Автор: Закирова Надежда Павловна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 13 им. Ю.А. Гагарина"
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проценты в 5 классе
Раздел: среднее образование
Работа над задачами на проценты в 5 классе.
Хочу поделиться опытом работы над задачами на проценты в 5 классе. Работаю по учебнику
Н.Я. Виленкина. Эта методика помогает ребятам в дальнейшем решать задачи на части, пропорции
в 6 классе и далее при подготовке к ОГЭ
При разборе задачи дети отвечают на вопросы:
1. О какой величине идет речь в задаче?
2. В чем измеряют эту величину?
После этих вопросов составляем подобие таблицы и заполняем ее.
Пример 1. (№1567) На поле, площадь которого 620 га, работали хлопкоуборочные машины. За
сутки они убрали 15 % всего поля. Сколько гектаров хлопка убрали за сутки?
1. О каких величине идет речь в задаче? (о площади всего поля и убранного за сутки)
2. В чем измеряют эту величину? (в гектарах и процентах)
составляем таблицу (ученики в тетради саму таблицу не чертят, только подписывают столбики и
строчки)
гектары
проценты
всего
За сутки
Далее в условии задачи находим что берется за 100 %. (Находим предложение со словом «процент»
или значком % (За сутки они убрали 15 % всего поля) и определяем от чего процент находится
(т. е. что берется за 100 %). Заполняем таблицу.
гектары
проценты
всего
620 га
100 %
За сутки
? га
15 %
Далее обращаю вынимание на то, чтобы в каждой колонке единицы измерения были одинаковые.
Затем из таблицы видим как найти 1%.(начинаем с нахождения 1% в пятом классе. В 6 классе уже
можно решать по правилу нахождения неизвестного члена пропорции)
1) 620 : 100 = 6,2 (га) — 1 %
2) 6,2 * 15 = 93 (га) - 15 % (или за сутки)
Ответ: за сутки убрали 93 га
Пример 2. (№ 1576) Ученик прочитал 138 страниц, что составляет 23 % числа всех страниц в
книге. Сколько страниц в книге?
1. О какой величине идет речь в задаче? (о количестве страниц в книге и прочитанных)
2. В чем измеряют эту величину? (в страницах и процентах)
составляем таблицу
страницы
проценты
Всего в книге
прочитал
Далее в условии задачи находим что берется за 100 %. (Находим предложение со словом «процент»
или значком % (… что составляет 23 % числа всех страниц в книге) и определяем от чего процент
находится. Заполняем таблицу.
страницы
проценты
всего
? стр.
100 %
прочитал
138 стр.
23 %
1) 138 : 23 = 6 (стр.) - 1 %
20 6 * 100 = 600 (стр.) в книге (или 100 %)
Ответ: в книге 600 страниц.
Пример 3. (№ 1580) В школе 700 учащихся. Среди них 357 мальчиков. Сколько процентов
учащихся этой школы составляют мальчики?
1. О какой величине идет речь в задаче? (о количестве всех учеников и мальчиков)
2. В чем измеряют эту величину? (в учениках и процентах)
Количество учеников
проценты
всего
мальчики
Далее в условии задачи находим что берется за 100 %. (Находим предложение со словом «процент»
или значком % (… Сколько процентов учащихся этой школы составляют мальчики) и определяем
от чего процент находится. Заполняем таблицу.
Количество учеников
проценты
всего
700 уч.
100 %
мальчики
357 уч.
? %
1) 700 : 100 = 7 (уч.) - 1 %
2) 357: 7 = 51 (%) - составляют мальчики
Ответ: 51 % составляют мальчики
Обращаю внимание на отличие второго действия в этой задаче от предыдущих.
Аналогичным способом разбираются и более сложные задачи. Тогда в таблице добавляем строчки.
Пример 4. (№ 1636, (2)) У Сережи было 4,8 ч свободного времени. 35 % этого времени он
потратил на чтение книги, а 40 % на просмотр передач по телевизору. Сколько времени у него еще
осталось?
1. О какой величине идет речь в задаче? (о времени). О каком времени говорится (о всем
свободном времени, о потраченном на чтение, просмотр телевизора и оставшемся)
2. В чем измеряют эту величину? (в часах и процентах)
Время в ч
проценты
всего
4,8 ч
100 %
Чтение книги
? ч
35 %
Просмотр передачи
? ч
40 %
осталось
? ч
? %
Обговариваем какое неизвестное в таблице нас просят найти (сколько времени осталось)
1) 4,8 : 100 = 0,048 (ч) - 1 %
Далее смотрим на таблицу и находим 2 варианта решения задачи, обсуждаем какой из них более
рациональный
2) 100 - ( 35 + 40) = 25 (%) - осталось
3) 0,048 * 25 = 1,2 (ч) — осталось
Здесь при умножении желательно вспомнить, что 25 % - это четверть и можно сосчитать по-
другому 4,8 : 4 = 1,2.
Ответ: у Сережи осталось 1,2 часа.
Если требовать от детей в 5 классе каждую задачу, даже легкую, анализировать таким образом, то в
дальнейшем этот алгоритм срабатывает всегда и при подготовке к ОГЭ у выпускников не
возникает трудностей в задачах на проценты