Напоминание

"Простые и сложные предложения"


Автор: Арешкина Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №8"
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Простые и сложные предложения"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока русского языка

4 класс

Образовательная система «Школа России»

(М. И. Моро и др.)

Автор:

Арешкина Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

г. о. Саранск

2021-2022 учебный год

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Авторы учебника: Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы, в 2 ч. – М.:

Просвещение, 2014.

Исходный уровень знаний обучающихся

К началу изучения темы

Обучающиеся знают:

- состав предложения

Обучающиеся умеют:

- выделять грамматическую основу предложения

Дети пытались:

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы со схемами;

- работать по предложенному учителем плану;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- сравнивать и группировать предложения.

Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- излагать и аргументировать своё мнение;

- признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.

Тема урока: «Простые и сложные предложения».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения,

сформировать представления о простых и сложных предложениях.

Задачи:

- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.

- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.

- Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.

Результаты:

Личностные

ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в

соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта

ошибок.

Познавательные УУД

использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с

выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,

находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД

формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной

деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых

ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого

этикета.

Предметные

различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков

препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила

постановки знаков препинания в сложных предложениях.

Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование. Формы организации

познавательной

деятельности:

фронтальная,

индивидуальная,

парная.

Межпредметные

связи:

русский

язык,

литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование:

Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы, в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки.

План урока:

Этапы урока

Время, отводимое на

каждый этап урока

1. Организационный момент.

2 мин.

2. Актуализация знаний.

10 мин.

3. Открытие нового знания.

16 мин.

4. Физкультминутка.

2 мин.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

6 мин.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

6 мин.

7. Рефлексия. Итог урока.

3 мин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный

момент.

Мотивация к учебной

деятельности.

Учитель

мотивирует

учащихся

к

учебной

деятельности

посредством создания эмоциональной обстановки.

Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя.

- Я рада видеть вас сегодня, думаю, что сегодняшний урок

принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые

открытия. Пусть вам, ребята, помогут сообразительность, смекалка

и те знания, которые вы уже приобрели. Вам предстоит активно

потрудиться. Мы отправляемся в путь. В течение урока каждый из

вас будет заполнять свой маршрутный лист.

-А работать будем под девизом:

«Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!»

- Откройте тетради и запишите дату.

Дети приветствуют

учителя, настраиваются

на работу.

Личностные УУД:

-

выработка

на

личностном

уровне

внутренней

готовности

к

выполнению

нормативных

требований

учебной

деятельности ;

-установка на

доброжелательное

отношение к

участникам

совместной

деятельности:

одноклассникам,

учителю.

Регулятивные УУД:

- самоорганизация и

организация своего

рабочего места;

2.Актуализация

знаний и выявление

индивидуальных

затруднений

Цель - актуализировать знания.

- Начнем урок со словарной работы.

1 этап - Словарная работа

- По лексическому значению вспомнить и записать слово.

1.Военное приветствие или отдание почестей выстрелами,

ракетами, а также стрельба и фейерверк в ознаменование

Дети

делают

запись

тетрадях:

Салют,

интерес,

ноябрь,

телефон,

Познавательные

УУД:

- актуализация

изученных способов

действий, развитие

мыслительных

операций анализа,

синтеза, сравнения.

торжественной даты, события.

2.Особое внимание к чему-н., желание вникнуть в суть, узнать,

понять.

3.Одиннадцатый месяц календарного года.

4. Система связи для передачи речевой информации на расстояние

при помощи электрических сигналов по проводам или по радио.

5. Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим

её сторонам.

6. Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу.

7. В настоящее время, теперь.

8. Специалист с высшим техническим образованием.

9. Главный город государства.

- Возьмите сигнальную карточку, оцените соседа. Зеленый цвет

если работа выполнена без ошибок, желтый цвет если в работе

одна ошибка, красный – если 2 ошибки и более.

- Подчеркните первую букву каждого слова.

- Составьте слово из первых букв данных словарных слов.

- Поставьте в маршрутный лист на этом этапе нужного цвета

кружок

аллея,

костер,

сейчас,

инженер,

столица

Взаимопроверка: работа

в парах. Дети

оценивают работу

соседа с помощью

сигнальных карточек

Дети составляют слово

(синтаксис).

Самопроверка.

Учащиеся оценивают

себя

Личностные УУД

- осознание своих

эмоций, интереса к

изучению

математики.

Регулятивные УУД:

- умение

контролировать свою

деятельность.

- Что такое синтаксис?

- Итак, ключевое слово нашего урока – предложение.

(Начало кластера - выставляется слово «предложение»)

Доска:

Составление кластера

Предложение

- Напомните, что же такое предложение?

- Хорошо. Освежим наши знания. Работа будет в парах. Вам нужно

будет совместить начало и конец предложения.

Наши знания о предложении занесёте в таблицу. Готовность в

группы – поднятые руки шалашиком, время ограничено.

В грамматическую основу

предложения входит

подлежащее и сказуемое

По цели высказывания

предложения бывают:

повествовательные,

вопросительные,

побудительные

По интонации

восклицательные,

невосклицательные

Работа со словарем –

Зачитывает ученик:

Синтаксис – это раздел

языка, который изучает

словосочетания и

предложения.

Одно или несколько

слов, связанных по

смыслу и выражающих

законченную мысль,

чувства .

Регулятивные УУД:

- умение о

ценивать

учебные действия в

соответствии с

поставленной задачей

По количеству

грамматических основ

предложения бывают

?

- Проверьте работу друг друга. Все группы справились с

заданием без ошибок? Оцените свою работу в группах.

-

Молодцы!

Значит

только

у

одного

предложения

нет

продолжения. Идем дальше. Оцените свою работу в маршрутном

листе.

Для того, чтобы освежить знания, вам предлагается прочитать

предложения и подумать, чем они отличаются друг от друга?

Ваши предложения по выходу из этой ситуации:

Распределите между собой дела в паре, проверьте друг у друга.

1) Прозвенел звонок.

2) Ребята зашли в класс.

3) Начался первый урок.

4) Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

Опрашивается одна

группа, другие

проверяют, показ –

сигнальные карточки.

Дети ставят кружок

нужного цвета.

У детей листы заданий

у каждого.

Предполагаемые

ответы: - найти

грамматические

основы;

- начертить схемы

предложений.

Проверьте выполнение. На доску проецируется сначала

грамматическая основа, а потом схема.

1, 2 и 3 предложения простые, так как в каждом из них по одной

основе.

Сформулируйте вывод:

- Соответственно 4 предложение какое?

Дети показывают

правильность

сигнальными

карточками.

Предложение, в

котором одна

грамматическая основа,

- простое предложение.

Сложное, состоит из

трёх простых

предложений. В каждой

части сложного

предложения есть свои

главные члены, своя

основа.

- Сделайте вывод: чем отличаются предложения?

- Вернемся в таблицу, как называют предложения с одной

грамматической основой?

- Несколько грамматических основ?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

На доске появляется: простое и сложное.

- В чём будем упражняться?

- Зачем?

- Почему важно говорить и писать грамотно?

Доска:

Составление кластера

Предложение

Простое

Сложное

Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе в маршрутном

листе. Идем дальше.

Схемами и

количеством

грамматических основ.

Простое

Сложное

Учащиеся

формулируют тему

урока: Простое и

сложное предложение.

Узнавать простое и

сложное предложения.

Чтобы грамотно

оформлять их на

письме.

Чтобы нас понимали.

Дети оценивают свою

работу выставляя

кружок

соответствующего

цвета в своем

маршрутном листе.

3. Работа над новым

материалом.

Подведение детей к

самостоятельному

выводу.

- Как вы думаете, вся ли информация о предложении добыта вами?

Или возможны еще есть неоткрытые странички в Книге знаний?

- Ну что ж, в споре рождается истина!

- Давайте поиграем! Жанры на доске: пословица, скороговорка,

стихотворение, басня.

Игра «Договори предложение» - дети называют продолжение

предложения.

Материал для детей

Учителю

Жанры на доску

Глаза боятся, а руки

делают

пословица

Белые бараны

били в барабаны

Скороговорка

(речевая разминка)

На солнце тёмный лес

зардел

в долине пар

белеет тонкий

Стихотворение

(Жуковский В.)

Мартышка к старости

слаба

глазами

стала

Басня

(Крылов

И.А.)

- Назовите жанры литературы.

- Запишите пословицу. Как понимаете смысл пословицы?

- Укажите тип предложения: простое (с), сложное (п).

- Чтобы не ошибиться предложите алгоритм.

1. Найди грамматическую основу.

2. Сделай вывод о типе предложения.

Запишите предложения в тетрадь.

-

Что

помогло

вам

отличить

простое

или

сложное

предложение?

Значит:

сложное

предложение

состоит

из

простых

предложений, связанных по смыслу.

Нет, есть еще что-то

чего мы не знаем.

Одна грамматическая

основа или более

Коммуникативные

УУД:

- общение друг с

другом;

- аргументация своего

мнения.

Познавательные

УУД:

- умение

анализировать,

сравнивать, обобщать;

- актуализация

изученных способов

действий,

достаточных для

построения новых

знаний;

- аргументация своего

мнения.

Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или

несколько грамматических основ.

Доска:

Составление кластера

Предложение

Простое

Сложное

Одна

грамматическая основа

Несколько

грамматических основ

Молодцы. Оцените свою работу на этом этапе в маршрутном

листе. Идем дальше.

Итак, как отделяется одна часть сложного предложения от

другой?

Проверьте данные предложения на наличие знаков препинания

Наступила долгожданная весна

Ярко светит солнце по небу плывут легкие облака

По полям и по лесам бегут ручьи

Повсюду слышно звонкое пение птиц

На реке раздается гул быстро плывут льдины

Проверка «Определи предложение по структуре»

Запятыми

Каждый

получает

раздаточный материал.

Показывают руками,

стоя.

Если

предложение

Познавательные

УУД:

- умение отличать

новое от уже

известного с

помощью учителя;

Сделайте вывод.

Молодцы. Оцените свою работу на этом этапе в маршрутном

листе. Идем дальше

простое, поднимают 1

руку, а если сложное,

то 2 руки. Объясняют

свой выбор

На

письме

части

сложного

предложения

отделяются запятой.

4. Физкультминутка

Задание:

- Каждой паре соотнести пословицу, и схему предложения (время

на обсуждение полминуты). Затем обсудим.

[ – = ];

[ – = ], [ – = ];

[ – = ], а [ – = ];

[ – = ], то [ – = ];

Дети соотносят

пословицу со схемой

устно.

Личностные УУД:

- установка на

здоровый образ жизни

и её реализация в

жизни.

Береженного Бог бережет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Что говорят взрослые, то дети повторяют.

Добрая слава лежит, худая слава вперед бежит.

Молодцы. Оцените свою работу на этом этапе в маршрутном

листе. Идем дальше

Оценивают свою работу

в маршрутом листе

5. Первичное

закрепление.

Применение новых

знаний

Наступил апрель. [ ___ ‗ ]

Звенит капель. [ __ ‗ ]

Птицы расщебетались. [ __ ‗ ]

Машины гудят на дорогах. [ __ ‗ ]

Дайте характеристику предложениям.

-Составьте из простых предложений одно сложное. Предложение

запишите в тетрадь, оформите правильно на письме. Сделайте

вывод.

Это предложение

простое, состоит из

одной грамматической

основы

Предложение сложное,

состоит из трех

простых, между

частями ставим

запятые. Не все простые

предложения войдут в

сложное. Предложение

«Машины гудят на

дорогах» не подходит

по смыслу, не войдет в

состав.

Регулятивные УУД:

- принятие учебной

задачи.

Познавательные

УУД:

- умение

анализировать,

сравнивать, обобщать.

Начертите схему.

Молодцы. Оцените свою работу на этом этапе в маршрутном

листе. Идем дальше

- Так как же мы будем определять, какое предложение: простое

или сложное?

- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим

алгоритм наших действий.

- Выстраивают алгоритм работы с предложениями.

Работа в парах:

- Проведите исследование (работа с дидактическими карточками)

Расставь этапы алгоритма в нужном порядке

Алгоритм «Сложное или простое предложение» (детям без цифр, в

разноброс)

1. Прочитать предложение.

2. Найти грамматическую основу.

3. Определить сложное или простое.

4. Если сложное, то поставить знаки препинания.

Проверка поменяться с соседней парой и проверить работу пар.

Молодцы. Оцените свою работу на этом этапе в маршрутном

листе. Идем дальше

[ __ ‗ ] , [ __ ‗ ], [ __ ‗ ].

Оценивают свою работу

по маршрутному листу

6.Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

образцу.

Контрольный срез

(работать в карточке)

1. Выбери верное утверждение:

(+)

Простыми называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две грамматические основы;

в) две и более грамматических основ.

Выбери верное утверждение:

(+)

Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две грамматические основы;

в) две и более грамматических основ.

II. Укажи сложное предложение. Докажи (схема)

(+ +)

1. Он плывет перед кораблем, указывает безопасный

проход между скалами.

2. Вот опасное место осталось позади, и дельфин скрылся.

Максимальное количество плюсов — 4.

- Дети самостоятельно

выполняют работу.

Познавательные

УУД:

- умение использовать

полученную

информацию;

- знаково –

символические

действия (работа с

геометрическими

фигурами,

заменяющими числа).

Регулятивные УУД:

-контроль (проверка

выполненной работы

по образцу);

-самооценка.

Личностные УУД:

- проявление

самостоятельности в

учебной

деятельности.

7. Итог урока.

Рефлексия.

Посмотрите на свой маршрутный лист урока на всех этапах,

как оценивали себя на протяжении урока после каждого

задания, подведите итог и оцените себя за весь урок.

Кто оценил себя за весь урок «на высоте», можете поставить себе

«5»

Кто оценил себя «чуть ниже» — «4»

«Посередине» — «3»

Какую учебную задачу мы ставили в начале урока. Встаньте, кто

считает, что решил поставленную задачу.

Я оценю ваши работы и поставлю отметки после проверки.

VII. Д/з составить правило, упражнение на выбор: с. 36 упр.

№ 74, с. 43 упр. № 85.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Цель - научить осознавать свои достижения

- Подошёл к концу наш урок. Посмотрите в маршрутный лист. Все

ли этапы нами пройдены?

- Значит нами все были достигнуты цели? Почему? (Узнали новое

о предложениях: предложения бывают не только простыми, но

сложными.)

- Значит цели урока достигнуты.

- Благодаря чему мы их достигли? (На доске помощь: наблюдению,

исследованию, рассуждению и т.д.)

- Оцените свою работу на уроке.

Дети дают оценку своей

деятельности и

деятельности класса на

уроке.

Регулятивные УУД:

- оценка своей

деятельности на

уроке.

Личностные УУД:

- самооценка и

адекватное понимание

причин успеха или

неуспеха в учебной

деятельности.

Прокомментируйте свой результат:

Кто может о себе сказать – «Я старался, но не всё получилось»;

- «Со всеми заданиями я справился»;

Оценивание работу учащихся учителем



В раздел образования