Напоминание

К вопросу о сущности понятия "нравственная позиция" личности"


Автор: Мусина Эльвира Фаритовна
Должность: магистрант направления подготовки "44.04.01 "педагогическое образование"
Учебное заведение: "Омская гуманитарная академия"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о сущности понятия "нравственная позиция" личности"
Раздел: среднее образование





Назад




Мусина Эльвира Фаритовна

магистрант

направления подготовки

«44.04.01 «Педагогическое образование»

«Омская гуманитарная академия»,

г. Омск

Научный руководитель д.п.н.. профессор Лопанова Е.В.

К вопросу о сущности понятия «нравственная позиция» личности»

Исследование процесса формирования нравственной позиции личности

подразумевает определение, анализ и оценку тех систем, процессов и

феноменов, которые, так или иначе, касаются этой личности - это

противоречия и процессы нравственного развития, влияние внешних и

внутренних факторов, система воспитания, общекультурная атмосфера в

социуме и т.д.

Анализ нравственной позиции целесообразно начать с рассмотрения

понятия

«позиция

личности».

В

общем

смысле

позиция

личности

понимается как «положение, утверждение; точка зрения» [1].

В

философии

позиция

исследуется

как

ведущая

характеристика

личности, определяющая закономерность ее поведения, в определенной

социальной общности (Л.М. Архангельский, В.И. Селиванов, Е.Ф. Сулимов

и др.).

Впервые понятие «позиция личности» было предложено А.Адлером,

который считал, что склад личности индивидуума можно познать лишь

тогда, когда мы увидим его в социальном окружении и оценим его

положение в окружающем мире. Под положением, по мнению ученого,

следует понимать место индивидуума в порядке вещей и его отношение к

окружающей действительности и жизненным проблемам.

Несколько другой подход к пониманию позиции личности мы находим

в гуманистической теории Э.Фромма. По его мнению, человеку необходимо

чувствовать себя объединенным и связанным с другими людьми, что зависит

от позиции человека.

Сущность развития личности ребенка А. Ф. Шишкин видит в

качественном изменении деятельности, в которой он выступает как субъект.

Изменения эти происходят за счет усложнения целей, задач, предметных

действий, операционной и мотивационной сторон деятельности, а также за

счет

изменения

в

деятельности

позиции

самого

ребенка,

который,

накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным[5].

Данный подход к толкованию позиции личности как определенного

места, положения индивида в обществе играет определенную роль в

понимании ее сущности, и в этом значении позиция личности синонимична

понятиям статуса, социальной позиции. В основе изучения социальной

позиции лежит идея иерархической организации личности как системной

стратегии изучения психических явлений в смене социальной позиции в

деятельности человека.

Т.И. Куржева утверждает, что жизненный путь личности является

вторичным ценностным образованием и процессом, который личность

создает

и

осуществляет

в

порядке

объективации,

самовыражения.

Жизненные отношения, жизненные перспективы, жизненная позиция - это

действительность, которая существует и воспроизводится личностью и она

имеет ценность для личности [3]. Такая позиция детерминирует будущее

личности. Если у человека будет отсутствовать выработанная позиция, то он

может быстро исчерпать свои возможности, попадая в зоны жизни, на-

сыщенные трудностями, противоречиями.

Диапазон употребления понятия «позиция» весьма широк и охватывает

самые разные стороны жизненных проявлений человека, в том числе и

педагогическую деятельность.

Так, одним из оснований профессиональной позиции И.Ф. Харламов

выделяет ценностные отношения, рассматривая позицию как «определенное

положение, состояние, служащее основанием для каких-либо действий,

взглядов в отношении кого-либо или чего-либо; это расположение в

отношении кого-либо, чего- либо» [4, с.46].

Исходя из вышеизложенного, позиция возникает как предпосылка

деятельности, обнаруживается, реализуется только через деятельность, в

которой она и актуализируется, потому что началом всякой деятельности

является

определение

исходной

позиции

по

отношению

к

объекту

деятельности.

В

современной

справочной

литературе

по

психологии

находим

следующее толкование позиции личности: «устойчивая система отношений

человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в

соответствующем поведении и поступках. Позиция - развивающееся

образование. Зрелость позиции характеризуется непротиворечивостью и

относительной стабильностью [2].

Определение, которое наиболее точно, на наш взгляд, отражает

сущность позиции личности, находим в словаре по педагогике под

редакцией Г.М.Коджаспировой: «сложная, достаточно устойчивая система

отношений, установок и мотивов личности, которыми она руководствуется в

своей деятельности, и

целей и ценностей,

на которые направлена эта

деятельность» [1,с. 256].

Анализ работ по философии, социологии, психологии, педагогике

показал, что исследования, посвященные феномену позиции личности,

можно условно разделить на две группы.

К первой группе относятся исследования, изучающие положение

личности

в

группе.

Особого

внимания

заслуживает

вторая

группа

исследований, включающих определения, где позиция предстает как

интегральное и внутриличностное образование, то есть изучается внутренняя

позиция личности. Основополагающим моментом в понимании сущности

позиции личности является ценностное отношение - внутренняя позиция

личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений.

Проявление активной внутренней позиции человека основано на

переживании и принятии (отвержении) идеалов и ценностей социума и

культуры. Следствием этого принятия или отвержения ценностей будет

являться соответствующий поступок. Поступок приобретает нравственный

смысл, отражая взаимосвязь личностной свободы и ответственности.

Сказанное выше позволяет предположить, что ценностный характер

отношений является одним из показателей нравственности в позиции

личности. Следовательно, необходимо выявить основные характеристики

позиции личности, которые отражали бы ее нравственную природу.

Нравственная позиция - это не только набор правил и норм,

соответствующих

социальным

и

идеологическим

требованиям.

Нравственная позиция индивида имеет два полюса - полюс морали и полюс

нравственности[4].

Особенность нравственной позиции, состоит в том, что она является

нормативно-предписателъной,

нацеленной

на

определенные

действия,

поэтому моральные взгляды и представления необходимо рассматривать в

единстве с реальными нравственными отношениями.

В

основе

нравственной

позиции

лежит

система

устойчивых

нравственных

ценностей.

Глубокую

личностную

характеристику

нравственным знаниям и отношениям человека придают его чувства

Устойчивость

нравственной

позиции

зависит

от

успешности

формирования

сознательного

и

критического

отношения

к

действительности, развития понятийного мышления, умения соотносить

общее и частное, анализировать и обобщать факты. Знания служат

источником

обоснованных

и

устойчивых

убеждений,

если

для

них

подготовлена почва путём создания у школьников опыта общественных

отношений, нравственного поведения.

Изучение нравственной позиции не сводится только к определению его

компонентов и структуры. Не менее важную роль играет изучение факторов,

общих закономерностей и этапов формирования компонентов[3].

Нравственная позиция личности формируется и развивается под

влиянием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся:

социокультурный фактор (семья, общение, деятельность, средства массрвой

информации),

а

к

внутренним

-

противоречие

между

различными

компонентами нравственной позиции как источник развития и когнитивный

фактор.

Литература

1.Коджаспирова

Г.М.,

Коджаспиров

А.Ю.

Словарь

по

педагогике

(междисциплинарный). –М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д. «МарТ», 2015.-448 с.

2. Козлов В.И. Этническое самосознание// Краткий этнологический словарь. -

М., 2016.- 103 с.

3.Куржева

Т.И.

Нравственное

воспитание

младших

подростков

в

поликультурной среде.- Майкон, 2016.- 235 с.

4.Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников.-М.:Просвещение,

2015.-160 с.

5. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. -М., 2016.-270 с.



В раздел образования