Автор: Былинкина Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 21"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
«Забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста
является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в
образовательных учреждениях страны.
В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в
воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня
здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также
воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний.
Стоит отметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие
качества, как
усидчивость;
контроль и коррекция эмоций и настроения;
способность быстро переключаться с одной деятельности на другую.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек
проходит огромный путь развития. Именно в этот период идёт интенсивное
развитие
органов
и
становление
функциональных
систем
организма,
закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение
к себе и окружающим. Отношение ребенка к своему здоровью является
фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом
образе жизни. Поэтому так важно с ранних лет воспитывать у ребенка
стремление заботиться о своем здоровье, беречь его.
Родителям необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только
отсутствие болезни, но и закладывание основ будущего благополучия
личности ребенка. Исходя из этого, основным направлением по укреплению
здоровья детей дошкольного возраста является формирование у детей
представления о здоровье, как об одной из ценностей жизни.
Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить
детей правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах,
быть готовыми к непредвиденным ситуациям. Ребенок должен четко усвоить,
что такое хорошо, а что такое плохо. Детям постоянно необходимо прививать
правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него.
Для формирования у дошкольников культуры здоровья необходимы
специальные
упражнения,
укрепляющие
здоровье
детей,
система
физического воспитания. Для этого в нашей группе ежедневно проводится
утренняя гимнастика, цель которой: создать жизнерадостное настроение у
детей, укреплять здоровье, развивать физические качества.
Утренняя
гимнастика и физкультурные занятия выполняются в спортивном зале и на
свежем воздухе под музыку, что благоприятно влияет на эмоциональное
состояние ребят.
Большое влияние на формирование здорового образа жизни оказывают
подвижные игры. Игры проводятся в группе во время образовательной
деятельности, прогулок. Игры включаются в музыкальные занятия. Их
проводят не только воспитатели, но и сами дети. Физическая нагрузка учит
дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, активирует аппетит,
улучшает обмен веществ, тренирует волю и характер, дает ребенку массу
позитивных эмоций.
Во время прогулок организовываются различные подвижные игры,
соревнования, эстафеты, индивидуальная работа с детьми (уборка листвы,
снега). После прогулки обязательное мытье рук. Каждый день в группе
проводится проветривание и влажная уборка.
Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и
необходимыми. Уход за собой дарит детям ощущение чистоты, здоровья.
Необходимо приучать ребенка к гигиене: своя расческа, своя постель, свой
горшок, свой носовой платок, свое полотенце, своя зубная щетка.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется
пищевой стереотип. От правильно организованного питания в детском
возрасте во многом зависит состояние здоровья. Оно оказывает влияние на
жизнедеятельность,
рост,
состояние
здоровья
ребенка,
повышает
устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное
благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и
воспитывается. Отношение в семье являются основой психологического
состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих
силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и
готов к настоящей дружбе. Что же касается отношений в детском саду, то как
правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности
общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к
психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей
проблемы.
Одним из основных направлений в работе детского сада является работа с
родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Проблемы охраны
и воспитания могут успешно решаться при совместных действиях, взаимном
доверии и понимании между родителями, воспитателями, медицинским
работником.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и
общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у
малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к
здоровью окружающих. Работа в изложенном направлении даёт хорошие
результаты, и стала вполне традиционной для группы, в которой я работаю.
Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного
возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни
дошкольников;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению
здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Литература:
1. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников/
М. Воробьева //дошкольное воспитание. -1998.-№7.-С.5
2. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском
саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева //
Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
3. Петровская, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А.
Петровская // Москва. – 2010.
4. ЗОЖ для детей дошкольного возраста. Интернет источники.
5. Журнал «Дошкольное воспитание».