Автор: Осколкова Ирина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №72 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Организация деятельности обучающихся 11 класса на уроках элективно-го курса "Comprehensive Reading"
Раздел: полное образование
Осколкова И.Н. «Организация деятельности обучающихся 11 класса на уро-
ках элективного курса «Comprehensive Reading».
МБОУ СОШ № 72 с углублённым изучением английского языка
г. Новокузнецк Кемеровской области
Чтение в жизни человека играет огромную роль:
Люди, не читающие книг, лишают себя мудрости предыдущих поколе-
ний
Литературные произведения учат человека думать, анализировать, ис-
кать скрытые смыслы
Идеологическое влияние книги может пройти через всю жизнь челове-
ка
Читая, человек становится умнее и интеллигентнее
В книгах можно найти отраду даже в самые тяжелые времена
Книги — это собрание всей человеческой мудрости, накопленной за
многие века
Без книг человечество обречено на гибель
Книги помогают узнать что-то новое, поддержать беседу или блеснуть
эрудицией в компании. В компании литературных героев читающий
человек редко чувствует себя одиноким, с помощью хорошей истории
может быстро отвлечься от гнетущих мыслей, лучше понимает мир
и окружающих его людей
Книга не только лучший подарок, но иногда и отличный друг
Книги помогают быстро избавляться от дурных мыслей. И это еще
одна привилегия читающих людей. Хорошие истории действительно
помогают избавиться от негатива и настроить себя на иной лад.
Книга поможет лучше узнать мир и людей
Книги помогут поверить в лучшее. Почти все положительные литера-
турные герои в какой-то степени мечтатели, во всяком случае, они
не теряют самообладание и веру в лучшее, даже если сталкиваются
с непреодолимыми, казалось бы, ситуациями.
Книга поможет найти цель в жизни
Курс «Comprehensive Reading» я преподаю третий год. Создан он был как
элективный курс. Целью мы поставили знакомство с произведениями англо-
язычных писателей, включая работы английских и американских авторов, а
также совершенствование навыков всех видов чтения: поисковое, с полным
пониманием, аналитическое, технику чтения. Кроме того, мы обращаем вни-
мание на гармоничную и равномерную отработку всех видов чтения, так как
владение каждым из них задействует разные способы восприятия, а потому
вместе они способствуют разностороннему усвоению письменной речи. Сре-
ди авторов рассказов Сомерсет Моэм, Роберт Александер, О’Генри (Уильям
Сидни Портер), Николас Монсаррат, Рубен Люциус Голдберг, Арт Бухвальд,
Труман Капоте, Джон Голсуорси и т.д. В программу также включены тексты
научно-популярного жанра, представляющие разнообразную тематику: два
лица Генри Форда, собеседование по приёму на работу, как справляться со
стрессом, из чего состоит наша еда, кофе в нашей жизни, Макс Фактор, шо-
колад, переработка сырья, любимая работа, идиотские изобретения, генети-
чески модифицированная еда, следующие 25 лет, как стать бедным, как по-
явились палочки для еды, первая помощь, Кока-кола, кто такие самураи, ре-
сторанный этикет, манеры за столом.
Видами деятельности при чтении данных текстов явились множественный
выбор, заполнение пропусков, расположение частей текста в правильном по-
рядке (установление логической последовательности), подбор заголовка к со-
ответствующему абзацу, восстановление текста (установление структурно-
смысловых связей текста), ответы на вопросы, определение главной идеи
текста, художественный перевод эпизода текста и т.д.
Привычка читать имеет существенные преимущества:
1.
расширение вокабуляра – из текстов мы постоянно черпаем новые сло-
ва и выражения, которые переходят в пассивный, а затем и активный
личный словарный запас.
2.
Усвоение грамматики – в основном ознакомительное и изучающее
типы чтения дают возможность регулярно видеть и проговаривать ан-
глийские грамматические конструкции, которые со временем прочно
закрепляются в сознании
3.
Тренировка орфографии – зрительная память служит мостиком между
чтением и личной грамотностью. Читая, вы просматриваете слова и
фразы и запоминаете их графическую форму, которую с лёгкостью вос-
производите на письме.
После прочтения текста начинается его обсуждение. Учащиеся работают с
лексикой, отвечают на вопросы, критически осмысляют описанное в тексте.
После этого они получают нестандартное задание: так, например, после чте-
ния текста «Work, sweet work» они описывают не самый лучший офис, а са-
мый худший. После чтения текста «Муравей и кузнечик» Сомерсета Моэма
дети сравнивают это произведение с басней И.А. Крылова «Стрекоза и мура-
вей». На уроках чтения я уделяю огромное внимание развитию навыков кри-
тического мышления. Учитывая нормы морали, учащиеся пытаются дать
оценку тому или иному персонажу или его поступку. Учащимся нравится от-
вечать на вопрос, как бы он (она) поступили бы в данной ситуации. Хочется
отметить, что в силу возрастных и психологических особенностей их поступ-
ки не всегда отличаются умеренностью и здравым смыслом. Они склонны
скорее разрушать, чем созидать. У некоторых детей в речи преобладают сло-
ва: выгнать, обыскать, отобрать, лишить материальной помощи. Задачей учи-
теля в данных ситуациях является терпеливая и ненавязчивая работа по фор-
мированию правильной позиции и адекватного поведения в том или ином
случае.
Мы также пытаемся анализировать тексты с точки зрения стилистики, разби-
раемся со стилистическими приёмами, использованными авторами произве-
дений. На уроке порой идёт соревнование по нахождению разных стилисти-
ческих приёмов в данном тексте. Дети пытаются объяснить, почему автор
прибег к данному способу подачи информации.
Чтение текстов развивает речь, увеличивает вокабуляр и способствует фор-
мированию мировоззрения.