Напоминание

Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию графомоторных навыков у детей с косоглазием и амблиопией


Автор: Шкатова Наталья Юрьевна
Должность: тифлопедагог
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию графомоторных навыков у детей с косоглазием и амблиопией
Раздел: дошкольное образование





Назад





ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С

КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования графо- моторных навыков у детей с нарушением зрения в процессе коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ. . Ключевые слова: графо-моторный навык, «зеркальное письмо», «тифлографика», «Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев…» В.А.Сухомлинский. Проблема формирования и коррекции дефектов графо-моторных навыков и пространственно-графической готовности к школьному обучению в структуре специального (коррекционного) дифференцированного обучения у детей с нарушением зрения является актуальной и требующей дальнейшего изучения. Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Общеизвестно, что базовые «схемы- движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слушания, говорения, письма, чтения.С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень подготовленности
детей не всегда соответствует этим требованиям. Одной из первых претензий школы к дошкольному образованию является проблема несформированности элементарного графического навыка, низкая графическая подготовка ребёнка. В связи с чем на первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребёнок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Анализируя вышеперечисленные трудности , встречающиеся у детей с косоглазием и амблиопией, можно сделать вывод, что большинству из них присущи отклонения в координации движений, темпа и ритма действий . Дети с нарушением зрения также испытывают значительные трудности при произвольном управлении движениями пишущей руки. Для детей с патологией органа зрения процесс овладения графическим навыком – длительный и трудоемкий. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Более того, успешность работы по формированию графо-моторного навыка у детей с нарушением зрения зависит от ее систематичности и при взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и семьи. Таким образом, возникает необходимость организации специальных занятий , целью которых подготовить руку ребенка с нарушением зрения к письму, сформировать элементарный графический навык как предпосылку учебной деятельности и сам процесс как способ графического действия. В МДОУ №451 работа по пропедевтике и коррекции нарушений графо- моторных навыков реализовывается во всех предметно-практических видах деятельности ребенка, в специально организованных занятиях у специалистов, в играх. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, работа с иглой, разные виды ручного труда, массаж и самомассаж, приемы
дермолексий - приоритетные пути подготовки руки ребенка к письму в нашем детском саду. Имеющиеся особенности в развитии зрительно-двигательных взаимосвязей у детей с косоглазием и амблиопией приводят к необходимости использования следующих специальных упражнений и заданий: - Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений; - Упражнения на определение правых и левых частей тела; - Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам; - Задания с условиями по выбору нужных направлений; - Задания по штриховке, обводка ,срисовывание, работа с калькой, дорисовывание незаконченных рисунков и т. д; - Задания с использованием прозрачного планшета; - Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов ( изображения их с помощью символов). Также необходимо отметить, что на результативность выполнения заданий и упражнений большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через включение ярких и красочных пособий и атрибутов, игровых , неожиданных и соревновательных элементов. Важным аспектом в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения при подготовке их к обучению письму является работа в тетради в клетку. С этой целью можно использовать «Тетради комфортного письма» с оптимально выбранной разлиновкой и цветным полем. В настоящее время значительно возрос интерес различных специалистов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. Это обстоятельство неслучайно. Ведь именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Методика работы с песком в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением зрения изучается и апробируется в нашем детском саду.
Также в процессе анализа психолого-педагогической и специальной литературы по данной теме, и анализа коррекционной работы в ДОУ, планируется разработка программы «Тифлографика» с целью развития графо-моторных навыков в позитивном направлении. Таким образом, применение традиционных и нетрадиционных методов и приемов в коррекционно-педагогической работе в детском саду способствует решению задач по развитию графо-моторных навыков у детей с косоглазием и амблиопией.


В раздел образования