Напоминание

А.П. Чехов "Хирургия" как юмористический рассказ.


Автор: Мавринская Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №18"
Населённый пункт: Г. о. Балашиха, Московская область
Наименование материала: методическая разработка урока литературы
Тема: А.П. Чехов "Хирургия" как юмористический рассказ.
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 5 классе

по рассказу А.П.Чехова «Хирургия».

(с применением технологий проблемного,

личностно - ориентированного обучения

и элементами игрового обучения).

Разработала: Мавринская Н.А

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Показать особенности чеховского стиля, добиться отклика

учащихся.

Задачи:

1.

Познакомить с биографией А.П.Чехова. Ввести понятия «юмор»,

«сатира».

2.

Обучать элементам анализа текста для поиска своих доказательств,

учить детей формировать собственное мнения.

3.

Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств.

Оборудование:

1.

Фотографии/презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»

2.

Карточки-задания для работы в группе.

3.

Аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы».

4.

Лист самооценки.

Ход урока:

1. Ввод в тему урока(игровая разминка).

-Ребята, у вас 4 урок, вы немного подустали, поэтому предлагаю начать

урок с игры, которая называется « Четвертый лишний».

Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните

свой выбор.

«Заколдованное место».

«Ночь перед рождеством».

«Хирургия».

«Пропавшая грамота».

/Дети аргументировано объясняют/

2.Слово учителя, постановка проблемной ситуации.

- С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших

уроках, а сегодня у нас встречи с А.П.Чеховым! Эпиграфами к уроку взяты

известный всем афоризм «Краткость - сестра таланта» и второй эпиграф «

Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал

писатель. Ребята, а разве так бывает, что смешное может быть невеселым?

Нет ли здесь противоречия? Может, просто ошибка какая-то?/дети

обсуждают - мнения разделились/.

Давайте сегодня поближе познакомимся с автором парадоксального

высказывания, поразмышляем над его произведениями и выясним, что хотел

сказать А.П.Чехов этим.

3. Объяснение нового материала.

1) Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на

литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на

Украине.

Немного биографии/презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

2) Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Давайте

посмотрим историю из жизни писателя, которая легла в основу одного из

рассказов, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» из аудиокниги

«А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя

Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в

Санкт-Петербурге – Марата Рави./запись из фонотеки (Это пример

сценического чтения литературного произведения). При этом говорю, что

когда-то артиста аналогичного жанра называли « человек-оркестр».

- А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос, после того, как

прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста.

(Прослушивание аудиозаписи).

- Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-

оркестром»?

(Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий

театр).

4.Блиц-опрос для проверки умения формировать собственное мнение.

- Понравился рассказ Чехова?

- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия»?

(Смешной, юмор.)

- А что такое юмор?

Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на

которого направлена насмешка.

- Но Чехов сам писал о том, что рассказы его смешные, но невеселые.

5. Исследовательская работа в группах по рассказу «Хирургия». (в

каждой группе есть консультант).

Карточки – задания для работы в группах.

Дать характеристику герою рассказа по плану.

1-ая группа фельдшер Курятин.

План.

1.

Место, занимаемое в произведении.

2.

Положение героя в обществе. Как это отражается на

поведении героя?

3.

Портретная характеристика героя. Какие черты характера

раскрывает портрет?

4.

Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас.

5.

Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия.

Дать характеристику герою рассказа по плану.

2-ая группа дьячок Вонмигласов.

План.

1. Место, занимаемое в произведении.

2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении

героя?

3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера

раскрывает портрет?

4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас.

5. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия?

3-яя группа

Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства,

перекличку в отдельных характеристиках.

План.

1. Место, занимаемое в произведении.

2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении

героя?

3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера

раскрывает портрет?

4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас.

5.Герои вызывают у вас больше смеха или сочувствия?

- Чем вы объясняете эти совпадения?

А) Дать характеристику герою рассказа по плану.

1-я группа фельдшер Курятин.

2-я группа дьячок Вонмигласов.

3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства,

перекличку в отдельных характеристиках.

Б) Обсуждение. Обоснование своей точки зрения.

6. Выводы:

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же

время появляется и грустное чувство?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они

носят еще сатирический характер.

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для

людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

7. Итоги урока. Выводы делают учащиеся: в результате наблюдений над

текстом объясняют смысл высказывания Чехова о своих рассказах: « Они

смешные, но невеселые».

8. Предлагаю ребятам заполнить лист самооценки. Оценки.

9. Д/з(дифференцированно). Подготовиться к внеклассному чтению.

1. По группам / индивидуально подготовить:

А) чтение и пересказ рассказа ( низкий уровень); «Толстый и тонкий»

Б) чтение по ролям(средний уровень); «Лошадиная фамилия»

В) инсценирование(высокий уровень); «Хамелеон»

Г) иллюстрации(по желанию) «Смерть чиновника»

2. Письменно ответить на вопросы:

- В чем ценность рассказа?

Ф.И. учащихся

в группе

Оцени свою

работу на уроке

Оцени работу товарища

(в группе) на уроке

Оценка учителя

Итог

3.Индивидуальное задание для учащегося с высоким уровнем обученности.

:Составить небольшую проверочную работу для учащихся с низкой/средней

мотивацией(можно только по Чехову выбрать/соотнести с каждым) по

изученному материалу.

1)Определи фамилию писателя или поэта:

Антон Павлович, Николай Алексеевич, Александр Сергеевич, Николай

Васильевич, Михаил Юрьевич.

2) Что принадлежит перу Чехова? «Чёрная курица, или подземные жители»,

«Каштанка», «Ванька», «Мороз, Красный нос», «Мёртвые души»,

«Заколдованное место», «Злоумышленник», «Руслан и Людмила»,

«Бородино», «Русские женщины», «Вий», «Толстый и тонкий», «Хирургия»,

«Крестьянские дети», «Демон».

3) С чьими именами связаны эти места? Таганрог, Карабиха, Украина

Михайловское, Москва, Тарханы, Петербург, Захарово.

4)Даты жизни. 1814 -1841, 1799-1837, 1860-1904, 1809 -1852

5)Герои произведений. Мужичок с ноготок, Алёша, Наина, фельдшер

Курятин, Овсов, Ратмир, Фарлаф.



В раздел образования