Автор: Евланова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 84"
Населённый пункт: город Барнаул Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка во 2 классе «Глагол как часть речи»
Педагогические цели: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными
признаками.
Основное содержание темы, понятия и термины. Глагол как часть речи и употребление
его в речи. Действия предметов. Что делать? Что сделать? Что делают? Что сделают?
Формируемые УУД:
предметные УУД: - способствовать развитию умения распознавать глагол и определять
его признаки; создать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам
познавательные УУД: самостоятельно находить информацию в материалах учебника,
выполнять учебно - познавательные действия, делать обобщения, выводы;
- коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с
учетом конкретных учебно - познавательных задач; слушать и слышать друг друга,
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- регулятивные УУД: действовать по плану, контролировать процесс и результат
деятельности, вносить необходимые коррективы, оценивать результаты собственной
деятельности;
- личностные УУД: проявлять эмоциональное отношение к окружающему мира, проявлять
желание больше узнать.
Оборудование и наглядные пособия:
Учебник «Поурочные разработки по русскому языку»: Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф.,
презентация по теме, карточки для работы в группах, словарные слова на карточках.
1.
Мотивационно – целевой.
Актуализация имеющегося опыта.
-Громко прозвенел звонок, начинается урок,
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
-Проверьте готовность к уроку. Давайте разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую
гимнастику.
-Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик быть послушным научу!
-Возьмите ручку правильно тремя пальчиками, покажите клювик птички (вперед и
назад).Запишите число, классная работа (похвала, отметить, кто сидит прямо).
-Минута чистописания. Слайд 2
Повторите чистоговорку вместе, теперь мальчики, девочки. Подумайте и скажите, какой
звук повторяется чаще, а какой буквой обозначается этот звук? ( дети прописывают две
строчки буквы ш, самооценка).
-Словарный диктант. Прием «Эскалатор»(взаимооценка).
-На доске слова, разделите их на две группы (ученик, стол, дарить, пишет, цветы, ехать).
Сначала устно, посоветуйтесь в парах. На какие группы вы решили их разделить?
Запишите и сверьтесь с образцом. (самооценка). Слайд 3
- Молодцы, а теперь давайте расскажем, что мы знаем об этих группах.
По мере ответов на доске составляется кластер ( Существительное – это часть речи,
обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что?, бывает одушевленное и
неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам), (Глагол - что
назовут дети, вывести из этого проблему, область незнания).
-Да, вы много знаете о существительном и меньше о глаголе, почему? Это новая тема.
Дети формулируют тему урока.
2.Ориентировочный этап.
Правильно, тема урока, что такое глагол. Какие вопросы мы сегодня с вами перед собой
поставим? (Что такое? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?) Слайд 4
-Где и откуда мы узнаем интересующую нас информацию?
3.Поисково – исследовательский этап.
Сказка. В стране Части Речи жили-были имена существительные. Плохо им жилось,
скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось. Трава
стала расти, колыхаться, развеваться, зеленеть, пахнуть. Кот – бегать, спать, мяукать,
охотиться. Что стала делать машина? Что же произошло? Да просто пришли глаголы. Они
не могут смотреть на бездействие. Они всех заставляют что-то делать. Слайд 5(а)
Кто внимательно слушал сказку, скажет, что такое глагол? Это часть речи.(вывешивается
на кластер).
Физкультминутка. Какая часть речи чаще всего употреблялась в нашей физкультминутке?
Слайд 6
Работа в группах. Правила работы в группе. Вы получаете карточку с названием
спортсменов и должны, договорившись в группах, показать действия, которые могут
выполнять эти спортсмены. Остальные отгадывают. Слайд 5(б)
Вывод. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие.(кластер дополняется).
Работа в группах. Таблицы - дети вставляют пропущенные слова - глаголы, ставят к ним
вопросы. Представители рассказывают, вопросы повторяют, считают (кластер
дополняется вопросами).
-Вы сами нашли вопросы, на которые отвечает глагол, давайте проверим. Откройте
учебник стр.68 и прочитайте правило.
4.Практический этап.
Работа по учебнику упражнение 116.Назовите действия, которые выполняет мальчик на
рисунках. А теперь придумайте одно предложение по рисунку. Запишите. (Дети называют,
одно записать.) Найдите в своем предложении глагол, обозначать глагол мы будем гл. А
как вы думаете, нужны ли в предложении глаголы?(закрыть). Да, они очень важны, без
них непонятно, о чем говорится в предложении.
Упражнение 119. Прочитайте задание. Что нужно сделать. Доказать, что записаны
глаголы.
-Как это сделать? Поставить вопрос, посмотреть, что слово обозначает. Докажите, что
слово чирикают- глагол. ( Что делают? Чирикают, слово обозначает действие, значит это
глагол).
5.Рефлексивно - оценочный.
Работа в КИМАХ. Страница56 упражнение 1, найдите глаголы в тексте и обозначте.
Проверить себя по образцу. Слайд 7. Поставьте самооценку.
Давайте подведем итоги. Какие вопросы мы ставили в начале урока, нашли ли мы
ответы? Слайд 8. Слайд 9.
Подумайте, посмотрите свои отметки за урок, вспомните, как вы работали в группе, в паре
и поставьте себе отметку за урок, в конце классной работы на полях.( Двоих спросить
устно).
Домашнее задание. Слайд 10. Слайд 11.
Закончен урок, и выполнен план, спасибо ребята огромное вам,
За то, что упорно и дружно трудились, что на уроке вы не ленились!
Раздаточный материал для работы на уроке.
Работа в группах.
Как действовать
этими предметами?
слово
Лопатой нужно ….
землю.
Папе нужно
молотком ….. гвоздь.
Топором …….
Утюгом Катя будет…..
Сегодня на уроке в
тетрадке я …. буквы и
слова.
Работа в группах.
Кто как голос
подает?
слово
Лев
Кошка
Соловей
Рыба
Ворона
Работа в группах.
Кто как
передвигается?
слово
Птица…
Ящерица…
Кузнечик…
Рыба…
Волк …
Работа в группах.
Закончи
предложение.
слово
Спортсмен завтра на
соревнованиях …
Вчера мама на кухне
…….. суп.
Ученик стихотворение
…….. .
Я ………. большой
урожай.
Фигуристы
Лыжники
Хоккеисты
Футболисты
Отвечает на вопросы:
Что делать?
Что сделать?
Что делает?
Что сделает?
Что делал?
Что сделал?
Что будет делать?
Работа в группах.
Как действовать
этими предметами?
слово
Лопатой нужно ….
землю.
Папе нужно
молотком ….. гвоздь.
Топором …….
Утюгом Катя будет…..
Сегодня на уроке в
тетрадке я …. буквы и
слова.
Работа в группах.
Кто как голос
подает?
слово
Лев
Кошка
Соловей
Рыба
Ворона