Автор: Юркова Юлия Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБ НОУ "Гимназия №70"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
Ю.А. Юркова
Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Гимназия № 70», г. Новокузнецк
«Словарная работа – это не единообразная работа учителя, она должна
быть систематизирована. Эта работа должна быть педагогически целесообразно
построенная и связана с разделами русского языка» - писал известный
российский ученый - методист А. В. Текучев.
В начальной школе встречается большое количество слов, которые не
требуют проверки в написании. Такие слова необходимо запоминать. При
работе над словарными словами главная задача учителя - научить младших
школьников писать словарные слова безошибочно.
В книге В. П. Канакиной «Работа над трудными словами в начальных
классах» сказано, слова с непроверяемыми написаниями младшие школьники
изучают на каждом уроке. Изучая страницы «Азбуки», младшие школьники
знакомятся с новыми словарными словами. Словарные слова встречаются на
страницах учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему
миру [2].
На уроках русского языка изучение словарных слов строится с опорой на
запоминание. Словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы.
С. Н. Лысенкова предлагает изучать трудные слова темами, группами,
разделами [3]. В каждой группе по четыре-пять слов. Например:
1. Ребята, девочка, мальчик.
2. Карандаш, пенал, тетрадь.
3. Класс, учитель, ученик, дежурный.
4. Воробей, ворона, сорока, соловей, петух и т. д. .
Софья Николаевна Лысенкова считает, что словарик словарных слов
нужен на каждом уроке. В сои словарики младшие школьники записывают
новые изучаемые словарные слова и в течение недели ведется разнообразная
работа по закреплению написания этих слов.
Итак, успехом в запоминании словарных слов является использование
разнообразных методов, приемов, способов.
Мне бы хотелось поделиться с некоторыми приемами в моей работе по
изучению и закреплению словарных слов.
1.
Ребусы
альбом победа
апельсин бабочка
2.
Какую букву надо вставить?
3.
Составьте из слов словосочетания, меняя окончания. Подчеркните
«опасные» буквы.
Портрет деревня
Ветка ученик
Клюв петух
Хвост писатель
Портфель квартира
Окраина яблоня
Ремонт ворона
4.
Расшифровщики
Февраль фамилия
Товарищ мебель
5.
Первый слог «потерялся».
… роз
…ник
…бота
6.
Кто какой голос подаёт?
С…бака стрекочет
С…рока поёт
П…тух мычит
К…рова лает
7.
Дополните предложения подходящими по смыслу словарными
словами.
М..дведь, ___________ , _______________ - это животные.
П..тух, __________ , ______________ - это птицы.
Юг, ____________, ______________, ____________ - это стороны горизонта.
8.
Какое слово спряталось. Начни его искать с букв, под которой
находится точка. Интервал между буквами – 1 буква (огород, топор).
9.
Подберите словарные слова с безударными гласными в корне:
….а….., …..а….., …а….а…. ,
….о…., …..о……, ….о….о….,
…и…, ….и…., ….и….и…. .
10. Ребусы (молоко, мороз) магазин, народ
11. Допиши пропущенные слова.
Береги нос в большой …………
Январь год начинает, а ……….. заканчивает.
12. Допиши предложения:
В класс вошла……………………
Весело чирикает………………..
В берлоге спит………………….
13. Замени цифры буквами алфавита и прочитайте слово
20, 6,20,18,1,5,30
19,16,2,1,12,1
17,6,15,1,13
14. Группировка слов
квартира
болото
беседа
ракета
ворона
желать
тарелка
коньки
печаль
кастрюля
корова
пейзаж
багаж
лопата
сверкать
бассейн
посуда
сейчас
15. Сколько запомнили.
На доске словарные слова. Одну – две минуты учащиеся читают их. Стираю.
Запишите в тетрадь.
Еще один прием запоминания словарных слов. Этот прием состоит из 3
этапов.
1 этап. В начале каждой недели на доске помещается пять новых словарных
слов.
2 этап – основной. Всю последующую неделю мы эти слова изучаем, пишем,
выполняем различные задания с этими словами (подбор однокоренных слов,
разбор по составу, составление предложений и текстов, списывание текст и
прочее).
3 этап – заключительный. В конце недели проводится словарный диктант по
памяти.
Замечу, что количество слов через каждые 2 недели увеличивается. Такая
система развивает логику и память.
Таким образом,
богатство словаря – отличительная черта каждого
человека. Работа над словами с непроверяемыми написаниями проводится на
протяжении всего процесса обучения.
Важно, чтобы усвоение словарных слов проходило под руководством
учителя, который
управлял
процессом запоминания словарных слов и
обеспечивает правильность усвоения слов с непроверяемыми написаниями.
Необходимо на уроках больше внимания уделять работе над словарными
словами. [1].
Список литературы
1.
Кохичко, А. Н. Этимологический анализ как методический прием при
обучении орфографии. [Текст] / Начальная школа. – 1998. - №1. – с. 55-
60
2.
Канакина,
В. П. Работа с трудными словами в начальной школе.
[Текст] / В.П. Канакина – М.: Просвещение, 2007 г.
3.
Лысенкова, С. Н. Книга для учителя. Из опыта работы. [Текст] / С.Н.
Лысенкова — М.: Просвещение, 1988.