Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию графомоторных навыков у детей с косоглазием и амблиопией
Автор: Шкатова Наталья Юрьевна Должность: тифлопедагог Учебное заведение: МКДОУ д/с №451 Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: статья Тема: Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию графомоторных навыков у детей с косоглазием и амблиопией Раздел: дошкольное образование
КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования графо-
моторных навыков у детей с нарушением зрения в процессе коррекционно-педагогической
работы специалистов ДОУ.
.
Ключевые слова: графо-моторный навык, «зеркальное письмо», «тифлографика»,
«Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев…»
В.А.Сухомлинский.
Проблема
формирования
и
коррекции
дефектов
графо-моторных
навыков и пространственно-графической готовности к школьному обучению
в структуре специального (коррекционного) дифференцированного обучения
у детей с нарушением зрения является актуальной и требующей дальнейшего
изучения.
Одним
из
факторов
психологического
базиса
для
развития
высших
психических
функций
у детей
является
развитие
крупной
(или
общей)
и мелкой
(или
ручной)
моторики.
Общеизвестно,
что
базовые
«схемы-
движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия:
видения, слушания, говорения, письма, чтения.С учетом
этого положения
одной из важных задач развития моторики является координация движений
целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений
(рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.),
способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать,
чувствовать, двигаться, говорить.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что
и рука.
Значит,
систематические
упражнения
по
тренировке
движений
пальцев
являются
мощным
средством
повышения
работоспособности
головного мозга.
Современная
школа
предъявляет
большие
требования
к
детям,
поступающим
в
первый
класс.
К
сожалению,
уровень
подготовленности
детей не всегда соответствует этим требованиям. Одной из первых претензий
школы к дошкольному образованию является проблема несформированности
элементарного графического навыка, низкая графическая подготовка ребёнка.
В
связи
с
чем
на
первом
этапе
обучения
дети
чаще
всего
испытывают
затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не
получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное»
письмо, ребёнок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница»,
«строка», не укладывается в общий темп работы.
Анализируя вышеперечисленные трудности , встречающиеся у детей с
косоглазием и амблиопией, можно сделать вывод, что большинству из них
присущи отклонения в координации движений, темпа и ритма действий .
Дети с нарушением зрения также испытывают значительные трудности при
произвольном управлении движениями пишущей руки.
Для детей с патологией органа зрения процесс овладения графическим
навыком – длительный и трудоемкий. Поэтому работа по подготовке ребенка
к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
Более того, успешность работы по формированию графо-моторного навыка у
детей
с
нарушением
зрения
зависит
от
ее
систематичности
и
при
взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и семьи.
Таким образом, возникает необходимость организации специальных занятий ,
целью которых подготовить руку ребенка с нарушением зрения к письму,
сформировать элементарный графический навык как предпосылку учебной
деятельности и сам процесс как способ графического действия.
В МДОУ №451
работа по пропедевтике и коррекции нарушений графо-
моторных навыков реализовывается во всех предметно-практических видах
деятельности
ребенка,
в
специально
организованных
занятиях
у
специалистов, в играх.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, работа с
иглой,
разные
виды
ручного
труда,
массаж
и
самомассаж,
приемы
дермолексий
- приоритетные пути подготовки руки ребенка к письму в
нашем детском саду.
Имеющиеся особенности в развитии зрительно-двигательных взаимосвязей у
детей с косоглазием и амблиопией приводят к необходимости использования
следующих специальных упражнений и заданий:
-
Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений;
-
Упражнения на определение правых и левых частей тела;
-
Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;
-
Задания с условиями по выбору нужных направлений;
-
Задания по штриховке, обводка ,срисовывание, работа с калькой,
дорисовывание незаконченных рисунков и т. д;
-
Задания с использованием прозрачного планшета;
-
Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию
предметов ( изображения их с помощью символов).
Также необходимо отметить, что на результативность выполнения
заданий и упражнений большое влияние оказывает положительная
мотивация детей, добиться которой можно через включение ярких и
красочных пособий и атрибутов, игровых , неожиданных и
соревновательных элементов.
Важным аспектом в коррекционно-педагогической работе с детьми
старшего дошкольного возраста с нарушением зрения при подготовке
их к обучению письму является работа в тетради в клетку. С этой
целью можно использовать «Тетради комфортного письма» с
оптимально выбранной разлиновкой и цветным полем.
В
настоящее
время
значительно
возрос
интерес
различных
специалистов
к
специально
организованным
занятиям
с
использованием
песочницы.
Это
обстоятельство
неслучайно.
Ведь
именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную
чувствительность,
развивается
«мануальный
интеллект»
ребенка.
Методика работы с песком в коррекционно-педагогической работе с
детьми
с
нарушением
зрения
изучается
и
апробируется
в
нашем
детском саду.
Также в процессе анализа психолого-педагогической и специальной
литературы по данной теме, и анализа коррекционной работы в ДОУ,
планируется разработка программы «Тифлографика» с целью развития
графо-моторных навыков в позитивном направлении.
Таким образом, применение традиционных и нетрадиционных методов
и приемов в коррекционно-педагогической работе в детском саду
способствует решению задач по развитию графо-моторных навыков у
детей с косоглазием и амблиопией.