.
После проделанной работы можно провести диагностическое исследование детей и вы-
яснить как они усвоили материал, как сформировались знания, умения, какой опыт приобре-
ли.
Так, приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы развиваем различ-
ные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение,
вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им
помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необхо-
димость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.
Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического вос-
питания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сен-
сорные ощущения и, благодаря им - богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор
детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни приро-
ды, учит беречь ее.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкрет-
ных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном мате-
риале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической рабо-
той по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания ред-
ких видов растений и животных).
В содержание экологического воспитания вливаются ценностно- нормативные аспек-
ты. Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной ценности (по-
знавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам яв-
ляется желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно пони-
мать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в
воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для
этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и по-
степенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда
человека.
Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание
трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством
воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и актив-
ности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направлен-
ный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).
Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хоро-
шо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» - «некрасиво»), поэтому в экологическом воспита-
нии детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.
Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства
родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, ме-
стами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, це-
нить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень.
4
Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается
тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.
Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание
нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех
определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи
трех основных блоков:
1.
Занятия, как специально организованная форма обучения.
2.
Совместная деятельность педагога и детей.
3.
Самостоятельная деятельность детей.
На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают
различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объек-
там природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от
освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных пред-
ставлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познава-
тельного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систе-
матизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность
ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые.
Широко используются и занятия по развитию речи: составление описательных расска-
зов и сравнительных рассказов о природных объектах, занятия с детской природоведческой
книжкой, беседы о природе и об отношении к ней.
Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение представлений
о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как живым организмом и соци-
альным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнооб-
разные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстра-
циями и моделями.
Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по спосо-
бам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают
дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определя-
ется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со
взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится
совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью накопления
каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в со-
ответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для
этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и
включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на
участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских
книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологиче-
ские праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми
в собственную деятельность.
Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически
ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинако-
вое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным стано-
вится их деятельность в природе, с ее объектами.
5
Также, детям нужно задавать вопросы на различные темы по природе, чтобы выяснить
уровень знаний, умений, навыков детей, насколько они близки к природе, а в чём-то отстают.
Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы
должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением
нормами поведения в природной среде. Это достигается путём формального (учебного заве-
дения и д/с) и неформального образования (разные источники информации, разовые меро-
приятия). Часто работники детских учреждений в процессе ознакомления детей с природой
больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе
не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного от-
ношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.
Детям старшего дошкольного возраста уже доступна для понимания сложные разнооб-
разные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две
большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребёнка, способствую-
щие интеллектуальному развитию, ко второй – знание, определяющие правила поведения че-
ловека в природе раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно
важен для воспитания действительной любви к природе.
Человек умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир
природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека,
вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятель-
ности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и
наслаждаться ею.
Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и
вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на ин-
теллектуальное и эстетическое развитие ребёнка.
Обогащение представлений о природе познание её запахов и связей невозможно без
эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение с природой ребёнка
должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать
и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально
обращаться с природой, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры
на природе и т. п.)
Основная задача педагогики - воспитания у детей экологической культуры, фундамент
которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану при-
роды. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специаль-
но воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются
различные отклонения у детей в отношении к природе. Прежде всего — пассивность : дети
стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но и по сво-
ей инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Иногда дети на-
носят ущерб природе из-за недостаточной осведомлённости (собирают в коробочку насеко-
мых, составляют букеты из цветущей земляники, обрывают бутоны растений для угощения
"куклам" и др.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: соби-
рая чернику, затаптывают её кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т.д..
Встречаются дети способные жестоко относится к животным: бить собак, мучить кошек, го-
лубей, топтать дождевых червей.
6
Исследуя эту проблему, обнаружили интересный факт: оказывается, дошкольники до-
роже относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина в том, что животное легче,
чем растение, идентифицировать с собой, наделить его разумом, переживаниями (как это бы-
вает в сказках), сходными со своими собственными.
Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспи-
танности детей, когда они нечутки к состоянию других людей, тем более животных и расте-
ний; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и
прийти на помощь. Дети подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отноше-
нию к животным, растениям. Взрослые с умыслом или невольно ранят детские души жестким
отношением к природе, наносят вред делу гуманности у детей, травмируют их не зрелую пси-
хику. Деятельное правление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при
выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Детей надо обучать навыкам
ухода за растениями, животными.
Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом.
Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Стимулом к труду может стать ин-
терес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. В качестве действенного
мотива выступает познавательный интерес.
Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычное, непривлека-
тельнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка.
Усиление эстетической строки при ознакомлении детей с природой, широкое включе-
ние в этот процесс произведений искусства -важный фактор экологического воспитания.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каж-
дого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий
древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до на-
ших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира жи-
вой природы.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы
сами должны научиться любить ее.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И
охранять природу - значит охранять родину». Так писал русский писатель М.М. Пришвин.
Красота родной природы рождает патриотизма, любовь к родине, привязанность к тому ме-
сту, где живешь.
7