Авторы: Соловьева Людмила Викторовна, Малашина Ирина Михайловна
Должность: воспитатель, заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6 г.кКалининска Саратовской области"
Населённый пункт: г.Калининск
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация государственной политики в области взаимодействия семьи и дошкольной организации"
Раздел: дошкольное образование
1 На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики
уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания,
сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации
рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию
оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников,
взаимодействия с родителями, социальными партнерами.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной
из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности ребенка».
Разработка федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из
которых является организация взаимодействия образовательного учреждения
с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной
программы ДОУ. Педагогическая культура родителей – один из самых
действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.
2 Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития
в ДОУ решается в трех направлениях:
-Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену
опытом.
3 Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; -
объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В ДОУ мы проводим работу с родителями с дифференцированным
подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские
запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью
дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности
семьи.
4 Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывается,
а затем корректируется план совместной деятельности с родителями
воспитанников. Мероприятия составляются таким образом, чтобы они
отвечали задачам нашего ДОУ, интересам и потребностям родителей,
возможностям педагогов.
В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые
собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения
детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, ознакомительные
экскурсии для родителей вновь прибывших детей.
5 Пропаганда педагогических знаний ведется чрез систему наглядной
агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются
консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и
воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических
рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом ДОУ.
Оформлены специальные «Уголки здоровья», где родители могут получить
всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей. В
течение года заведующим, специалистами, педагогами проводятся
индивидуальные консультации с родителями.
При составлении календарного планирования воспитатели в начале каждого
месяца прописывают работу с родителями, где указывают темы
индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной
информации, работу с родительским комитетом.
6 С большим успехом всегда проходят совместные досуги. Родители активно
посещают данные мероприятия, дают хорошие отзывы, пожелания
педагогам. Эти формы работы пользуются среди родителей наибольшей
популярностью, т.к. позволяют увидеть реальные достижения каждого
ребенка.
Организуются выставки совместного творчества детей и родителей
"Чудесные превращения", "Лучшая Новогодняя игрушка", "Мамины руки не
знают скуки". Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы,
которые стали традиционными и вызывают огромный интерес детей и
желание родителей заниматься со своими детьми.
С целью морального стимулирования наиболее активные родители
отмечаются на общих собраниях, выпускных вечерах и совместных
досуговых мероприятиях благодарственными письмами, грамотами,
дипломами.
7 С 2011 года детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о
планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда
могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим
коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в
детский сад и необходимых для этого документах.
С 2020 года в соц сетях появилась страница дошкольного учреждения, где
родители могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их
вопросы по воспитанию и обучению детей.
8 Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс
является проектная деятельность. Так в ДОУ были реализованы проекты
"Книжкин день рождения", "Музею в детском саду быть!", Что мы знаем о
Снегурочке?", "Новогодние игрушки", "Морковка" и др.Разработка и
реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать
родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их
в жизнь нашего ДОУ.
Результат данной деятельности участие родителей в образовательном
процессе и заинтересованность в формировании предметно –
пространственной среды.
9 Еще одной формой взаимодействия с семьями воспитанников являются
акции. В 2020 году детский сад стал участником международной
благотворительной акции "Щедрый Вторник". Совместно с родителями были
собраны продуктовые пакеты и розданы пожилым одиноким людям.
Традиционными стали акции экологической направленности "Посади
дерево", "Спешите делать добро", "Покормите птиц", субботники по уборке
территории
10 Другой формой взаимодействия с семьями воспитанников является
Консультационный центр, открытый на базе детского сада в 2020 году.
Цель работы консультационного центра: повышение доступности и качества
дошкольного образования через развитие вариативных форм дошкольного
образования и совершенствование методической, психолого-педагогической,
диагностической и консультативной помощи родителям, обеспечивающих
получение детьми дошкольное образование в форме семейного образования.
11Считаем, что созданная система работы дошкольного учреждения
позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о
чем свидетельствуют следующие результаты:
- активное участие родителей в жизни детского сада: рождественские
посиделки, выставки поделок, рисунков, фотовыставки, спортивные
соревнования, экологические акции, благоустройство участков и оформление
групп и т.д.;
- деятельность родителей по пропаганде и рекламе ДОУ в районе и в городе;
- наличие положительных отзывов в «Книге отзывов родителей»;
- повысился процент посещаемости родителями собраний и совместных
мероприятий, участия родителей в трудовой деятельности детского сада;
- родители стали полноправными участниками педагогического процесса в
детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных
конкурсах.
В конце учебного года среди родителей проводился опрос на тему «Оценка
деятельности ДОУ». 96% родителей довольны тем, что их ребенок посещает
данный детский сад, а также дали положительную оценку качества работы
всего коллектива.
12 Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института
социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны,
положительные результаты достигаются только при умелом сочетании
разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех
членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.