Напоминание

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста


Автор: Былинкина Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 21"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

«Забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста

является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в

образовательных учреждениях страны.

В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в

воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня

здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также

воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний.

Стоит отметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие

качества, как

усидчивость;

контроль и коррекция эмоций и настроения;

способность быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек

проходит огромный путь развития. Именно в этот период идёт интенсивное

развитие

органов

и

становление

функциональных

систем

организма,

закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение

к себе и окружающим. Отношение ребенка к своему здоровью является

фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом

образе жизни. Поэтому так важно с ранних лет воспитывать у ребенка

стремление заботиться о своем здоровье, беречь его.

Родителям необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только

отсутствие болезни, но и закладывание основ будущего благополучия

личности ребенка. Исходя из этого, основным направлением по укреплению

здоровья детей дошкольного возраста является формирование у детей

представления о здоровье, как об одной из ценностей жизни.

Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить

детей правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах,

быть готовыми к непредвиденным ситуациям. Ребенок должен четко усвоить,

что такое хорошо, а что такое плохо. Детям постоянно необходимо прививать

правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него.

Для формирования у дошкольников культуры здоровья необходимы

специальные

упражнения,

укрепляющие

здоровье

детей,

система

физического воспитания. Для этого в нашей группе ежедневно проводится

утренняя гимнастика, цель которой: создать жизнерадостное настроение у

детей, укреплять здоровье, развивать физические качества.

Утренняя

гимнастика и физкультурные занятия выполняются в спортивном зале и на

свежем воздухе под музыку, что благоприятно влияет на эмоциональное

состояние ребят.

Большое влияние на формирование здорового образа жизни оказывают

подвижные игры. Игры проводятся в группе во время образовательной

деятельности, прогулок. Игры включаются в музыкальные занятия. Их

проводят не только воспитатели, но и сами дети. Физическая нагрузка учит

дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, активирует аппетит,

улучшает обмен веществ, тренирует волю и характер, дает ребенку массу

позитивных эмоций.

Во время прогулок организовываются различные подвижные игры,

соревнования, эстафеты, индивидуальная работа с детьми (уборка листвы,

снега). После прогулки обязательное мытье рук. Каждый день в группе

проводится проветривание и влажная уборка.

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и

необходимыми. Уход за собой дарит детям ощущение чистоты, здоровья.

Необходимо приучать ребенка к гигиене: своя расческа, своя постель, свой

горшок, свой носовой платок, свое полотенце, своя зубная щетка.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется

пищевой стереотип. От правильно организованного питания в детском

возрасте во многом зависит состояние здоровья. Оно оказывает влияние на

жизнедеятельность,

рост,

состояние

здоровья

ребенка,

повышает

устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное

благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и

воспитывается. Отношение в семье являются основой психологического

состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих

силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и

готов к настоящей дружбе. Что же касается отношений в детском саду, то как

правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности

общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к

психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей

проблемы.

Одним из основных направлений в работе детского сада является работа с

родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Проблемы охраны

и воспитания могут успешно решаться при совместных действиях, взаимном

доверии и понимании между родителями, воспитателями, медицинским

работником.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и

общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у

малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к

здоровью окружающих. Работа в изложенном направлении даёт хорошие

результаты, и стала вполне традиционной для группы, в которой я работаю.

Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного

возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни

дошкольников;

- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению

здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Литература:

1. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников/

М. Воробьева //дошкольное воспитание. -1998.-№7.-С.5

2. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском

саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева //

Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.

3. Петровская, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А.

Петровская // Москва. – 2010.

4. ЗОЖ для детей дошкольного возраста. Интернет источники.

5. Журнал «Дошкольное воспитание».



В раздел образования