Автор: Сосова Вера Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Гимназия№1 им.Н.И.Борцова"
Населённый пункт: город Лебедянь Липецкой области
Наименование материала: Статья по творчеству Е.И.Замятина
Тема: "Обобщенный образ эпохи в "Автобиографии" Е.И. Замятина"
Раздел: полное образование
Обобщенный образ эпохи в «Автобиографии» Замятина.
Среди устоявшихся жанровых форм документально-художественной
литературы особое место принадлежит автобиографии. Осмысление событий,
оставивших неизгладимый след в памяти конкретного человека и вместе с тем
отражение веяний эпохи, духа времени создают ту особую эмоциональную
настроенность, которая притягивает и вовлекает читателя в круг авторских
размышлений о былом.
Именно такой способ изложения фактов, мгновенно захватывающий в
свой круговорот, свойствен «Автобиографии» замечательного мастера слова
Замятина. Созданное в 1928 году это произведение является ярким образцом
предельно сжатого и необычайно весомого по содержанию повествования о
«времени и о себе».
Картины детства, оставившие неизгладимый свет в сознании автора,
даны в сменяющих друг друга калейдоскопических зарисовках.
«Столовая, накрытый клеенкой стол, и на столе блюда с чем- то
странным, сверкающим, и - чудо! - это белое вдруг исчезает на глазах
неизвестно куда. В блюде - кусок еще незнакомой, не комнатной, внешней
вселенной: в блюде принесли показать мне снег, и этот удивительный снег-до
сих пор.»
Замечательно воссоздано здесь ощущение пространства: «внешняя
вселенная» вошла в сознание ребенка и запечатлелась в памяти одновременно
с созерцанием белого, сверкающего чуда. Временные ощущения, относящиеся
к
этому
периоду
предельно
точно
очерчены
в
начальных
строчках
повествования: «Как дыры, прорезанные в темной, плотно задернутой
занавеси, - несколько отдельных секунд из очень раннего детства».
«Несколько отдельных секунд» - это осмысление с высоты жизненного
опыта времени в том плане, как оно ощущалось ребенку, но это одновременно
восприятие «бега времени». Повествователен с позиции его сегодняшних
временных представлений.
Вспоминая факт, относящийся к периоду осознания себя двух-трех-
летним ребенком, Замятин пишет: «Сижу на какой -то могиле; солнце, горько
плачу. Целый час я жил в мире один». Замятин потерялся, когда поехал с
родителями в церковь в Задонске.
Следуя хронологии в изображении фактов личной биографии, писатель
воссоздает
картины
оставившие
неизгладимый
след
в
его
сознании:
«Холерный барак на нашей улице, рядом с нашим домом. Сердце колотится. Я
знаю, что такое смерть. Мне лет пять-шесть.»
«Дальше - серая, как гимназическое сукно, гимназия. Изредка в сером -
чудесный красный флаг. Красный флаг вывешивался на пожарной каланче и
символизировал тогда отнюдь не социальную революцию, а мороз в двадцать
градусов.
Впрочем,
это
и
была
однодневная
революция
в
скудной,
разграфленной гимназической жизни.»
Насыщенность
художественными
средствами,
символами
цветообозначения
-
все
это
способствует
неповторимому
звучанию
автобиографической
прозы
Евгения
Замятина.
Особую
лирическую
тональность создают эпитеты: «легкое, стеклянное, августовское утро,
далекий прозрачный звон в монастыре», «лето 1905 года - особенно синее,
пестрое,
тугое,
доверху
набитое
людьми
и
происшествиями»;
«были
удивительные белые ночи, было много очень белого и очень темного»;
«веселая, жуткая зима 17-18 года».
Оживленные ярким светом художественные мысли, документальные
образы, привнесенные в замятинский текст, высвечиваются совершенно
новыми гранями, заставляя читателя приобщиться к событиям эпохи, ощутить
ее дух и смысл.
Всматриваясь в себя, размышляя над фактами своей биографии,
писатель осмысляет страницы своей жизни в контексте времени, отражая
одновременно историческую эпоху: «Петербург начала девятисотых годов -
Петербург Комиссаржевской, Леонида Андреева, Витте, Плеве, рысаков в
синих сетках, дребезжащих конок с империалами, студентов мундирно-
шпажных и студентов в синих косоворотках. Я - студент политехник
косовороточной категории. Отчетливо проступают в тексте Замятина короткие
рассказы о прошлом: это и яркие впечатления о практике на пароходе
«Россия»
«Константинополь,
мечети,
дервиши,
базары,
беломраморная
набережная Смирны, бедуины Бейрута, белый Явский прибой, черно-зеленый
Афон,
желто-белая
Африка,
Александрия...»;
этой
повествование
о
непрекращающемся бесконечном научном поиске «три следующих года -
корабли, корабельная архитектура, логарифмическая линейка, чертежи,
постройки, специальные статьи в журналах»; это и строки о творчестве «В эти
же годы, среди чертежей и цифр несколько рассказов»;
Повествуя о себе, соединяя свое «Я» с эпохой, с движением времени,
Замятин выступает в роли исследователя. Историческое время неизменно
вносит перемены в судьбу героя. И это находит свое отражение в
«Автобиографии». Конкретные жизненные факты выстраиваясь в один ряд,
дают представления о времени, повернувшем жизнь в неизведанное русло:
корабли-дома, выстрелы, обыски, ночные дежурства, домовые клубы, позже -
бестрамвайные улицы, длинные вереницы людей с мешками десятки верст в
день, буржуйка, смолотый на кофейной мельнице овес, и рядом с овсом -
всяческие всемирные затеи».
Умелый подбор фактов, использование деталей, верная расстановка
акцентов в повествовательном тексте – все это способствовало
воссозданию Замятиным в «Автобиографии» обобщенного образа эпохи.