Автор: Мусина Эльвира Фаритовна
Должность: магистрант направления подготовки "44.04.01 "педагогическое образование"
Учебное заведение: "Омская гуманитарная академия"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о сущности понятия "нравственная позиция" личности"
Раздел: среднее образование
Мусина Эльвира Фаритовна
магистрант
направления подготовки
«44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия»,
г. Омск
Научный руководитель д.п.н.. профессор Лопанова Е.В.
К вопросу о сущности понятия «нравственная позиция» личности»
Исследование процесса формирования нравственной позиции личности
подразумевает определение, анализ и оценку тех систем, процессов и
феноменов, которые, так или иначе, касаются этой личности - это
противоречия и процессы нравственного развития, влияние внешних и
внутренних факторов, система воспитания, общекультурная атмосфера в
социуме и т.д.
Анализ нравственной позиции целесообразно начать с рассмотрения
понятия
«позиция
личности».
В
общем
смысле
позиция
личности
понимается как «положение, утверждение; точка зрения» [1].
В
философии
позиция
исследуется
как
ведущая
характеристика
личности, определяющая закономерность ее поведения, в определенной
социальной общности (Л.М. Архангельский, В.И. Селиванов, Е.Ф. Сулимов
и др.).
Впервые понятие «позиция личности» было предложено А.Адлером,
который считал, что склад личности индивидуума можно познать лишь
тогда, когда мы увидим его в социальном окружении и оценим его
положение в окружающем мире. Под положением, по мнению ученого,
следует понимать место индивидуума в порядке вещей и его отношение к
окружающей действительности и жизненным проблемам.
Несколько другой подход к пониманию позиции личности мы находим
в гуманистической теории Э.Фромма. По его мнению, человеку необходимо
чувствовать себя объединенным и связанным с другими людьми, что зависит
от позиции человека.
Сущность развития личности ребенка А. Ф. Шишкин видит в
качественном изменении деятельности, в которой он выступает как субъект.
Изменения эти происходят за счет усложнения целей, задач, предметных
действий, операционной и мотивационной сторон деятельности, а также за
счет
изменения
в
деятельности
позиции
самого
ребенка,
который,
накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным[5].
Данный подход к толкованию позиции личности как определенного
места, положения индивида в обществе играет определенную роль в
понимании ее сущности, и в этом значении позиция личности синонимична
понятиям статуса, социальной позиции. В основе изучения социальной
позиции лежит идея иерархической организации личности как системной
стратегии изучения психических явлений в смене социальной позиции в
деятельности человека.
Т.И. Куржева утверждает, что жизненный путь личности является
вторичным ценностным образованием и процессом, который личность
создает
и
осуществляет
в
порядке
объективации,
самовыражения.
Жизненные отношения, жизненные перспективы, жизненная позиция - это
действительность, которая существует и воспроизводится личностью и она
имеет ценность для личности [3]. Такая позиция детерминирует будущее
личности. Если у человека будет отсутствовать выработанная позиция, то он
может быстро исчерпать свои возможности, попадая в зоны жизни, на-
сыщенные трудностями, противоречиями.
Диапазон употребления понятия «позиция» весьма широк и охватывает
самые разные стороны жизненных проявлений человека, в том числе и
педагогическую деятельность.
Так, одним из оснований профессиональной позиции И.Ф. Харламов
выделяет ценностные отношения, рассматривая позицию как «определенное
положение, состояние, служащее основанием для каких-либо действий,
взглядов в отношении кого-либо или чего-либо; это расположение в
отношении кого-либо, чего- либо» [4, с.46].
Исходя из вышеизложенного, позиция возникает как предпосылка
деятельности, обнаруживается, реализуется только через деятельность, в
которой она и актуализируется, потому что началом всякой деятельности
является
определение
исходной
позиции
по
отношению
к
объекту
деятельности.
В
современной
справочной
литературе
по
психологии
находим
следующее толкование позиции личности: «устойчивая система отношений
человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в
соответствующем поведении и поступках. Позиция - развивающееся
образование. Зрелость позиции характеризуется непротиворечивостью и
относительной стабильностью [2].
Определение, которое наиболее точно, на наш взгляд, отражает
сущность позиции личности, находим в словаре по педагогике под
редакцией Г.М.Коджаспировой: «сложная, достаточно устойчивая система
отношений, установок и мотивов личности, которыми она руководствуется в
своей деятельности, и
целей и ценностей,
на которые направлена эта
деятельность» [1,с. 256].
Анализ работ по философии, социологии, психологии, педагогике
показал, что исследования, посвященные феномену позиции личности,
можно условно разделить на две группы.
К первой группе относятся исследования, изучающие положение
личности
в
группе.
Особого
внимания
заслуживает
вторая
группа
исследований, включающих определения, где позиция предстает как
интегральное и внутриличностное образование, то есть изучается внутренняя
позиция личности. Основополагающим моментом в понимании сущности
позиции личности является ценностное отношение - внутренняя позиция
личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений.
Проявление активной внутренней позиции человека основано на
переживании и принятии (отвержении) идеалов и ценностей социума и
культуры. Следствием этого принятия или отвержения ценностей будет
являться соответствующий поступок. Поступок приобретает нравственный
смысл, отражая взаимосвязь личностной свободы и ответственности.
Сказанное выше позволяет предположить, что ценностный характер
отношений является одним из показателей нравственности в позиции
личности. Следовательно, необходимо выявить основные характеристики
позиции личности, которые отражали бы ее нравственную природу.
Нравственная позиция - это не только набор правил и норм,
соответствующих
социальным
и
идеологическим
требованиям.
Нравственная позиция индивида имеет два полюса - полюс морали и полюс
нравственности[4].
Особенность нравственной позиции, состоит в том, что она является
нормативно-предписателъной,
нацеленной
на
определенные
действия,
поэтому моральные взгляды и представления необходимо рассматривать в
единстве с реальными нравственными отношениями.
В
основе
нравственной
позиции
лежит
система
устойчивых
нравственных
ценностей.
Глубокую
личностную
характеристику
нравственным знаниям и отношениям человека придают его чувства
Устойчивость
нравственной
позиции
зависит
от
успешности
формирования
сознательного
и
критического
отношения
к
действительности, развития понятийного мышления, умения соотносить
общее и частное, анализировать и обобщать факты. Знания служат
источником
обоснованных
и
устойчивых
убеждений,
если
для
них
подготовлена почва путём создания у школьников опыта общественных
отношений, нравственного поведения.
Изучение нравственной позиции не сводится только к определению его
компонентов и структуры. Не менее важную роль играет изучение факторов,
общих закономерностей и этапов формирования компонентов[3].
Нравственная позиция личности формируется и развивается под
влиянием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся:
социокультурный фактор (семья, общение, деятельность, средства массрвой
информации),
а
к
внутренним
-
противоречие
между
различными
компонентами нравственной позиции как источник развития и когнитивный
фактор.
Литература
1.Коджаспирова
Г.М.,
Коджаспиров
А.Ю.
Словарь
по
педагогике
(междисциплинарный). –М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д. «МарТ», 2015.-448 с.
2. Козлов В.И. Этническое самосознание// Краткий этнологический словарь. -
М., 2016.- 103 с.
3.Куржева
Т.И.
Нравственное
воспитание
младших
подростков
в
поликультурной среде.- Майкон, 2016.- 235 с.
4.Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников.-М.:Просвещение,
2015.-160 с.
5. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. -М., 2016.-270 с.