Напоминание

"Развитие познавательного интереса к геометрии"


Автор: Анна Викторовна Петрова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательного интереса к геометрии"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие познавательного интереса к геометрии

Кто

не

знает

математики,

не

может узнать никакой

другой науки и даже не

может

обнаружить

своего невежества…

Роджер Бекон –

английский философ

(1267г).

В

течение

многих

столетий

математика

является

неотъемлемым

элементом системы общего образования всех стран мира. Объясняется это

уникальностью роли учебного предмета «математика» в формировании

личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен.

Математика

всегда

была

существеннейшей

составляющей

частью

человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего

мира, базой научно – технического прогресса и важной компонентой

развития личности.

Одной из составляющих предмета математики является геометрия.

Геометрия является важной учебной дисциплиной для многих профилей

обучения. Она необходима будущим строителям и архитекторам, химикам и

инженерам.

Геометрия

имеет

большие

возможности

для

развития

логического

мышления

практических

действий

по

моделированию

геометрических и реальных объектов.

Курс геометрии начинает изучаться с 7 класса. До этого ребята изучали

предмет математика. Что же происходит после того как математика делиться

на два курса: алгебра и геометрия. Алгебра для ребят – как бы плавное

продолжение того, что они изучали на уроках математики. Другое дело

геометрия. На уроках геометрии они должны одновременно знакомиться с

новыми для них фигурами, создавая себе достаточно полный их образ,

усваивать основные свойства этих фигур, овладевать терминологией и не

только говорить, но и думать на новом – геометрическом языке. С первых

уроков геометрии я видела «тихий ужас», который исходил от ребят. Они

терялись в нагромождении теорем и аксиом, их удручала необходимость из

вполне понятных фактов, путем абсолютно непонятных умозаключений,

делать совершенно очевидный вывод. И следствием всего этого является

пассивность детей, они начинают скучать на уроке. Отечественный

педагог Михаил Васильевич Остроградский писал: «…Скука является

самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет,

овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам ».

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика

в

положение

объекта

передаваемой

ему

извне

информации.

Такой

постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает

развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в

интеллектуальном и нравственном отношении.

Как много в школе уходит времени на то, чтобы сидеть и слушать. Еще в

20-е годы руководитель школы имени Достоевского Виктор Нколаевич

Сорока-Росинский сформулировал весьма ценный принцип: «Поменьше

учителя – побольше ученика».

Ученик пассивен, когда списывает ход решения с доски, пассивен, когда

слушает ответы товарищей, и даже постановка вопросов всему классу

активизирует не всех, а только тех, чей «темп думанья» соответствует темпу

фронтального опроса. А пассивность – основная питательная почва скуки и

лени. Только активность, только творчество, только постоянный поиск растят

настоящего человека.

И я задалась целью - как организовать процесс обучения геометрии

интересным для обучающихся? Как изжить скуку на уроке? Как разбудить в

ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?

Исходя из выше изложенного цели моей деятельности следующие:

1.

Развитие познавательного интереса на уроках через использование

творческих форм работы.

2.

Развитие аналитических навыков, умения применять полученные знания

на

практике

для

формирования

адаптивных

качеств

личности

обучающихся.

3.

Снижение уровня учебной и личностной тревожности при изучении

нового материала.

Исходя из этого, определены следующие задачи:

обучать

каждого

школьника

последовательному,

логическому

и

планомерному осмыслению окружающей действительности;

развивать эмоционально-положительное отношение обучающихся к

изучению геометрии, геометрическую зоркость, воображение;

воспитывать волевые качества, целеустремленность, настойчивость,

самостоятельность учащихся, стремление к самосовершенствованию;

обогащать и улучшать геометрическую речь учащихся.

Цель работы: проанализировать и обобщить методы и приёмы по

развитию познавательного интереса к геометрии, представить свой опыт по

данной теме.

Что же такое познавательный интерес?

Под

познавательным

интересом к

предмету

понимается

избирательная направленность психических процессов человека на объекты

и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление

личности заниматься именно данной областью.

Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием

все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность

становится увлекательной и продуктивной. Его сущность состоит в

стремлении школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко и

основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего

интереса.

В формировании познавательного интереса учащихся можно выделить

несколько этапов:

любопытство;

любознательность;

устойчивый интерес к предмету.

Любопытство – естественная реакция человека на всё неожиданное,

интригующее.

Проявляющийся

интерес

при

слушании

рассказа

об

увлекательном случае из истории математики или участии в игровом

моменте урока и т.д. Этот интерес гаснет и быстро исчезает при изменении

ситуации на уроке, но учитель не должен пренебрегать этой первой

возможностью вызвать ростки интереса к учению. Любопытство, вызванное

неожиданным

результатом

опыта,

интересным

фактом,

приковывает

внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие

уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной

деятельности, осознания ряда фактов, законов, теорем происходит всё

большая объективация интереса: ученик придаёт всё возрастающее значение

реальному содержанию объекта своего интереса, любопытство перерастает

влюбознательность. Однако любознательность ученика не распространяется

на изучение всего предмета. Материал другой темы может оказаться для него

скучным и интерес к предмету пропадёт.

Задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и

стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при

котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нём

методы поиска и доказательства новых знаний. В учёбе его захватывает сам

процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблемы,

нестандартных задач доставляет удовольствие.

Как все психические свойства личности, интерес зарождается и

развивается в процессе деятельности.

Следует отметить, что именно интересное преподавание приводит к

интересному учению, поэтому их совокупность надо считать одним из

основных критериев ценности учебного процесса.

Так

что

же

можно

сделать,

чтобы

интересно

преподавать?

Американский математик Джордж Пойа писал «Обучение – это ремесло,

использующее бесчисленное количество маленьких трюков». В своей

работе я решила определить, какие же «трюки» можно применять на

различных этапах урока геометрии.

Геометрия - это раздел математики, являющийся носителем собственного

метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и

взаимное расположение предметов, развивающий пространственные

представления, образное мышление учащихся, изобразительно-графические

умения, приемы конструктивной деятельности, т.е. формирует

геометрическое мышление.

Задачи изучения наглядной геометрии:

1. Развитие геометрических представлений учащихся посредством рисования

геометрических фигур и тел, изготовления их моделей.

2. Усвоение начальных приемов черчения с помощью линейки, угольника и

циркуля.

3. Ознакомление со способами нахождения длин, углов, площадей и объемов.

4. Усвоение некоторых элементарных сведений по геометрии, полезных в

практической жизни и необходимых при изучении других предметов.

5. Активизация мышления путем постановки и решения геометрических задач.

6. Введение начал логического мышления в степени и форме, доступных

возрасту учащихся.

7. Развитие речи – письменной и устной – в области, относящейся к

пространственным представлениям детей.



В раздел образования