Автор: Анна Викторовна Петрова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательного интереса к геометрии"
Раздел: среднее образование
Развитие познавательного интереса к геометрии
Кто
не
знает
математики,
не
может узнать никакой
другой науки и даже не
может
обнаружить
своего невежества…
Роджер Бекон –
английский философ
(1267г).
В
течение
многих
столетий
математика
является
неотъемлемым
элементом системы общего образования всех стран мира. Объясняется это
уникальностью роли учебного предмета «математика» в формировании
личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен.
Математика
всегда
была
существеннейшей
составляющей
частью
человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего
мира, базой научно – технического прогресса и важной компонентой
развития личности.
Одной из составляющих предмета математики является геометрия.
Геометрия является важной учебной дисциплиной для многих профилей
обучения. Она необходима будущим строителям и архитекторам, химикам и
инженерам.
Геометрия
имеет
большие
возможности
для
развития
логического
мышления
практических
действий
по
моделированию
геометрических и реальных объектов.
Курс геометрии начинает изучаться с 7 класса. До этого ребята изучали
предмет математика. Что же происходит после того как математика делиться
на два курса: алгебра и геометрия. Алгебра для ребят – как бы плавное
продолжение того, что они изучали на уроках математики. Другое дело
геометрия. На уроках геометрии они должны одновременно знакомиться с
новыми для них фигурами, создавая себе достаточно полный их образ,
усваивать основные свойства этих фигур, овладевать терминологией и не
только говорить, но и думать на новом – геометрическом языке. С первых
уроков геометрии я видела «тихий ужас», который исходил от ребят. Они
терялись в нагромождении теорем и аксиом, их удручала необходимость из
вполне понятных фактов, путем абсолютно непонятных умозаключений,
делать совершенно очевидный вывод. И следствием всего этого является
пассивность детей, они начинают скучать на уроке. Отечественный
педагог Михаил Васильевич Остроградский писал: «…Скука является
самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет,
овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам ».
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика
в
положение
объекта
передаваемой
ему
извне
информации.
Такой
постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает
развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в
интеллектуальном и нравственном отношении.
Как много в школе уходит времени на то, чтобы сидеть и слушать. Еще в
20-е годы руководитель школы имени Достоевского Виктор Нколаевич
Сорока-Росинский сформулировал весьма ценный принцип: «Поменьше
учителя – побольше ученика».
Ученик пассивен, когда списывает ход решения с доски, пассивен, когда
слушает ответы товарищей, и даже постановка вопросов всему классу
активизирует не всех, а только тех, чей «темп думанья» соответствует темпу
фронтального опроса. А пассивность – основная питательная почва скуки и
лени. Только активность, только творчество, только постоянный поиск растят
настоящего человека.
И я задалась целью - как организовать процесс обучения геометрии
интересным для обучающихся? Как изжить скуку на уроке? Как разбудить в
ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Исходя из выше изложенного цели моей деятельности следующие:
1.
Развитие познавательного интереса на уроках через использование
творческих форм работы.
2.
Развитие аналитических навыков, умения применять полученные знания
на
практике
для
формирования
адаптивных
качеств
личности
обучающихся.
3.
Снижение уровня учебной и личностной тревожности при изучении
нового материала.
Исходя из этого, определены следующие задачи:
обучать
каждого
школьника
последовательному,
логическому
и
планомерному осмыслению окружающей действительности;
развивать эмоционально-положительное отношение обучающихся к
изучению геометрии, геометрическую зоркость, воображение;
воспитывать волевые качества, целеустремленность, настойчивость,
самостоятельность учащихся, стремление к самосовершенствованию;
обогащать и улучшать геометрическую речь учащихся.
Цель работы: проанализировать и обобщить методы и приёмы по
развитию познавательного интереса к геометрии, представить свой опыт по
данной теме.
Что же такое познавательный интерес?
Под
познавательным
интересом к
предмету
понимается
избирательная направленность психических процессов человека на объекты
и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление
личности заниматься именно данной областью.
Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием
все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность
становится увлекательной и продуктивной. Его сущность состоит в
стремлении школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко и
основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего
интереса.
В формировании познавательного интереса учащихся можно выделить
несколько этапов:
любопытство;
любознательность;
устойчивый интерес к предмету.
Любопытство – естественная реакция человека на всё неожиданное,
интригующее.
Проявляющийся
интерес
при
слушании
рассказа
об
увлекательном случае из истории математики или участии в игровом
моменте урока и т.д. Этот интерес гаснет и быстро исчезает при изменении
ситуации на уроке, но учитель не должен пренебрегать этой первой
возможностью вызвать ростки интереса к учению. Любопытство, вызванное
неожиданным
результатом
опыта,
интересным
фактом,
приковывает
внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие
уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной
деятельности, осознания ряда фактов, законов, теорем происходит всё
большая объективация интереса: ученик придаёт всё возрастающее значение
реальному содержанию объекта своего интереса, любопытство перерастает
влюбознательность. Однако любознательность ученика не распространяется
на изучение всего предмета. Материал другой темы может оказаться для него
скучным и интерес к предмету пропадёт.
Задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и
стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при
котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нём
методы поиска и доказательства новых знаний. В учёбе его захватывает сам
процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблемы,
нестандартных задач доставляет удовольствие.
Как все психические свойства личности, интерес зарождается и
развивается в процессе деятельности.
Следует отметить, что именно интересное преподавание приводит к
интересному учению, поэтому их совокупность надо считать одним из
основных критериев ценности учебного процесса.
Так
что
же
можно
сделать,
чтобы
интересно
преподавать?
Американский математик Джордж Пойа писал «Обучение – это ремесло,
использующее бесчисленное количество маленьких трюков». В своей
работе я решила определить, какие же «трюки» можно применять на
различных этапах урока геометрии.
Геометрия - это раздел математики, являющийся носителем собственного
метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и
взаимное расположение предметов, развивающий пространственные
представления, образное мышление учащихся, изобразительно-графические
умения, приемы конструктивной деятельности, т.е. формирует
геометрическое мышление.
Задачи изучения наглядной геометрии:
1. Развитие геометрических представлений учащихся посредством рисования
геометрических фигур и тел, изготовления их моделей.
2. Усвоение начальных приемов черчения с помощью линейки, угольника и
циркуля.
3. Ознакомление со способами нахождения длин, углов, площадей и объемов.
4. Усвоение некоторых элементарных сведений по геометрии, полезных в
практической жизни и необходимых при изучении других предметов.
5. Активизация мышления путем постановки и решения геометрических задач.
6. Введение начал логического мышления в степени и форме, доступных
возрасту учащихся.
7. Развитие речи – письменной и устной – в области, относящейся к
пространственным представлениям детей.