Автор: Махметова Лайла Ганикызы
Должность: магистрант направления подготовки "44.04.01 "педагогическое образование"
Учебное заведение: "Омская гуманитарная академия"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические аспекты понятия "гуманные отношения личности"
Раздел: среднее образование
Махметова Лайла Ганикызы
магистрант
направления подготовки
«44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия»,
г. Омск
Научный руководитель к.пед.н., доцент Шпакина И.Г.
Теоретические аспекты понятия «гуманные отношения личности»
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является
формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей.
Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и
соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять
задача организации нравственных отношений детей [1].
Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно
усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе
нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт,
ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен
помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его
поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и
повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.
Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом
классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от
класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание
нравственных понятий и представлений. Чтобы развить нравственное
сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный
опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры
из литературы) [3].
Не подвергая сомнению, значимость знаний в становлении личности
ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность
идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной
самих знаний, но и их духовной насыщенностью.
Гуманность - это человечность, человеколюбие, уважение к людям, к
человеческому достоинству Гуманность в человеческих взаимоотношениях
принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю
историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую
эпоху
новое
конкретное
содержание.
Гуманность
-
обусловленная
нравственными нормами и ценностями система установок личности на
социальные
объекты
(человека,
группу,
живое
существо),
которая
реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия,
соучастия, помощи [5].
Содержание понятия «гуманность» должно раскрываться прежде всего
через признание ценности человека, которая понимается как единство двух
сторон - естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят
все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень
развития его личностных качеств.
Обе стороны личности непосредственно связаны с гуманностью. Эта
связь заложена в гуманистической сущности морали, которая выступает
изначальной формой отношения к человеку как ценности. Гуманность
представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств
личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку
как к высшей ценности.
Как
качество
личности
гуманность
формируется
в
процессе
взаимоотношений
с
другими
людьми,
установления
межличностных
отношений.
Это
качество
личности
раскрывается
в
проявлении
доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому
человеку, внимательности к нему; рефлексии - умении понять другого
человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к
сочувствию, сопереживанию; в толерантности - терпимости к чужим
мнениям, верованиям, поведению[2].
Педагоги-исследователи
конкретизируют
принцип
гуманности
во
взаимоотношениях
людей,
обращаясь
к
отношениям
солидарности,
взаимопомощи, соучастия, активного «сопереживания общих ценностей».
Представления о гуманных отношениях в исследованиях, как правило,
отличаются активным, действенным характером и выражаются в конкретной
помощи индивидов друг другу, их взаимной заботе, соучастии в делах и
переживаниях.
Таким образом, отношения в группе выступают как опосредствованные
(определяемые,
задаваемые)
совместной
деятельностью,
которые
заключается не только в групповом характере этих отношений, но и в том,
что за проявлением гуманного отношения стоят групповые ожидания,
социальные нормы самого широкого плана.
Рассмотрим
основные
виды
гуманных
отношений
в
детском
ученическом коллективе:
-эмпатия - способность «понимать аффективные ориентации других»,
«распознавать мысли, чувства другого»; эмпатия как сопереживание,
являющееся предпосылкой гуманного отношения [4]. Эмпатия у детей
является устойчивой личностной чертой, называемой ею «социальной
сензитивностью» или «социальным сознанием» ребенка и выражающейся в
гуманной способности реагировать на радость и боль другого [2];
-
альтруизм
-
как
нравственный
принцип,
заключающийся
в
бескорыстном стремлении служить другим людям, в готовности жертвовать
для их блага личными интересами, это действенно-практические реакции
субъекта на неблагополучие или потребность объекта, которые могут носить
характер помощи, содействия, устранения чужих страданий, великодушия,
щедрости [4];
- отношения содействия, кооперативности - взаимная поддержка и
готовность
помогать
друг
другу,
проявление
эмпатии
в
ситуации
неблагополучия
другого,
выражение
щедрости,
желания
поделиться
индивидуально ценным с другими, готовность сделать что-то для других,
проявить великодушие;
взаимоотношения -
взаимная позиция одной личности к другой,
позиция личности по отношению к общности.
Отношения обязательно имеют определенную привлекательность.
Различают отношение человека к людям, к самому себе, отношение к
предметам внешнего мира. Отношение к людям является решающим в
процессе формирования личности и носит характер взаимоотношения.
Воспитание и развитие у детей гуманных чувств и отношений -
сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у детей
этических
представлений,
обобщенных
и
дифференцированных.
Эти
представления должны основываться на доступных, конкретных, образных
примерах из жизни или литературных произведений, способствующих
развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.
При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать
причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно
отражается на других [1].
Осознание
детьми
мотивов
поступков
способствует
быстрому
усвоению ими этических представлений,
и, следовательно, развитию
гуманных чувств, правильному поведению.
При формировании гуманных отношений у детей с ориентацией на
высшие человеческие ценности реализуется формула: цель воспитания +
мотивы учащихся + гуманистическая деятельность.
Учитывая
основы
гуманистической
педагогики,
современные
требования к воспитанию подрастающего поколения, целью воспитательной
деятельности является управление процессом формирования гуманных
отношений в детском ученическом коллективе на основе взаимодействия
всех участников воспитательного процесса.
Гуманные взаимоотношения особенно важно рассматривать в плане
формирования у детей мотивов, побуждающих эти взаимоотношения и
обусловливающих
поведение
детей.
В
воспитательных
действиях
необходимо предусматривать динамику этих мотивов: от каких-то внешних,
часто
ситуативных,
к
более
высоким,
отражающим
коллективные
побуждения и интересы. Вместе с тем всегда учитывается и необходимость
формирования адекватных способов поведения, без которых невозможно
реализовать свое отношение к другим [3].
Таким
образом,
создание
традиций
гуманных
отношений
в
ученическом коллективе на основе формирования привычки доброго,
внимательного отношения в ходе совместной деятельности, а также
взаимопомощи и заботы друг о друге на основе опоры на чувственно-
эмоциональный опыт детей может привести к формированию адекватных
способов поведения [5].
Вместе с тем можно говорить и о направлении коллективной
творческой деятельности на стимулирование активности и инициативы,
опорой на положительные качества личности; стимулирование правильных
форм
отношений
с
помощью
эмоционального
настроя,
мотивировка
значимости и важности соблюдения гуманных отношений в ученическом
коллективе;
сочетание
гуманистического
воспитания
с
воспитанием
гражданственности.
Литература
1.Акутина С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как
направление деятельности классного руководителя в условиях целостного
учебно-воспитательного процесса.- Н. Новгород, 2017. -220 с.
2.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-
Минск: Университетское, 2016. - 560 с.
3.Бойко А.Н. Теория и методика формирования воспитывающих отношений
в общеобразовательной школе. - М.: Высшая школа, 2017. -226 с.
4.Гаврилин
А.В.
Развитие
теории
и
практики
гуманистических
воспитательных систем в отечественной педагогике.-М.,2016. -362 с.
5.Конникова Т.Е. О видах взаимоотношения в школьных коллективах//
Вопросы управления- и руководства процессом воспитания школьников/ Под
ред. К.Л. Балясной.- М., 2016. -С. 246-249.