Напоминание

Рабочая программа по русскому языку


Автор: Кушниренко Марина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6 г. Выборг
Населённый пункт: ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН, ВЫБОРГ
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

ГОРОДА ВЫБОРГА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для основного общего образования

по предмету «Русский язык »

Разработана и реализуется

учителем русского языка

Кушниренко Мариной Анатольевной

2021г.

1

Пояснительная записка

Рабочая

программа

по

русскому

языку

для

5-9

классов

составлена

с

использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и

Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие

программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.

Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)

. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и

формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,

преемственность

с

примерными

программами

начального

общего

образования.

В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ № 6 учебный предмет

«Русский язык» является обязательным для изучения на уровне основного общего

образования в 5- 9-х и предусматривает изучение русского языка на этапе основного

общего образования в объёме 544 ч.: в 5 классе — 136 ч, в 6 классе — 170 ч, в 7 классе —

102 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 68 ч. Срок реализации данной программы - 5 лет с

распределением часов следующим образом: 5 класс – 4 часа в неделю; 6 класс – 5 часов в

неделю; 7 класс – 3часа в неделю; 8 класс

– 2 часа в неделю; 9 класс – 2 часа в неделю. Программа обеспечена линией УМК Т. А.

Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других.

Рабочая программа преемственна к программе «Русский язык» на уровне начального

общего образования и обеспечивает возможность освоения учебного предмета «Русский

язык» на уровне среднего общего образования.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым

чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего

свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как

явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство

получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения

морально-этических норм, принятых в обществе;

овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,

потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными

умениями

и

универсальными

учебными

действиями,

формирование

навыков

самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её

функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,

классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального

словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств,

совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений

стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

2

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие

речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных

ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому

самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к

сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить

содержательные компромиссы.

Рабочая программа включают следующие разделы:

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;

2. Содержание учебного предмета;

3. Тематическое планирование учебного предмета.

I.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

«Русский язык»

Математичес

кие понятия

Выпускник научится:

Выпускник получит

возможность научиться:

Речь и речевое

общение

• использовать различные виды монолога

(повествование, описание, рассуждение;

сочетание разных видов монолога) в

различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в

ситуациях формального и неформального,

межличностного и межкультурного

общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в

типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной

монологической и диалогической речи с

точки зрения соответствия ситуации

речевого общения, достижения

коммуникативных целей речевого

взаимодействия, уместности

использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи

в процессе речевого общения.

• выступать перед аудиторией

с небольшим докладом;

публично представлять

проект, реферат; публично

защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном

обсуждении проблем,

аргументировать собственную

позицию, доказывать её,

убеждать;

• понимать основные причины

коммуникативных неудач и

объяснять их.

Аудирование

• различным видам аудирования (с полным

пониманием аудиотекста, с пониманием

основного содержания, с выборочным

извлечением информации); передавать

содержание аудиотекста в соответствии с

• понимать явную и скрытую

(подтекстовую) информацию

публицистического текста (в

том числе в СМИ),

анализировать и

3

заданной коммуникативной задачей в

устной форме;

• понимать и формулировать в устной

форме тему, коммуникативную задачу,

основную мысль, логику изложения учебно-

научного, публицистического, официально-

делового, художественного аудиотекстов,

распознавать в них основную и

дополнительную информацию,

комментировать её в устной форме;

комментировать её в устной

форме.

чтение

• понимать содержание прочитанных

учебно-научных, публицистических

(информационных и аналитических,

художественно-публицистического жанров),

художественных текстов и воспроизводить

их в устной форме в соответствии с

ситуацией общения, а также в форме

ученического изложения (подробного,

выборочного, сжатого), в форме плана,

тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения

ознакомительного, изучающего,

просмотрового способов (видов) чтения в

соответствии с поставленной

коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную

информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной

книгой, справочниками и другими

информационными источниками, включая

СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на

определённую тему, анализировать

отобранную информацию и

интерпретировать её в соответствии с

поставленной коммуникативной задачей.

• понимать, анализировать,

оценивать явную и скрытую

(подтекстовую) информацию

в прочитанных текстах

разной функционально-

стилевой и жанровой

принадлежности;

• извлекать информацию по

заданной проблеме (включая

противоположные точки

зрения на её решение) из

различных источников

(учебно-научных текстов,

текстов СМИ, в том числе

представленных в

электронном виде на

различных информационных

носителях, официально-

деловых текстов),

высказывать собственную

точку зрения на решение

проблемы.

Говорение

• создавать устные монологические и

диалогические высказывания (в том числе

оценочного характера) на актуальные

социально-культурные, нравственно-

этические, бытовые, учебные темы (в том

числе лингвистические, а также темы,

связанные с содержанием других изучаемых

учебных предметов) разной

коммуникативной направленности в

• создавать устные

монологические и

диалогические высказывания

различных типов и жанров в

учебно-научной (на материале

изучаемых учебных

дисциплин), социально-

культурной и деловой сферах

общения;

4

соответствии с целями и ситуацией общения

(сообщение, небольшой доклад в ситуации

учебно-научного общения, бытовой рассказ

о событии, история, участие в беседе,

споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели,

план совместной групповой учебной

деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников,

систематизировать и анализировать

материал на определённую тему и

передавать его в устной форме с учётом

заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого

общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы

современного русского литературного

языка; стилистически корректно

использовать лексику и фразеологию,

правила речевого этикета.

• выступать перед

аудиторией с докладом;

публично защищать проект,

реферат;

• анализировать и оценивать

речевые высказывания с

точки зрения их успешности в

достижении прогнозируемого

результата.

Письмо

• создавать письменные монологические

высказывания разной коммуникативной

направленности с учётом целей и ситуации

общения (ученическое сочинение на

социально-культурные, нравственно-

этические, бытовые и учебные темы,

рассказ о событии, тезисы, неофициальное

письмо, отзыв, расписка, доверенность,

заявление);

• излагать содержание прослушанного или

прочитанного текста (подробно, сжато,

выборочно) в форме ученического

изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные

лексические, грамматические,

орфографические и пунктуационные нормы

современного русского литературного

языка; стилистически корректно

использовать лексику и фразеологию.

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации,

тезисы выступления,

конспекты;

• писать резюме, деловые

письма, объявления с учётом

внеязыковых требований,

предъявляемых к ним, и в

соответствии со спецификой

употребления языковых

средств.

Текст

• анализировать и характеризовать тексты

различных типов речи, стилей, жанров с

точки зрения смыслового содержания и

структуры, а также требований,

предъявляемых к тексту как речевому

произведению;

• создавать в устной и

письменной форме учебно-

научные тексты с учётом

внеязыковых требований,

предъявляемых к ним, и в

соответствии со спецификой

5

• осуществлять информационную

переработку текста, передавая его

содержание в виде плана (простого,

сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные

тексты различных типов речи, стилей,

жанров с учётом требований к построению

связного текста.

употребления в них языковых

средств.

Функциональн

ые

разновидност

и языка

• владеть практическими умениями

различать тексты разговорного характера,

научные, публицистические, официально-

деловые, тексты художественной

литературы (экстралингвистические

особенности, лингвистические особенности

на уровне употребления лексических

средств, типичных синтаксических

конструкций);

• различать и анализировать тексты разных

жанров,

• создавать устные и письменные

высказывания разных стилей, жанров и

типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые

высказывания разной функциональной

направленности с точки зрения

соответствия их коммуникативным

требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки,

редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с

небольшими информационными

сообщениями, сообщением и небольшим

докладом на учебно-научную тему.

• различать и анализировать

тексты разговорного

характера, научные,

публицистические,

официально-деловые, тексты

художественной литературы

с точки зрения специфики

использования в них

лексических,

морфологических,

синтаксических средств;

• создавать тексты

различных функциональных

стилей и жанров,

участвовать в дискуссиях на

учебно-научные темы;

составлять резюме, деловое

письмо, объявление в

официально-деловом стиле;

готовить выступление,

информационную заметку,

сочинение-рассуждение в

публицистическом стиле;

принимать участие в беседах,

разговорах, спорах в бытовой

сфере общения, соблюдая

нормы речевого поведения;

создавать бытовые рассказы,

истории, писать дружеские

письма с учётом внеязыковых

требований, предъявляемых к

ним, и в соответствии со

спецификой употребления

языковых средств;

• анализировать образцы

публичной речи с точки

зрения её композиции,

6

аргументации, языкового

оформления, достижения

поставленных

коммуникативных задач;

• выступать перед

аудиторией сверстников с

небольшой протокольно-

этикетной, развлекательной,

убеждающей речью.

Общие

сведения о

языке

• характеризовать основные социальные

функции русского языка в России и мире,

место русского языка среди славянских

языков, роль старославянского

(церковнославянского) языка в развитии

русского языка;

• определять различия между литературным

языком и диалектами, просторечием,

профессиональными разновидностями

языка, жаргоном и характеризовать эти

различия;

• оценивать использование основных

изобразительных средств языка.

• характеризовать вклад

выдающихся лингвистов в

развитие русистики.

Фонетика и

орфоэпия.

Графика.

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические

правила современного русского

литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из

орфоэпических словарей и справочников;

использовать её в различных видах

деятельности.

• опознавать основные

выразительные средства

фонетики (звукопись);

• выразительно читать

прозаические и поэтические

тексты;

• извлекать необходимую

информацию из

мультимедийных

орфоэпических словарей и

справочников; использовать

её в различных видах

деятельности.

Морфемика и

словообразова

ние

• делить слова на морфемы на основе

смыслового, грамматического и

словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы

словообразования;

• анализировать и самостоятельно

составлять словообразовательные пары и

словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике

• характеризовать

словообразовательные

цепочки и

словообразовательные гнёзда,

устанавливая смысловую и

структурную связь

однокоренных слов;

• опознавать основные

выразительные средства

7

и словообразованию в практике

правописания, а также при проведении

грамматического и лексического анализа

слов.

словообразования в

художественной речи и

оценивать их;

• извлекать необходимую

информацию из морфемных,

словообразовательных и

этимологических словарей и

справочников, в том числе

мультимедийных;

• использовать

этимологическую справку для

объяснения правописания и

лексического значения слова.

Лексика и

фразеология

• проводить лексический анализ слова,

характеризуя лексическое значение,

принадлежность слова к группе

однозначных или многозначных слов,

указывая прямое и переносное значение

слова, принадлежность слова к активной

или пассивной лексике, а также указывая

сферу употребления и стилистическую

окраску слова;

• группировать слова по тематическим

группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и

письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как

средство исправления неоправданного

повтора в речи и как средство связи

предложений в тексте;

• пользоваться различными видами

лексических словарей (толковым словарём,

словарём синонимов, антонимов,

фразеологическим словарём и др.) и

использовать полученную информацию в

различных видах деятельности.

• объяснять общие принципы

классификации словарного

состава русского языка;

• аргументировать различие

лексического и

грамматического значений

слова;

• опознавать омонимы разных

видов;

• оценивать собственную и

чужую речь с точки зрения

точного, уместного и

выразительного

словоупотребления;

• извлекать необходимую

информацию из лексических

словарей разного типа

(толкового словаря, словарей

синонимов, антонимов,

устаревших слов,

иностранных слов,

фразеологического словаря и

др.) и справочников, в том

числе мультимедийных;

использовать эту

информацию в различных

видах деятельности.

Морфология

• опознавать самостоятельные

(знаменательные) части речи и их формы,

служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его

• анализировать

синонимические средства

морфологии;

• различать грамматические

8

принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей

речи в соответствии с нормами

современного русского литературного

языка;

• применять морфологические знания и

умения в практике правописания, в

различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической

омонимии, существенные для решения

орфографических и пунктуационных задач.

омонимы;

• опознавать основные

выразительные средства

морфологии в

публицистической и

художественной речи и

оценивать их; объяснять

особенности употребления

морфологических средств в

текстах научного и

официально-делового стилей

речи;

• извлекать необходимую

информацию из словарей

грамматических трудностей,

в том числе мультимедийных;

использовать эту

информацию в различных

видах деятельности.

Синтаксис

• опознавать основные единицы синтаксиса

(словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды

словосочетаний и предложений с точки

зрения структурной и смысловой

организации, функциональной

предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в

соответствии с нормами современного

русского литературного языка;

• использовать разнообразные

синонимические синтаксические

конструкции в собственной речевой

практике;

• применять синтаксические знания и

умения в практике правописания, в

различных видах анализа.

• анализировать

синонимические средства

синтаксиса;

• опознавать основные

выразительные средства

синтаксиса в

публицистической и

художественной речи и

оценивать их; объяснять

особенности употребления

синтаксических конструкций

в текстах научного и

официально-делового стилей

речи;

• анализировать особенности

употребления синтаксических

конструкций с точки зрения

их функционально-

стилистических качеств,

требований выразительности

речи.

Правописание:

орфография и

пунктуация

• соблюдать орфографические и

пунктуационные нормы в процессе письма

(в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной

форме (рассуждение) и письменной форме

• демонстрировать роль

орфографии и пунктуации в

передаче смысловой стороны

речи;

• извлекать необходимую

9

(с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять

орфографические и пунктуационные

ошибки;

• извлекать необходимую информацию из

орфографических словарей и справочников;

использовать её в процессе письма.

информацию из

мультимедийных

орфографических словарей и

справочников по

правописанию; использовать

эту информацию в процессе

письма.

Язык и

культура

• выявлять единицы языка с национально-

культурным компонентом значения в

произведениях устного народного

творчества, в художественной литературе и

исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают,

что изучение языка позволяет лучше узнать

историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского

речевого этикета в учебной деятельности и

повседневной жизни.

• характеризовать на

отдельных примерах

взаимосвязь языка, культуры

и истории народа - носителя

языка;

• анализировать и сравнивать

русский речевой этикет с

речевым этикетом

отдельных народов России и

мира.

2. Содержание учебного предмета

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

1.

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь

диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2.

Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение

диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и

монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях

формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2.

Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание

основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или

на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом

или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение

практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения,

приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.

Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных

монологических,

а

также

устных

диалогических

высказываний

разной

10

коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и

систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст

1.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,

связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно

– стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки

текста.

2.

Анализ

текста

с

точки

зрения

его

темы,

основной

мысли,

структуры,

принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на

смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста

(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание

и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1.

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили:

научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи

(рассказ, беседа).

2.

Установление

принадлежности

текста

к

определённой

функциональной

разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи:

описание,

повествование,

рассуждение.

Выступление

перед

аудиторией

сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической

(языковедческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке

1.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык

Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в

современном

мире.

Русский

язык

как

развивающееся

явление.

Формы

функционирования современного русского языка.

2.

Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли

русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание

красоты, богатства, выразительности русского языка.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

11

1.

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных

звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы

фонетической транскрипции. Слог ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики.

2.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения

и ударения. Орфоэпический словарь.

3.

Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и

глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов

транскрипции

особенностей

произношения

и

написания

слов.

Проведение

фонетического

разбора

слов.

Нормативное

произношение

слов.

Оценка

собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Использование

орфоэпического

словаря

для

овладения

произносительной

культурой.

Раздел 7. Графика

1.

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на

письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].

2.

Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.

Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках,

энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1.

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица

языка.

Словообразующие

и

формообразующие

морфемы.

Окончание

как

формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов.

Варианты морфем.

2.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии.

Этимологический словарь.

3.

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в

процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в

практике правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1.

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое

значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное

значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы.

Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные

виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного

языка.

12

2.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов

(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и

т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1.

Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические

разряды

слов.

Система

частей

речи

в

русском

языке.

Самостоятельные

(знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и

синтаксические

свойства

имени

существительного,

имени

прилагательного,

местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.

2.

Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим

признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов

разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис

1.

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы

синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая

основа

предложения,

главные

и

второстепенные

члены.

Структурные

типы

простых

предложений: двусоставные и односоставные,

распространённые

и

нераспространённые,

предложения

осложнённой

и

неосложнённой

структуры.

Однородные

члены

предложения,

обращение.

Классификация сложных предложений. Прямая речь

2.

Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных

видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности

и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение

синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1.

Орфография

как

система

правил

правописания.

Понятие

орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь.

Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические

словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции.

Знаки

препинания

в

конце

предложения.

Знаки

препинания

в

простом

неосложнённом

предложении.

Знаки

препинания

в

простом

осложнённом

предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при

прямой речи, в диалоге.

2.

Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных

орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на

фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного

написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении

13

расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических

словарей и справочников по правописанию.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

1.

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой

этикет.

2.

Уместное использование правил русского речевого этикета в

учебной деятельности и повседневной жизни.

3.

Тематическое планирование учебного предмета

Учебно-тематический план по русскому языку для 5 класса

Содержание

Кол-во

часов

Кол-во

контрольных

Развитие

речи

Вводный урок. Язык и общение.

3

1

Повторение изученного в начальных классах.

18

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Орфография Культура речи.

36

1

5

Лексика. Культура речи.

7

2

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол.

17

20

11

19

1

1

1

1

4

4

4

3

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

5

ИТОГО

136

6

26

Учебно-тематический план по русскому языку для 6 класса

Содержание

Кол-во

часов

Кол-во

контрольных

Развитие

речи

Вводный урок. Язык и речь.

3

Повторение изученного в 5 классе.

9

1

2

Текст

5

2

Лексика. Культура речи.

12

5

Фразеология. Культура речи.

3

1

Словообразование. Орфография. Культура речи.

20

1

3

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.

16

20

14

26

32

1

1

1

2

1

3

1

1

1

1

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

8

1

14

ИТОГО

170

6

22

Учебно-тематический план по русскому языку для 7 класса

Содержание

Кол-во

часов

Кол-во

контрольных

Развитие

речи

Русский язык как развивающееся явление.

1

Повторение пройденного в 5-6 классах.

7

1

1

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие.

24

2

3

Деепричастие.

8

1

Наречие.

17

1

1

Категория состояния.

4

1

Служебные части речи. Культура речи.

Предлог.

30

6

2

Союз.

8

1

2

Частица.

10

1

4

Междометие.

2

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.

11

1

ИТОГО

102

8

14

Учебно-тематический план по русскому языку для 8 класса

Содержание

Кол-во

часов

Кол-во

контрольных

Развитие

речи

Вводный урок. Функции русского языка в

современном мире.

1

Повторение изученного в 5 - 7 классах.

6

1

1

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

3

1

Простое предложение.

3

1

1

Двусоставные предложения. Главные члены

предложения.

Второстепенные члены предложения.

7

6

1

1

1

1

Односоставные предложения.

9

2

Простое осложнённое предложение. Однородные

члены предложения.

10

1

2

Обособленные члены предложения.

11

1

1

Слова, грамматически не связанные с членами

предложения.

Обращение

Вводные и вставные конструкции

4

4

2

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная

речь.

2

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

2

1

1

ИТОГО

68

7

13

15

Учебно-тематический план по русскому языку для 9 класса

Содержание

Кол-во

часов

Кол-во

контрольных

Развитие

речи

Вводный урок. Международное значение русского

языка.

1

Повторение изученного в 5 - 8 классах.

7

1

2

Сложное предложение. Культура речи.

6

1

1

Сложносочинённые предложения

8

1

1

Сложноподчинённые предложения

6

1

1

Основные группы сложноподчинённых предложений

32

1

2

Сложные предложения с разными видами связи

4

1

1

Повторение и систематизация изученного в 9 классе.

4

1

2

ИТОГО

68

7

10

16



В раздел образования