Автор: Лобанова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №72 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативных навыков на уроках "Естествознание на английском языке"
Раздел: среднее образование
Лобанова С.Г.
МБОУ СОШ № 72 с углублённым изучением английского языка г.
Новокузнецк, Кемеровская область
«Развитие коммуникативных навыков на уроках «Естествознание на
английском языке».
Элективные курсы - новый элемент учебного плана, играющий важную роль
в системе предпрофильного обучения. Элективные курсы реализуются за
счет школьного компонента и имеют следующие цели: развитие содержания
базового курса английского языка, что позволяет получать дополнительную
подготовку для сдачи ГИА; создание условия для выбора учащимися разных
категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их
способностями,
склонностями
и
потребностями;
удовлетворение
разнообразных познавательных интересов школьников в различных сферах
человеческой деятельности; воспитание мировоззрения и ряда личностных
качеств
средствами
углублённого
изучения
английского
языка;
формирование у учащихся умений, навыков и способов деятельности для
решения
практически
важных
задач
(проектная
технология,
исследовательская
деятельность);
мотивация
ученика;
реализация
межпредметных связей; ориентация в выборе профессионального обучения
и будущей профессиональной деятельности.
«Естествознание на английском языке» - это элективный курс, который я
веду в школе с углублённым изучением английского языка уже 20 лет. На
своих уроках большое внимание уделяю развитию коммуникативных
навыков в устной и письменной формах. Для реализации этой цели я
применяю различные формы организации урока.
При
изучении
темы
«Животные
(теплокровные
и
хладнокровные)»,
например, я устраиваю виртуальную экскурсию по зоопаркам мира с
помощью интерактивной доски. Учащиеся с удовольствием представляют
интересные факты о жизни животных в качестве гидов по зоопарку. Иногда
дети выступают от лица животного и отвечают на вопросы, возникшие у
других детей. Время от времени я организую разговор нескольких животных,
и тогда учащиеся в сравнении узнают о специфических особенностях жизни
животных в дикой природе и зоопарке: какой пищей питаются, как делят
территорию между собой и т.д. Всё это происходит в форме диалога или
полилога.
Для изучения темы «Правильное питание» цикл уроков посвящаю развитию
коммуникативных навыков в письменной речи. Я знакомлю детей с
алгоритмами написания коротких эссе, рекомендаций, заметок, отчётов,
анкет, рекламных брошюр. На уроках-зачётах учащиеся пишут одно из
вышеперечисленных письменных сообщений на заданную тему (например,
«Что нужно есть, чтобы быть здоровым?»).
При изучении темы «Стихии: вулканы, землетрясения, наводнения, лесные
пожары, гейзеры, лавины» учащиеся составляют рассказы-описания по
ключевым словам или рассказы по предлагаемой теме, опираясь на факты из
собственного жизненного опыта, работая коллективно.
При изучении темы «Солнечная система» ребята учатся выступать публично,
демонстрируя свои мультимедийные презентации о развитии и движении
планет, а также фантазийные баннеры с последующими ответами на
вопросы, которые возникают у других детей.
При изучении темы «Погода» планирую серию уроков с привлечением детей
к групповой работе. В группе они разрабатывают сценарий к двухминутному
ролику на тему «Прогулка под дождем».
Когда мы изучаем тему «Насекомые», я пытаюсь разработать задания по
теме с учётом возрастных особенностей детей. Учащиеся разыгрывают
сценки в духе басни Крылова И.А. о стрекозе и муравье, наполняя басню
новым содержанием. Таким же образом они готовят мини-пьесу о божьей
коровке и её детках, кузнечике, который сидел в траве.
В теме «Птицы» практикую аудирование со звуками пения различных птиц.
Дети слушают записи, угадывают этих птиц и соотносят их с их
изображением.
А при изучении темы «Мир вокруг нас» дети знакомятся с понятиями
обоняние, осязание, вкус, зрение, слух. Главными видами заданий здесь
являются викторины «Что это?» или «Узнаёшь ли ты это?». Ребятам
демонстрируются разные запахи (кофе, кока-колы, яблоко, банан и т.д.),
вкусы и звуки (дятла, филина, рык медведя и т.д.), а также различные виды
субстанций: металл, стекло, бархат, пластмасса (которые они определяют с
закрытыми глазами).
Кроме
этого
я
практикую
лекции,
составленные
силами
учащихся,
проектную работу, составление аудиогида по разным темам, викторины и
круглые столы, уроки-путешествия и веб-квесты.