Напоминание

"Индивидуальный подход в процессе обучения иностранному языку"


Автор: Журавлева Наталья Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 72 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальный подход в процессе обучения иностранному языку"
Раздел: среднее образование





Назад




Индивидуальный подход в процессе обучения иностранному языку

Повышение эффективности обучения в школе является одним из центральных объектов

всестороннего изучения психолого-педагогической науки. В решении этой задачи

значительная роль отводится учителю. Большое значение придается умению учителя

вовлечь в активную деятельность на уроке всех учеников класса. Для того, чтобы

добиться этого, учитель должен хорошо знать своих учеников, изучать и учитывать их

индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к

школьникам.

Особенно важно соблюдение этих положений для учителей иностранного языка, т.к.

данный предмет относится к числу сложных для усвоения: некоторые школьники с

трудом преодолевают языковой барьер, не решаются говорить из боязни допустить

ошибку. Это приводит к падению интереса к предмету. Задача учителя заключается в том,

чтобы, учитывая способности и возможности каждого ребенка, давать ему посильные

задания, предусматривающие разрешение им преодолимых, но ощутимых трудностей, т.е.

осуществлять индивидуальный подход.

Современная методика выделяет основные типы индивидуализированных упражнений,

которые позволяют корректировать индивидуально- психологические особенности

учащихся. К ним относятся адаптивные, корректирующие и совершенствующие.

Адаптивные упражнения носят вспомогательный характер, их цель помочь более слабым

ученикам справляться с заданиями. Также к этому виду можно отнести речевые и

условно-речевые упражнения, направленные на формирование иноязычных речевых

навыков и умений в конкретных ситуациях общения с учетом особенностей учащихся, их

интересов.

Задача корректирующих упражнений, имеющих также вспомогательный характер, -

способствовать ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов в подготовке по

иностранному языку. Корректирующим упражнением может стать любое упражнение,

если его основной целью является развитие навыков и умений, которые должны быть

сформированы у школьников ранее.

Совершенствующие упражнения предусматривают шлифовку всех компонентов

психологической структуры личности школьника и формирование его индивидуальности.

Упражнение можно назвать совершенствующим, если соблюдаются следующие условия:

- оно способствует целенаправленному развитию личностной сферы учащегося

- отвечает уровню его подготовки

- обеспечивает условия для осознания речемыслительной задачи

- формирует индивидуальный стиль деятельности

Следует, однако, сказать, что такое разделение на типы носит условный характер, так как

упражнения тесно взаимосвязаны и любое упражнение в большей или меньшей степени

является совершенствующим. Все типы упражнений должны использоваться при

обучении как языковому материалу, так и различным видам речевой деятельности.

Выполнение таких упражнений приводит к более полному обеспечению практической,

воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения иностранному языку.

Что касается индивидуализации, то остановимся на парной работе, при которой возможна

организация диалогической речи в статистических и динамических парах. Ориентируясь

на принцип коммуникативности обучения иностранным языкам мы используем на уроке

учебно-речевые ситуации. Учебно- речевые ситуации представляют собой

совокупность речевых и неречевых условий, задаваемых учащемуся, необходимых и

достаточных для того, чтобы он правильно осуществил речевое действие с

намеченной коммуникативной задачей. Учебно- речевая ситуация становится

действенным стимулом к общению на иностранном языке только в том случае, если она

близка каждому из партнеров. Подбор и распределение учебно- речевых ситуаций

позволит:

создать более комфортную обстановку для обучения иноязычному устно- речевому

общению на уроке

следовательно, повысить эффективность учебной деятельности

При формировании речевых навыков и умений необходимо дифференцировать

распределение ролей, учитывая психодинамические особенности учащегося , его

темперамент. В процессе обучения речевой деятельности личностная индивидуализация

обретает чрезвычайную значимость. Коммуникативное обучение предполагает учет на

занятии всех индивидуальных особенностей учащегося. Но задача заключается не только

в учете способностей , а в целенаправленном их развитии.

Для этой цели можно предложить следующие организационные приемы.

Целенаправленная помощь в «критических точках» занятия, в зависимости от

наличия или уровня той или иной способности.

Целенаправленное использование опор различного типа: смысловых и

содержательных, вербальных, иллюстрированных и схематических.

Очередность опроса. Слабые учащиеся выигрывают, когда получают образец-

правильный ответ сильных и средних ребят.

Варьирование времени на подготовку ответа.

Для осуществления индивидуального подхода к учащимся при работе над чтением

слабым ученикам при освоении графемно- фонемных соответствий (на начальном этапе)

можно предложить использовать такие упражнения :

1.

Убери лишнее слово (Odd one out) :pet, red, ten, Pete, hen

2.

Распредели эти слова в две колонки (Put these words into 2 columns ): and, name,

Ann, take, cat, brave, can

На понимание содержания текста слабым учащимся можно предложить задания:

- подбери иллюстрацию, которая подходит или не подходит к тексту

- расположи в хронологическом порядке предложения (с опорой на текст)

При обучении грамматике предлагаются разноуровневые задания. Например, средние и

сильные учащиеся выполняют грамматические упражнения, самостоятельно подставляя

грамматическое явление. а слабым предлагается выбрать верный вариант ответа,

используя правило из учебника.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что речевая активность, прежде всего,

означает практическую направленность занятия. Для индивидуализации обучения речевой

деятельности учителями используются различные способы индивидуализации. Одним из

наиболее перспективных является использование на занятиях речевых ситуаций,

позволяющих максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Процесс обучения иностранному языку подчиняется определенным закономерностям,

знания которых помогают найти эффективные пути и методы обучения, правильно

организовать учебный процесс.

Индивидуализация предусматривает условия, при которых каждый учащийся в полной

мере может проявить свои способности и индивидуальность.



В раздел образования