Автор: Кушниренко Марина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6 г. Выборг
Населённый пункт: ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН, ВЫБОРГ
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку
Раздел: среднее образование
Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
ГОРОДА ВЫБОРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для основного общего образования
по предмету «Русский язык »
Разработана и реализуется
учителем русского языка
Кушниренко Мариной Анатольевной
2021г.
1
Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
русскому
языку
для
5-9
классов
составлена
с
использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и
Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие
программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.
Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)
. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,
преемственность
с
примерными
программами
начального
общего
образования.
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ № 6 учебный предмет
«Русский язык» является обязательным для изучения на уровне основного общего
образования в 5- 9-х и предусматривает изучение русского языка на этапе основного
общего образования в объёме 544 ч.: в 5 классе — 136 ч, в 6 классе — 170 ч, в 7 классе —
102 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 68 ч. Срок реализации данной программы - 5 лет с
распределением часов следующим образом: 5 класс – 4 часа в неделю; 6 класс – 5 часов в
неделю; 7 класс – 3часа в неделю; 8 класс
– 2 часа в неделю; 9 класс – 2 часа в неделю. Программа обеспечена линией УМК Т. А.
Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других.
Рабочая программа преемственна к программе «Русский язык» на уровне начального
общего образования и обеспечивает возможность освоения учебного предмета «Русский
язык» на уровне среднего общего образования.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым
чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего
свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как
явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения
морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными
умениями
и
универсальными
учебными
действиями,
формирование
навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств,
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений
стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
2
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие
речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы.
Рабочая программа включают следующие разделы:
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
2. Содержание учебного предмета;
3. Тематическое планирование учебного предмета.
I.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Математичес
кие понятия
Выпускник научится:
Выпускник получит
возможность научиться:
Речь и речевое
общение
• использовать различные виды монолога
(повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в
различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в
ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного
общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в
типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной
монологической и диалогической речи с
точки зрения соответствия ситуации
речевого общения, достижения
коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности
использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи
в процессе речевого общения.
• выступать перед аудиторией
с небольшим докладом;
публично представлять
проект, реферат; публично
защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном
обсуждении проблем,
аргументировать собственную
позицию, доказывать её,
убеждать;
• понимать основные причины
коммуникативных неудач и
объяснять их.
Аудирование
• различным видам аудирования (с полным
пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным
извлечением информации); передавать
содержание аудиотекста в соответствии с
• понимать явную и скрытую
(подтекстовую) информацию
публицистического текста (в
том числе в СМИ),
анализировать и
3
заданной коммуникативной задачей в
устной форме;
• понимать и формулировать в устной
форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-
научного, публицистического, официально-
делового, художественного аудиотекстов,
распознавать в них основную и
дополнительную информацию,
комментировать её в устной форме;
комментировать её в устной
форме.
чтение
• понимать содержание прочитанных
учебно-научных, публицистических
(информационных и аналитических,
художественно-публицистического жанров),
художественных текстов и воспроизводить
их в устной форме в соответствии с
ситуацией общения, а также в форме
ученического изложения (подробного,
выборочного, сжатого), в форме плана,
тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения
ознакомительного, изучающего,
просмотрового способов (видов) чтения в
соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную
информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной
книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая
СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на
определённую тему, анализировать
отобранную информацию и
интерпретировать её в соответствии с
поставленной коммуникативной задачей.
• понимать, анализировать,
оценивать явную и скрытую
(подтекстовую) информацию
в прочитанных текстах
разной функционально-
стилевой и жанровой
принадлежности;
• извлекать информацию по
заданной проблеме (включая
противоположные точки
зрения на её решение) из
различных источников
(учебно-научных текстов,
текстов СМИ, в том числе
представленных в
электронном виде на
различных информационных
носителях, официально-
деловых текстов),
высказывать собственную
точку зрения на решение
проблемы.
Говорение
• создавать устные монологические и
диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные
социально-культурные, нравственно-
этические, бытовые, учебные темы (в том
числе лингвистические, а также темы,
связанные с содержанием других изучаемых
учебных предметов) разной
коммуникативной направленности в
• создавать устные
монологические и
диалогические высказывания
различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале
изучаемых учебных
дисциплин), социально-
культурной и деловой сферах
общения;
4
соответствии с целями и ситуацией общения
(сообщение, небольшой доклад в ситуации
учебно-научного общения, бытовой рассказ
о событии, история, участие в беседе,
споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели,
план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников,
систематизировать и анализировать
материал на определённую тему и
передавать его в устной форме с учётом
заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого
общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы
современного русского литературного
языка; стилистически корректно
использовать лексику и фразеологию,
правила речевого этикета.
• выступать перед
аудиторией с докладом;
публично защищать проект,
реферат;
• анализировать и оценивать
речевые высказывания с
точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого
результата.
Письмо
• создавать письменные монологические
высказывания разной коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации
общения (ученическое сочинение на
социально-культурные, нравственно-
этические, бытовые и учебные темы,
рассказ о событии, тезисы, неофициальное
письмо, отзыв, расписка, доверенность,
заявление);
• излагать содержание прослушанного или
прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического
изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные
лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного
языка; стилистически корректно
использовать лексику и фразеологию.
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации,
тезисы выступления,
конспекты;
• писать резюме, деловые
письма, объявления с учётом
внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой
употребления языковых
средств.
Текст
• анализировать и характеризовать тексты
различных типов речи, стилей, жанров с
точки зрения смыслового содержания и
структуры, а также требований,
предъявляемых к тексту как речевому
произведению;
• создавать в устной и
письменной форме учебно-
научные тексты с учётом
внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой
5
• осуществлять информационную
переработку текста, передавая его
содержание в виде плана (простого,
сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные
тексты различных типов речи, стилей,
жанров с учётом требований к построению
связного текста.
употребления в них языковых
средств.
Функциональн
ые
разновидност
и языка
• владеть практическими умениями
различать тексты разговорного характера,
научные, публицистические, официально-
деловые, тексты художественной
литературы (экстралингвистические
особенности, лингвистические особенности
на уровне употребления лексических
средств, типичных синтаксических
конструкций);
• различать и анализировать тексты разных
жанров,
• создавать устные и письменные
высказывания разных стилей, жанров и
типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые
высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения
соответствия их коммуникативным
требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки,
редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим
докладом на учебно-научную тему.
• различать и анализировать
тексты разговорного
характера, научные,
публицистические,
официально-деловые, тексты
художественной литературы
с точки зрения специфики
использования в них
лексических,
морфологических,
синтаксических средств;
• создавать тексты
различных функциональных
стилей и жанров,
участвовать в дискуссиях на
учебно-научные темы;
составлять резюме, деловое
письмо, объявление в
официально-деловом стиле;
готовить выступление,
информационную заметку,
сочинение-рассуждение в
публицистическом стиле;
принимать участие в беседах,
разговорах, спорах в бытовой
сфере общения, соблюдая
нормы речевого поведения;
создавать бытовые рассказы,
истории, писать дружеские
письма с учётом внеязыковых
требований, предъявляемых к
ним, и в соответствии со
спецификой употребления
языковых средств;
• анализировать образцы
публичной речи с точки
зрения её композиции,
6
аргументации, языкового
оформления, достижения
поставленных
коммуникативных задач;
• выступать перед
аудиторией сверстников с
небольшой протокольно-
этикетной, развлекательной,
убеждающей речью.
Общие
сведения о
языке
• характеризовать основные социальные
функции русского языка в России и мире,
место русского языка среди славянских
языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии
русского языка;
• определять различия между литературным
языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями
языка, жаргоном и характеризовать эти
различия;
• оценивать использование основных
изобразительных средств языка.
• характеризовать вклад
выдающихся лингвистов в
развитие русистики.
Фонетика и
орфоэпия.
Графика.
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические
правила современного русского
литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из
орфоэпических словарей и справочников;
использовать её в различных видах
деятельности.
• опознавать основные
выразительные средства
фонетики (звукопись);
• выразительно читать
прозаические и поэтические
тексты;
• извлекать необходимую
информацию из
мультимедийных
орфоэпических словарей и
справочников; использовать
её в различных видах
деятельности.
Морфемика и
словообразова
ние
• делить слова на морфемы на основе
смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы
словообразования;
• анализировать и самостоятельно
составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике
• характеризовать
словообразовательные
цепочки и
словообразовательные гнёзда,
устанавливая смысловую и
структурную связь
однокоренных слов;
• опознавать основные
выразительные средства
7
и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении
грамматического и лексического анализа
слов.
словообразования в
художественной речи и
оценивать их;
• извлекать необходимую
информацию из морфемных,
словообразовательных и
этимологических словарей и
справочников, в том числе
мультимедийных;
• использовать
этимологическую справку для
объяснения правописания и
лексического значения слова.
Лексика и
фразеология
• проводить лексический анализ слова,
характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе
однозначных или многозначных слов,
указывая прямое и переносное значение
слова, принадлежность слова к активной
или пассивной лексике, а также указывая
сферу употребления и стилистическую
окраску слова;
• группировать слова по тематическим
группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и
письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как
средство исправления неоправданного
повтора в речи и как средство связи
предложений в тексте;
• пользоваться различными видами
лексических словарей (толковым словарём,
словарём синонимов, антонимов,
фразеологическим словарём и др.) и
использовать полученную информацию в
различных видах деятельности.
• объяснять общие принципы
классификации словарного
состава русского языка;
• аргументировать различие
лексического и
грамматического значений
слова;
• опознавать омонимы разных
видов;
• оценивать собственную и
чужую речь с точки зрения
точного, уместного и
выразительного
словоупотребления;
• извлекать необходимую
информацию из лексических
словарей разного типа
(толкового словаря, словарей
синонимов, антонимов,
устаревших слов,
иностранных слов,
фразеологического словаря и
др.) и справочников, в том
числе мультимедийных;
использовать эту
информацию в различных
видах деятельности.
Морфология
• опознавать самостоятельные
(знаменательные) части речи и их формы,
служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его
• анализировать
синонимические средства
морфологии;
• различать грамматические
8
принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей
речи в соответствии с нормами
современного русского литературного
языка;
• применять морфологические знания и
умения в практике правописания, в
различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической
омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
омонимы;
• опознавать основные
выразительные средства
морфологии в
публицистической и
художественной речи и
оценивать их; объяснять
особенности употребления
морфологических средств в
текстах научного и
официально-делового стилей
речи;
• извлекать необходимую
информацию из словарей
грамматических трудностей,
в том числе мультимедийных;
использовать эту
информацию в различных
видах деятельности.
Синтаксис
• опознавать основные единицы синтаксиса
(словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды
словосочетаний и предложений с точки
зрения структурной и смысловой
организации, функциональной
предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в
соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
• использовать разнообразные
синонимические синтаксические
конструкции в собственной речевой
практике;
• применять синтаксические знания и
умения в практике правописания, в
различных видах анализа.
• анализировать
синонимические средства
синтаксиса;
• опознавать основные
выразительные средства
синтаксиса в
публицистической и
художественной речи и
оценивать их; объяснять
особенности употребления
синтаксических конструкций
в текстах научного и
официально-делового стилей
речи;
• анализировать особенности
употребления синтаксических
конструкций с точки зрения
их функционально-
стилистических качеств,
требований выразительности
речи.
Правописание:
орфография и
пунктуация
• соблюдать орфографические и
пунктуационные нормы в процессе письма
(в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной
форме (рассуждение) и письменной форме
• демонстрировать роль
орфографии и пунктуации в
передаче смысловой стороны
речи;
• извлекать необходимую
9
(с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять
орфографические и пунктуационные
ошибки;
• извлекать необходимую информацию из
орфографических словарей и справочников;
использовать её в процессе письма.
информацию из
мультимедийных
орфографических словарей и
справочников по
правописанию; использовать
эту информацию в процессе
письма.
Язык и
культура
• выявлять единицы языка с национально-
культурным компонентом значения в
произведениях устного народного
творчества, в художественной литературе и
исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают,
что изучение языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского
речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
• характеризовать на
отдельных примерах
взаимосвязь языка, культуры
и истории народа - носителя
языка;
• анализировать и сравнивать
русский речевой этикет с
речевым этикетом
отдельных народов России и
мира.
2. Содержание учебного предмета
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
1.
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь
диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение
диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и
монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях
формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание
основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или
на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом
или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение
практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения,
приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.
Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных
монологических,
а
также
устных
диалогических
высказываний
разной
10
коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и
систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
1.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,
связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно
– стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки
текста.
2.
Анализ
текста
с
точки
зрения
его
темы,
основной
мысли,
структуры,
принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на
смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание
и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1.
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили:
научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи
(рассказ, беседа).
2.
Установление
принадлежности
текста
к
определённой
функциональной
разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи:
описание,
повествование,
рассуждение.
Выступление
перед
аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
1.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык
Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в
современном
мире.
Русский
язык
как
развивающееся
явление.
Формы
функционирования современного русского языка.
2.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли
русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание
красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
11
1.
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных
звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы
фонетической транскрипции. Слог ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики.
2.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения
и ударения. Орфоэпический словарь.
3.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и
глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов
транскрипции
особенностей
произношения
и
написания
слов.
Проведение
фонетического
разбора
слов.
Нормативное
произношение
слов.
Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Использование
орфоэпического
словаря
для
овладения
произносительной
культурой.
Раздел 7. Графика
1.
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на
письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
2.
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках,
энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1.
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица
языка.
Словообразующие
и
формообразующие
морфемы.
Окончание
как
формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов.
Варианты морфем.
2.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии.
Этимологический словарь.
3.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в
процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в
практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1.
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое
значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное
значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы.
Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные
виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного
языка.
12
2.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и
т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1.
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические
разряды
слов.
Система
частей
речи
в
русском
языке.
Самостоятельные
(знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и
синтаксические
свойства
имени
существительного,
имени
прилагательного,
местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
2.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим
признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов
разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
1.
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы
синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая
основа
предложения,
главные
и
второстепенные
члены.
Структурные
типы
простых
предложений: двусоставные и односоставные,
распространённые
и
нераспространённые,
предложения
осложнённой
и
неосложнённой
структуры.
Однородные
члены
предложения,
обращение.
Классификация сложных предложений. Прямая речь
2.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных
видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности
и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение
синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1.
Орфография
как
система
правил
правописания.
Понятие
орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь.
Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические
словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции.
Знаки
препинания
в
конце
предложения.
Знаки
препинания
в
простом
неосложнённом
предложении.
Знаки
препинания
в
простом
осложнённом
предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при
прямой речи, в диалоге.
2.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных
орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на
фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного
написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении
13
расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических
словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1.
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой
этикет.
2.
Уместное использование правил русского речевого этикета в
учебной деятельности и повседневной жизни.
3.
Тематическое планирование учебного предмета
Учебно-тематический план по русскому языку для 5 класса
Содержание
Кол-во
часов
Кол-во
контрольных
Развитие
речи
Вводный урок. Язык и общение.
3
1
Повторение изученного в начальных классах.
18
1
3
Синтаксис. Пунктуация. Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Орфография Культура речи.
36
1
5
Лексика. Культура речи.
7
2
Морфемика. Орфография. Культура речи.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
17
20
11
19
1
1
1
1
4
4
4
3
Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
5
ИТОГО
136
6
26
Учебно-тематический план по русскому языку для 6 класса
Содержание
Кол-во
часов
Кол-во
контрольных
Развитие
речи
Вводный урок. Язык и речь.
3
Повторение изученного в 5 классе.
9
1
2
Текст
5
2
Лексика. Культура речи.
12
5
Фразеология. Культура речи.
3
1
Словообразование. Орфография. Культура речи.
20
1
3
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Имя числительное.
Местоимение.
Глагол.
16
20
14
26
32
1
1
1
2
1
3
1
1
1
1
Повторение и систематизация изученного в 6 классе.
8
1
14
ИТОГО
170
6
22
Учебно-тематический план по русскому языку для 7 класса
Содержание
Кол-во
часов
Кол-во
контрольных
Развитие
речи
Русский язык как развивающееся явление.
1
Повторение пройденного в 5-6 классах.
7
1
1
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие.
24
2
3
Деепричастие.
8
1
Наречие.
17
1
1
Категория состояния.
4
1
Служебные части речи. Культура речи.
Предлог.
30
6
2
Союз.
8
1
2
Частица.
10
1
4
Междометие.
2
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.
11
1
ИТОГО
102
8
14
Учебно-тематический план по русскому языку для 8 класса
Содержание
Кол-во
часов
Кол-во
контрольных
Развитие
речи
Вводный урок. Функции русского языка в
современном мире.
1
Повторение изученного в 5 - 7 классах.
6
1
1
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
3
1
Простое предложение.
3
1
1
Двусоставные предложения. Главные члены
предложения.
Второстепенные члены предложения.
7
6
1
1
1
1
Односоставные предложения.
9
2
Простое осложнённое предложение. Однородные
члены предложения.
10
1
2
Обособленные члены предложения.
11
1
1
Слова, грамматически не связанные с членами
предложения.
Обращение
Вводные и вставные конструкции
4
4
2
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная
речь.
2
Повторение и систематизация изученного в 8 классе.
2
1
1
ИТОГО
68
7
13
15
Учебно-тематический план по русскому языку для 9 класса
Содержание
Кол-во
часов
Кол-во
контрольных
Развитие
речи
Вводный урок. Международное значение русского
языка.
1
Повторение изученного в 5 - 8 классах.
7
1
2
Сложное предложение. Культура речи.
6
1
1
Сложносочинённые предложения
8
1
1
Сложноподчинённые предложения
6
1
1
Основные группы сложноподчинённых предложений
32
1
2
Сложные предложения с разными видами связи
4
1
1
Повторение и систематизация изученного в 9 классе.
4
1
2
ИТОГО
68
7
10
16