Авторы: Сунгатуллина Гульнара Мухаматовна, Микаилова Севиндж Азер Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ХМАО-Югра г.Нефтеюганск
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: Конспект НОД в средней группе "Лесные жители"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в средней группе «Лесные жители»
Цель:
закрепить представления о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить обобщающие понятия «дикие животные», «домашние животные», дифференцировать
их.
-Уточнить знания детей об образе жизни лесных зверей.
-Обобщить знания детей о способах защиты зверей от врагов, добывания пищи
- Закреплять умение детей называть детенышей животных в единственном и множественном
числе.
Развивающие:
-Активизировать словарь детей: нора, дупло, берлога,
злой,серый,страшный,сердитый,трусливый,длинноухий,косой,быстрая,проворная,пушистая,рыжа
я,маленький,колючий,хитрая,косолапый,неуклюжий.
-Обогащать словарный запас детей :«санитар леса», «логово», «бурый медведь».
-Развивать познавательный интерес к диким животным.
-Развивать внимание, мышление, речь.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к животным.
Образовательные области:
познание, коммуникация
Виды деятельности:
игровая, коммуникативная, двигательная.
Воспитатель: Ребята, мы получили телеграмму (показываю, читаю)
«Очень вас друзья люблю,
Приходите в гости, жду. Лес».
-Лес приглашает нас в гости!
-Хотите пойти в гости? (да)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в гости к диким животным?
Но прежде чем отправиться в гости к лесу, нужно вспомнить правила
поведения в лесу. (Показываю знаки поведения в лесу).
-Ну, вот, теперь вы готовы к путешествию.
Ребята ,а вы готовы к разным трудностям, которые встретятся нам на пути? Ведь добраться до
леса очень не легко, итак на чем же мы отправимся в путь?
На пароходе глубоко. Пешком как? Долго. На поезде как? Шумно.
Давайте полетим на ковре самолете. Вот он раскинулся, посмотрите какой необыкновенный.
(зв. Музыка, дети садятся на ковер и представляют, что ковер летит Воспитатель читает
инструкцию).
Ты ковер лети-лети,
Нас по небу проводи.
Выше- выше поднимайся,
Тише-тише не качайся.
Потихонечку садитесь
Крепко за руки возьмитесь.
Вот летим мы над полями
Вот и речка перед нами
Вот пад нами темный лес
Ветки тянет до небес
Полный сказочных чудес.
Ну, вот мы и долетели к нашему лесу, нам пора выходить.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает стихотворение о лесе?
Ребёнок.
-Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь мы свои.
воспитатель: А как же нам встретиться с ними (ответы) Как же мы их найдем? (пойдем по следам)
Волк.
Воспитатель: Смотрите, вот чей-то дом виднеется. Интересно, кто здесь живет? Серый и зубастый.
Воет в день ненастный: «У-у-у. ,.» (волк).
А какой он, ребята? (злой, сердитый, серый, зубастый, страшный)
А как называется его жилище (логово) А как волк добывает себе пищу (У него сильные ноги, он
бегает на большие расстояния за добычей) Обычно волку попадаются слабые и больные
животные. Волка называют «санитаром леса».
Воспитатель: Здравствуй, волк! Что случилось, почему грустишь?
Волк «шепчет» на ухо воспитателю: Ах вот в чем дело! Представляете, ребята, заходили в гости к
лесным жителям домашние животные. И так все вместе веселились, так плясали, что все-все
перепутались, и теперь не знают, кто из них дикие, а кто домашние. Что же теперь делать (помочь
волку)
Воспитатель: А кто же такие домашние животные? Почему их так называют (Это животные,
которые живут рядом с домом человека, человек заботится о них)
(В коробке с сыпучестями спрятаны маленькие фигурки диких и домашних животных. Дети
достают по одной фигурке, называют животное. Диких ставят к макету леса, домашних- к макету
дома).
Воспитатель: Вот и разобрались! Мы помогли волку? (ответы) Развеселили его (ответы)Ну а мы
отправимся на поиски других животных.
Заяц
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, у нас болото на пути. Тяжело пройти будет. Но мы
постараемся. Правда? Смотрите, тут дорожка есть через болото- по кочкам придется идти.
Давайте встанем друг за другом. Ровненько, не спеша пойдем, чтобы друг друга в болото не
столкнуть.
(Дети строятся в колонну и по одному переходят через болото).
Ой, смотрите — кустик! Кажется, там кто-то прячется. Ну-ка угадаем, кто это. (Заяц)
Воспитатель: Точно, заяц! А какой он, ребята? (трусливый, длинноухий, серый, косой). Где зайчик
живет (под кустом в норке)А чем заяц питается? (капуста, морковка,кора деревьев)Кого боится?
(лису, волка)А как спасается от врагов? (его спасают быстрые ноги) А какая у зайчика шубка
зимой? (белая)Почему?
Ребята, но заяц тоже грустный. Он мне сказал, что забыл надо ли зверям менять шубу к зиме. Что
же теперь делать (надо ему помочь)
(На столе лежат листы бумаги с изображением диких животных. Воспитатель предлагает
обвести тех животных, кто меняет шубку к зиме)
Воспитатель: Ну что ребята, помогли мы зайцу (ответы) Он очень рад и благодарит вас за помощь.
А теперь нам пора отравляться дальше.
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, вот пенечек стоит. А под пенечком чья-то норка. Только
пенек весь листьями засыпан. Надо нам подуть посильнее, чтобы все листочки улетели, тогда мы
и узнаем, кто там в норке живет.
(Дуем все вместе на листья, и они «улетают»).
Воспитатель: Кто же это, ребята? (еж) Какой он? (маленький, колючий) А что еж любит есть?
(насекомых, мышей, змей, мышей) А как называется домик ежа? (норка) Как вы думаете, если мы
придем в лес зимой, мы сможем увидеть ежа? Почему? (нет, еж зимой спит).
Интересно, почему наш еж такой грустный? Что случилось, ежик? Ах вот оно что! Оказывается, еж
хотел сходить в гости к домашним животным, но забыл где они живут. А вы, ребята, знаете
(ответы)А ежику помочь сможете? (ответы)
(Воспитатель предлагает детям собрать разрезные картинки с изображением жилищ
животных)
Теперь еж доволен, ведь теперь он сможет сходить в гости.
А нам снова пора в дорогу.
Воспитатель:
Смотрите-ка- горка!
А под горкой-норка!
Кто-то в норке здесь живет,
В гости нас к себе зовет.
Давайте угадаем, кто же это? (Лиса)
Воспитатель: Вот она- лисичка! Какая она, ребята? (хитрая, рыжая, пушистая) А где она живет? (в
норе)А чем питается? (птицы, мыши)Лиса хочет нам что-то рассказать.
Лиса «шепчет» на ухо воспитателю: Весной у всех зверей в лесу появляются детеныши. Но звери
забыли, как правильно называть своих деток, и мы просим помочь нам разобраться.
Воспитатель: Вы ребятки умные и знаете, как называются лесные детеныши. Поможем? (ответы)
На магнитной доске выставляются наборы карточек:
Лиса-лисенок-лисята
Заяц-зайчонок-зайчата
Белка-бельчонок-бельчата
Волк-волчонок-волчата
Еж-ежонок-ежата
Медведь-медвежонок-медвежата.
Молодцы, ребята! И лисе помогли, развеселили ее.
Воспитатель: Ой, шишки под ногами! Кто же их здесь разбросал?
Верно, это белка. Смотрите, вот на дереве ее домик. Как он называется (дупло) А вот и сама
белочка из дупла выглядывает. Здравствуй, белочка! Ребята, какая она? (проворная, быстрая,
пушистая, рыжая). А зимой у белки какая шубка? Как белка спасается от врагов (умеет быстро
перебираться с дерева на дерево) А чем питается белка (орешки, грибы)
Воспитатель: Ребята, интересно, почему белочка такая грустная? Давайте ее спросим. Белка
просит нас помочь ей разобраться, чем питаются дикие животные. Поможем (ответы)
(Дети распределяют картинки животных и продуктов)
Молодцы, ребята! Белка очень довольна! А мы продолжим свой путь.
Медведь.
Воспитатель: Я еще чей-то домик вижу впереди. Кто там живет (Медведь)
Воспитатель: Точно, это медведь! Здравствуй, Мишка косолапый! Ребята, а медведь какой?
(косолапый, бурый, неуклюжий). А чем медведь питается? (мед, ягоды,орехи, грибы)А что
медведь зимой делает? (впадает в спячку)Где он спит? (в берлоге)
Рефлексия
Воспитатели: Молодцы, ребята, хорошо потрудились, всех зверей развеселили! Все лесные
обитатели очень вам благодарны и приготовили для вас подарок- раскраски животных.
Понравилось вам наше лесное путешествие? У кого в гостях мы сегодня побывали? Тяжело ли вам
было отвечать на вопросы? Почему? Ребятки, все вы молодцы-постарались! (воспитатель
подводит итог)
У меня на столе картинки с изображением веселых и грустных животных. Если вам было
интересно сегодня, то возьмите картинку с веселым животным, а если вам было грустно, скучно –
тогда картинку с грустным животным(дети выходят к доске и объясняют свой выбор). В наших
лесах живут еще и другие животные, но о них мы поговорим в следующий раз. Ну а нам пора
возвращаться в детский сад.
Воспитатель: (читает инструкцию)
- Ты ковер лети-лети,
Нас по небу проводи.
Выше- выше поднимайся,
Тише-тише не качайся.
Потихонечку садитесь
Крепко за руки возьмитесь.
Вот летим мы над полями
Вот и речка перед нами
Вот под нами детский сад
Дом для маленьких ребят.