Автор: Шульга Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крапивинский детский сад №1 "Солнышко""
Населённый пункт: Кемеровская обл. пгт. Крапивинский
Наименование материала: игровой проект
Тема: Детское кафе
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ « Крапивинский детский сад №1 «Солнышко»»
Игровой проект сюжетно-ролевой игры
«Детское кафе»
Подготовила: Шульга Е.Н.
2021Г.
Игровой проект сюжетно-ролевой игры
«Детское кафе»
(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он
готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей
жизни».
В. Штерн.
Проблемы:
Учитывая, что игровая деятельность является ведущей, я решила
создать
условия
для
формирования
взаимодействия
общения
со
сверстниками и взрослыми, а так же развития устной речи детей, именно в
сюжетно – ролевой игре через игровой проект сюжетно - ролевой игры
«Детское кафе».
Актуальность проекта:
Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста
является
ведущим
средством
их
воспитания.
Именно
в
игре
у
дошкольников формируются личностные образования, необходимые для
дальнейшего
школьного
обучения. Сюжетно-ролевые
игры позволяют
развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат
вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль,
успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение
и
общительность,
но
самое
главное,
эта
деятельность
порождает
стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные
жизненные
ситуации,
дети
учатся
идти
на
компромисс,
избегать
конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме
того, игра является надежным диагностическим средством психического
развития детей.
Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь
в обществе сверстников.
Вид проекта:
- краткосрочный
- групповой
- игровой
Участники проекта:
- воспитатели
- дети средней группы
- родители.
Цель:
сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую
игру «Детское кафе».
Задачи:
- развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе»;
-
развивать
творческое
воображение,
способность
совместно
развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами
сверстников;
- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к
самостоятельному созданию игровых замыслов;
- формировать умение договариваться, планировать, обсуждать
действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за
столом и в общественных местах;
- формировать умение детей готовить обстановку для игры,
подбирать предметы-заместители и атрибуты;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
- познакомить с профессией аниматора, бариста, пиццамейкера.
Словарная работа: продолжать обогащать словарь формулами
словесной вежливости, названиями профессий.
Предполагаемый результат:
- Получение знаний о специалистах, работающих в «Детском кафе»;
- Формирование коммуникативных навыков;
-Появление
умения
налаживать
и
регулировать
контакты
в
совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать;
- Комментирование игровых действий и действий партнеров.
Продукт проектной деятельности:
Изготовление атрибутов к игре
Фото досугов.
Дидактические игры.
Изготовление книги домашних рецептов
Ресурсное обеспечение:
- муляжи продуктов питания, посуда, салфетки, скатерти, плита,
тостер, микроволновая печь, духовка, меню, кулинарная книга, рецепты
6люд ( журналы, книги)
- костюмы повара, кулинара, кондитера, официанток, у6орщицы;
-мячи, воздушные шары, колпак, нос клоуна
- техническое обеспечение: магнитофон, ноут6ук.
Организация проекта:
1.Подготовительный этап
Деятельность педагога:
-Выявление проблемы (в ходе наблюдений отмечено, что дети
испытывают трудности при совместной игре из-за недостаточного объема
знаний)
- Изучение литературы, ресурса интернета.
Ра6ота с родителями
Создание
развивающей
среды
по
осуществлению
проекта: сюжетно-ролевой игры» Детское кафе».
Изготовление книги домашних рецептов
2. Основной, организационно-практический этап
Работа с детьми.
Занятия.
Беседы.
Чтение художественной литературы (сказки, загадки, рассказы).
Дидактические игры.
Творческо-продуктивная
деятельность
(рисование,
аппликация,
лепка).
Сотрудничество с семьёй:
-
Консультации:
«Во
что
играют
наши
дети?»,
«Игровая деятельность
в
семье»,
«Живые
витамины»,
«Воспитание
дружеских отношений в игре». «Игрушка в жизни ребенка».
- Оказание помощи в прио6ритении и изготовлении атрибутов к игре
продуктов питания (фото прилагается).
- Экскурсия родителей с детьми в кафе.
-Приготовление блюд с детьми и предоставление материала для
создания книги домашних рецептов
Педагогическая деятельность
Придумывание
воспитателем
материала
для игры:
для
официанток,
посетителей,
повара,
организаторов
праздников.
Планирование совместной деятельности педагога и детей.
Игровая деятельность детей. Поиск решения с помощью педагога.
Повторение за педагогом диалогов персонажей.
Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам
развития сюжета.
Принятие на себя второстепенной роли.
Использование предметов-заместителей.
Разработка конспекта игры «Детское кафе»
3.Заключительный этап
Итог Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Оценка
умения
играть
вместе.
Подведение
итогов игры,
предложение
гипотезы
о
дальнейшем
разворачивании сюжета.
Диагностика игровых умений. Презентация результатов исследовательской
деятельности.
Выводы:
Наша работа показала, что целенаправленные педагогические усилия
по использованию игровой деятельности в педагогическом процессе
способствуют формированию произвольности поведения у детей среднего
возраста. Наши дети научились подчиняться обязательным игровым и
реальным
правилам
(особенно
установленным
сообща);
принимать
временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в
дальнейшем; проявлять творческие способности, придумывая новые
варианты игры.
Литература:
Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших
дошкольников» -М., 2008г.
Рыжова
Н.А.
«Развивающая
среда
дошкольных
учреждений» -М., 2003г.
Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» -М.,
1999 г.
Селиверстов В. И. «Значение игры в воспитательной и
логопедической работе с детьми» - М., 1994г.
Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей» - М.,
1999 г.
Ресурсы интернета
План работы с детьми по осуществлению проекта.
1. Тема: «Что мы знаем о кафе»
Беседы с детьми:
-Что такое кафе?
-Что там делают?
-Что едят?
-Кто работает в кафе?
-Что такое меню?
Задачи: Формировать у детей обобщенное представление о работе и
специфики обслуживающего персонала кафе.
Формы работы:
Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций.
-Вопросы по содержанию бесед.
Дата проведения: с 05.04.2021г. по 06.04.2021г.
Участники: воспитатель и дети.
2. Тема: Чтение книг: К. Чуковский. «Муха-цокотуха» р. н. с.
«Колосок», Ю. Ванаг. «Хлеборобы», В. Маяковский «Кем быть? », С.
Капутикян. «Мы сварили плов».
Чтение стихов о профессиях, загадывание загадок.
Просмотр видеороликов
Задачи:
-Учить внимательно и заинтересованно слушать произведения
-Отвечать
на
вопросы
по
содержанию,
запоминать
последовательность развития сюжета;
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
Формы работы:
-Вступительная беседа с рассматриванием иллюстраций.
-Чтение произведений.
-Вопросы по содержанию.
Дата проведения, участники: В течение всего проекта. Воспитатель
и дети.
3. Тема: Дидактические игры:
- «Варим. Что лишнее?»,
- «Накрой на стол»,
- «Вежливые слова»,
Задачи:
- Закрепить знания детей о различных видах посуды, закреплять
умения использовать посуду по назначению;
- Познакомить с правилами этикета.
Формы работы: Организация игры.
Дата проведения: с 07.04.2021г. по 08.04.2021г.
Участники: воспитатель и дети.
4. Настольно - печатные развивающие игры
-«Приятного аппетита»,
-«Этикет. Школа изящных манер».
Задачи:
- Помочь детям научиться вести се6я за столом;
-Помочь усвоить знания о том, какие 6люда и продукты при помощи
каких столовых при6оров едят;
-Развить умение правильно о6ращаться со столовыми при6орами;
-Тренировать воо6ражение, внимательность, речь и память.
Формы работы: Организация игры.
Дата проведения: В течение всего проекта
Участники: воспитатель и дети.
5. Рисование. Тема: «Кем я хочу быть»
Задачи:
- Закреплять и расширять представления детей о профессиональной
деятельности людей.
- Развивать воображение детей.
-Учит передавать в рисунки свои замыслы и фантазии.
Формы работы:
Оформление альбома «Все работы хороши, выбирай на вкус! »
Дата проведения: с09.04.2021г. по 12.04.2021г.
Участники: воспитатель и дети.
6. Аппликация. Тема «Вкусное мороженое»
Задачи:
- расширять знания детей о продуктах питания, в частности о
мороженом, познакомить с сортами и видами, а так же с его составом
- развивать фантазию при создании своего мороженого.
Дата проведения: 13.04.2021г.
Участники: воспитатель и дети.
7. Рисование Тема «Овощной натюрморт»
Задачи:
- совершенствовать умение передавать образ знакомых предметов,
передавать их отличия и формы
- закрепить знание детей о пользе овощей для организма человека.
Дата проведения: 14.04.2021г.
Участники: воспитатель и дети.
8. Лексико-грамматические игры
«Кому что нужно?»
Цель: классификация картинок по тематическим признакам с целью
усвоения категорий дательного падежа (ножницы нужны портнихе,
градусник нужен врачу, половник нужен повару и т.д.)
«Скажи два (три) слова»
Ребенок должен сказать два (три) слова про повара (врача, учителя и
т.д.)
«Исправь ошибку»
Повар лечит, а врач готовит.
Маляр рисует, а художник красит.
Летчик ездит, а шофер летает и т.д.
«Чем угостить друга»
Цель: усвоение категорий творительного падежа.
Дети по образцу составляют предложения: «Я угощу…»
«Что из чего?»
Цель: усвоение категорий родительного падежа единственного числа
с предлогом «из»:
Сыр делают из молока
Хлеб делают из теста
Компот варят из фруктов
Суп готовят из овощей и т.д.
Дата проведения: 15.04.2021г.
Участники: воспитатель и дети.
9. Тема: Сюжетно-ролевая игра « Детское кафе»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру
«Детское кафе».
Формы работы: организация игры
Дата проведения и участники: 16.04.2021г. Воспитатель и дети.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру
«Детское кафе».
Задачи:
- развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе»;
-
развивать
творческое
воображение,
способность
совместно
развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами
сверстников;
- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к
самостоятельному созданию игровых замыслов;
- формировать умение договариваться, планировать, обсуждать
действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за
столом и в общественных местах;
- формировать умение детей готовить обстановку для игры,
подбирать предметы-заместители и атрибуты;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
- познакомить с профессией аниматора.
Ход игры.
Воспитатель:
- Дети, давайте с вами поиграем. Скажите, в какие игры можно
играть?
Дети:
- В подвижные игры, настольные, можно в игру «Кафе».
Воспитатель:
- Действительно, существует очень много игр. Арина предложила
поиграть в «Кафе». А что это за место такое? (ответы детей)
Воспитатель:
- Давайте вспомним, кто же работает в кафе! (ответы детей)
Воспитатель:
- А что должен делать повар в кафе? (ответы детей)
- А за что отвечает администратор? (ответы детей)
- Какие обязанности у официанта? (ответы детей)
- Чем занимается уборщица? (ответы детей)
- А еще могут в кафе работать организаторы праздников, которые
развлекают детей, играют с ними, устраивают различные конкурсы.
- Знаете, как называется эта профессия? (ответы детей)
- Это аниматоры (повторение за воспитателем)
Ну что, пора нам отправляться в кафе, которые будет называться
«Звездочка». Давайте с вами определим, кто кем будет в нашем кафе
(распределение ролей).
А вы знаете, как надо себя вести за столом?
Дети:
- В гостях и дома за обедом
Говорить нельзя с соседом
Не нужно чавкать и сопеть,
А также головой вертеть,
Есть спокойно, аккуратно
Будет всем вокруг приятно
Дополнительные ответы детей.
Воспитатель:
- А как следует себя вести в кафе?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы, вижу, вы знаете, как надо себя вести и за столом и в
общественных местах. Давайте уже отправлять с вами в кафе, а оно у нас
не простое, а волшебное, и чтобы в него попасть, мне надо будет сказать
волшебные
слова
(дети
встают
в
круг,
воспитатель
в
центре
с
«волшебным» зеркалом):
Вот волшебное стекло,
Отражает все оно
Чтобы в сказке очутиться,
Посмотрись, дружок, в него,
Улыбнись, перевернись,
Хлопни, топни – обернись.
Получилось?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Давайте теперь займем свои игровые места и подготовимся к нашей
игре.
Администратор:
- Здравствуйте, добро пожаловать в кафе «Звездочка». Занимайте
свободный столик, я пришлю к вам официанта!
Посетители:
- Спасибо (мальчики сажают девочек за стол)
Официант:
Здравствуйте, меню, пожалуйста!
Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает
заказ, передает повару и т.д.
Организаторы праздника во время пауз в период приготовления
заказанных
блюд
устраивают
развлекательную
программу
для
посетителей. Это могут быть:
хоровод для именинника,
игры «Горячая картошка»,
«Съедобное - несъедобное» и др.
отгадывание загадок
пение песен в караоке,
танцы и др. по желанию детей.
В конце игры дети просят счет, расплачиваются и благодарят
персонал кафе.
Заключение:
- Что мы сегодня делали? (ответы детей)
- Хорошо играли? (ответы детей)
- Что больше всего понравилось, а что не очень?
Похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все
постарались, молодцы. Если были какие-либо недочеты – указать ребенку,
в чем ему следует потренироваться. Попросить убрать все атрибуты
для игры на свои места.
Конспект 6есед
«Что такое кафе?»
Задачи:
Расширять
представления
детей
о
кулинарных
профессиях;
закрепить профессию повара, официанта, бармена, познакомить с профессией
повара-кондитера, пиццмейкера, спецификой их труда;
Развивать желание трудиться вместе с взрослым; познакомить
детей с процессом приготовления пиццы, умение украшать бисквитные
пирожные;
Формировать
основы
безопасности
собственной
жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
Интеграция областей:
1. «Речевое»:
Закрепить название различных профессий. Совершенствовать
словарь новыми словами (кондитер, пицца, пиццамейкер, администратор,
ассортимент, бармен);
Вовлекать детей в разговор во время приготовления блюд.
«Социально-коммуникативное»:
Создание условий для формирования у ребёнка положительного
самоощущения – уверенности в своих возможностях;
Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;
Планирование совместной работы, соподчинении, и контроле
своих желаний,
Учить соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
«Познавательное»:
Познакомить с профессиями повара-кондитера, пиццамейкера,
спецификой их труда.
«Физическое»:
Формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
Формировать у детей знание о здоровой пище, о ее значении для
человека.
«Художественно - эстетическое»:
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду
людей разных профессий и его результатам;
Побуждать
детей
к
самостоятельному
приготовлению
разнообразных блюд;
Воспитывать желание принимать участие в коллективном труде;
Развивать эстетический и художественный вкус при оформлении
блюд.
Оборудование
и
материалы:
Оформление помещений кафе, кухни, кондитерский цех, рабочее место
бармена,
Кабинет администратора, набор для изготовления кондитерских изделий,
сок в стаканчиках, блокноты, музыкальное оформление, ложки, тарелки,
чашки, фрукты,
солее соленое тесто для лепки кондитерских изделий, мясорубка,
блендер, миксер.
Методы и приемы:
наглядные методы и приемы - (игровой, рассматривание картинок,
использование ИКТ – презентация); слов словесные методы и приемы -
(использование художественного слова, рассказ воспитателя, беседа, указа
указания и пояснения в воспитательном процессе ООД, подведение итога
оценка активности детей).
Ход
деятельности:
1. В 1.Вводная часть. Организационный момент релаксационное упражнение
«Давайте порадуемся»
Воспитатель: - Да, сегодня солнечный и радостный день. А вы знаете,
почему у нас в группе посилилась радость?
Радость побежала по дорожке,
Радость распахнула все окошки,
Радость разбудила всех детей,
Радость пригласила к нам гостей.
Воспитатель:- Здравствуйте дорогие гости!
Дети здороваются.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(поднимают руки вверх)
Также порадуемся улыбчивым лицам,
(улыбаются друг другу)
Всем тем, кто живет на нашей планете,
(разводят руками в стороны)
«Доброе утро! » - скажем гостям и детям
(обнимают друг друга)
2. Введение в тему. Постановка вопроса для обсуждения.
Воспитатель обращает внимание на присутствующих гостей:
- Ребята, сколько же гостей у нас сегодня!
- К вам домой приходят гости?
- Как вы их встречаете?
- А вы сами ходите в гости?
- Как как ведете себя в гостях?
- В каких случаях ходим в гости?
Но, а если гостей много, то их можно пригласить в кафе. Вот у меня
такое предложение, раз у нас сегодня гости, мы откроем свое кафе и пригласим
их
туда.
Но прежде чем вспомнить, люди, каких профессий работают в кафе, давайте
скажем, что же это такое профессия?
Ответы детей: - (профессия - труд, которому человек посвящает всю
свою
жизнь).
Воспитатель: - Люди, каких профессий работают в кафе?
Ответы детей: - (повар, кондитер, официанты, бармены).
Воспитатель: - А еще я знаю такую профессию как пиццмейкер.
- Кто-нибудь слышал из вас о ней? (Пиццмейкер – специалист по
приготовлению пиццы).
- Где нужны люди такой профессии? (в пиццерии).
Рассказ воспитателя: Появилась эта профессия в Италии, как и сама пицца.
Пицца - итальянское блюдо настолько популярна у итальянцев, что ей
посвящен специальный праздник, проходящий в Италии каждый год. Вот сей
час посмотрим, как и из чего готовят пиццу.
Ну а сейчас давайте проведем экскурсию для гостей по нашему кафе.
Экскурсия по кафе:
1. Кухня.
Воспитатель: - Посмотрите, сколько здесь предметов!
- Что это? (мясорубка)
- Что делают с помощью мясорубки?
- А это, что? (терка, кастрюля, плита…)
- Людям какой профессии принадлежат эти предметы? (Повару)
У повара есть специальная одежда – это фартук, колпак или косынка, одевает
он это для того, чтобы не испачкать свою одежду и чтобы ворсинки, волосы
не попали в еду. И вообще, такую одежду одевают не только повара, но и
кондитеры, продавцы, официанты.
- Какой должен быть повар?
Ответы детей: - (аккуратный, здоровый, быстрый…)
Физминутка « Поварята»
2. Кондитерский цех.
- Что вы знаете о работе кондитера?
- Какие кондитерские изделия вы знаете?
- Какие инструменты использует кондитер?
3. Барный стол.
Здесь большой ассортимент коктейлей. Кто их готовит? (Бармен)
- Что вам известно о работе бармена?
4. Кабинет администратора.
- Какую работу выполняет администратор? (Следит за порядком в зале, делает
заказы продуктов).
5. Зал кафе.
- Кто работает в зале кафе? (официанты)
- Какую работу выполняют официанты? (Знакомит посетителей с меню,
принимает заказы и выполняет их).
Вот мы познакомились с помещением кафе, давайте распределим роли и
желающих пригласим в кафе. (Повара готовят салаты, готовят суп, кашу,
картофель «фри»; кондитеры из соленого теста вырезают формочками печенье,
делают пирожные; бармены размешивают коктейли; официанты включают
спокойную музыку, готовят блокноты с ручками; администратор обзванивает
клиентов).
Прием гостей.
Заключение.
Воспитатель: - Мы очень интересно поиграли. Вы замечательно справились
ролями. Давайте сегодня закроем наше кафе, а завтра, если появится желание,
будем продолжать игру.
Правила этикета для детей: как вести себя в кафе?
Сегодня
все
чаще
мы отмечаем
детские
праздники в специализированных
заведениях,
где
можно
воспользоваться услугами аниматоров и не переживать из-за подготовки
праздничного стола.
Однако одна забота все-таки ложится на наши плечи, а именно –
обучение нашего чада поведению в общественных местах. Этикет для
детей, посещающих кафе, включает в себя несколько важных правил:
правила поведения за столом, общения со сверстниками и старшими,
культурного поведения в незнакомом месте.
За столом
Ребенок до 7-10 лет вовсе не должен разбираться в том, каким ножом
режут мясо, а каким – рыбу. Наша цель – простые правила:
Нужно
Нельзя
— садиться за стол опрятным и чистым;
— чавкать во время
еды;
— мыть руки перед едой;
—
облизывать
пальцы;
— пользоваться салфеткой;
— ковыряться в еде
руками;
— есть маленькими кусочками;
— набивать рот едой;
— приступать к трапезе вместе со всеми;
— класть локти на
стол;
— молчать во время пережевывания
пищи;
— выплевывать еду;
—
просить
передать
понравившееся
блюдо;
— качаться на стуле;
—
благодарить
после
еды
поваров,
— разваливаться за
хозяев дома.
столом.
Среди людей
Красиво и вежливо общаться со сверстниками и взрослыми может
научиться даже дошкольник. Лучше всего, если родители обращают
внимание ребенка на чувства и эмоции окружающих: «Как ты думаешь,
девочке понравилось, что ты ее толкнула? А если бы толкнули тебя? Как
правильнее поступить в таком случае?»
Нужно
Нельзя
— нарядно одеться;
— мешать выступлению
артистов или аниматоров;
— прийти вовремя, не опаздывать;
—
перебивать
собеседников;
— громко поздороваться с гостями
и ведущими;
—
мешать
разговору
взрослых;
— принести на праздник подарок
имениннику;
— кричать на человека;
— не входить в банкетный зал в
верхней одежде, мальчику – в головном
уборе;
— обзываться, дразниться,
придумывать клички;
— быть со всеми приветливым;
—
использовать
слова-
паразиты;
— благодарить за услуги, хозяев –
за радушный прием;
—
делать
замечания
взрослым, шутить над ними;
— если что-то нужно попросить,
говорить «пожалуйста»;
— без разрешения трогать
предметы, портить их;
— ко взрослым обращаться на
«Вы»;
— сидеть, уткнувшись в
планшет или телефон;
— извиниться, если был не прав;
— кричать и плакать, если
достался не тот подарок, приз;
— вести себя спокойно и скромно,
не шалить;
— капризничать и тянуть
родителей домой;
— при расставании – попрощаться.
— говорить имениннику,
что праздник вам не понравился.
Правила приличия
Существуют общие правила поведения, которые малыш должен
уметь соблюдать вне зависимости от того, где он находиться. В людном
месте, вроде кафе, пренебрежение этими правилами может вызвать
неприятный конфуз. И хотя общество обычно снисходительно относится к
промахам детей, самому ребенку может быть очень некомфортно стать
причиной смеха или осуждения.
Итак, нельзя:
— драться;
— закатывать истерики;
— играть с едой;
— расчесываться за столом;
— поправлять на себе вещи на глазах у всех людей;
— громко сморкаться, чесаться, трогать ранки и т.п.;
— громко проситься в туалет;
— приносить с собой в кафе свои игрушки, особенно большие;
— пристально разглядывать людей за соседними столиками.
Когда и как учиться?
Детей обучают правилам не в «полевых условиях», когда уже
собрались гости и праздник начался. Лучше всего это делать дома,
используя форму игры. Детям очень нравится отрабатывать различные
моменты
поведения
с
помощью
кукол,
смотреть
тематические
мультфильмы, читать стихотворения и сказки, играть со сверстниками «во
взрослых», «в принцесс и принцев».
Включайтесь в процесс и вырабатывайте соответствующие навыки.
А если малыш и совершит какую-то оплошность на празднике, о ней
лучше тактично сообщить ему на ушко. Или спокойно поговорить об
ошибках, когда вы вернетесь домой. Этикет для детей станет чем-то
важным только тогда, когда он убедится в его значимости на вашем
примере. Уважайте маленького человека – и он научится уважать
окружающих.
Обучать правилам поведения нужно с самого раннего возраста. Чем
раньше малыш научится себя вести, тем проще ему будет проявлять себя в
обществе, заводить друзей и находить общий язык с представителями
старшего поколения. И тогда досадные недоразумения не будут омрачать
его праздники и будние дни.
Занятие на тему «Правила столового этикета»
Тема: Правила столового этикета («Хорошо пройдет обед –
соблюдаем этикет!»)
Образовательная
область:
социально-коммуникативное,
познавательное, речевое развитие.
Форма взаимодействия: групповая
Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.
Задачи:
- расширить и обобщить знания детей о посуде;
- развивать умение называть знакомую посуду, соотносить ее с тем,
для чего она предназначена;
- расширять словарный запас за счет названий посуды из различных
материалов (путём образования прилагательных);
- познакомить детей с особенностями использования посуды,
правилами поведения за столом на Руси;
- формировать навыки культурного поведения за столом во время
приема пищи;
- развивать умение четко формулировать мысль, стремиться строить
предложения грамматически правильно (при ответе на вопросы и
формулировке правил);
- воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде;
- развивать память, зрительное внимание, мышление.
Материалы и оборудование:
Картинка «Чайный сервиз», схема «Сервируем стол»;
Скатерть, набор посуды (хлебница, салфетница с салфетками,
глубокая и мелкая тарелки, салатница, вилка, ложка, нож, стакан (чашка);
Медальки «Знаток этикета»
Брошюра «О правилах поведения за столом»
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы (сказка С. Козлова «Как ёжик и
медвежонок пили чай»), разучивание стихотворений, чтение рассказов из
книги «Этикет для малышей. Как вести себя за столом», «Этикет для детей
различных лет»
Рассматривание схем «Сервировка стола», предметных картинок
«Посуда»
Сюжетно-ролевые игры «Чаепитие», «У Маши день рождения» и др.
Разучивание физкультурной минутки «Посуда».
Индивидуальная работа ребенка по подготовке сообщения о чайном
сервизе.
Методы и приемы:
- Наглядный (рассматривание картинок, просмотр мультфильма,
презентация).
-
Словесный
(художественное
слово,
рассказ
и
вопросы
воспитателя).
- Практический (д/и «Эта посуда какая?», физкультурная минутка
«Посуда», практическое упражнение «Сервировка стола»);
Ход:
-Здравствуйте, ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, как
правильно и красиво вести себя за столом. Но прежде вспомним, чтобы
позавтракать, пообедать или поужинать, нам нужна посуда. Наш разговор
об
этикете
за
столом
мы
начнем
с
посуды.
Давайте
отгадаем загадки («Доскажи словечко») и вспомним, какая бывает посуда:
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё … (сковорода).
У кого ответа нет –
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля
Суп сварить – нужна … (кастрюля).
Он на кухне – как начальник
И серьезный не случайно:
Разольет в тарелки щи,
Сколько хочет – не взыщи!
А для ложек он полковник,
Что за черпак?! – Большой … (половник).
На плите – кастрюль начальник,
Толстый, длинноносый … (чайник).
- Молодцы, всё правильно. И кастрюли, и сковороды предназначены
для приготовления пищи. Чай кипятят в чайниках, кофе варят в
кофейниках.
Физкультурная минутка «Посуда»
(выполняется вместе с воспитателем в соответствии с текстом)
Вот большой стеклянный чайник,
(Надули животик, одну руку поставили на пояс)
Очень важный, как начальник
(Другую руку изогнули – «носик»)
Вот фарфоровые чашки
(Присели, одну руку поставили на пояс)
Очень крупные, бедняжки,
Вот фарфоровые блюдца:
(Кружатся, рисуя руками в воздухе круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянулись, сомкнули руки над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос
(Легли, вытянулись)
Он посуду нам принёс.
- Так, мы с вами поговорили о посуде для приготовления пищи. Но
посуда нужна и для еды. Попробуйте ответить на мои вопросы:
1. Самая распространенная посуда, необходимая нам для еды – это
…?
Ответы детей: Тарелка.
2. Из какой тарелки едят суп?
Ответы детей: Из глубокой.
3. Чем едят супы, борщи, щи и другие первые блюда?
Ответы детей: Столовой ложкой.
4. Из какой тарелки едят второе?
Ответы детей: Из мелкой, на нее кладут мясо, котлеты, рыбу и
гарнир.
5. С помощью каких столовых приборов едят второе блюдо?
Ответы детей: С помощью вилки и ножа.
6. Из какой тарелки едят салаты?
Ответы детей: Из небольшой тарелки – салатницы.
7. А какая бывает посуда для напитков?
Ответы детей: Чашки для чая, стаканы для фруктовых соков и
компотов.
8. А что такое хлебница?
Ответы детей: Так называется тарелка для хлеба.
9. Вспомните и расскажите о чайном сервизе. Что входит в его
состав?
Ответы детей или индивидуальный рассказ ребенка по картинке.
Рассказ о чайном сервизе
Чайный сервиз всегда был украшением стола. Наверняка в каждой
семье есть праздничные чайные сервизы (такие чайные наборы), которые
достают в торжественные дни и по особому случаю. В состав сервиза
входят:
1.
Простой или заварочный чайник.
2.
Молочник, из которого подливают молоко.
3.
Сахарница.
4.
Большая тарелка для торта.
5.
Маслёнка.
6.
Лимонница.
7.
Чашки.
8.
Блюдца.
9.
Тарелки
для
сладостей:
печенья,
конфет,
вафель,
пирожков и пирожных.
10.
Розетка, такие маленькие блюдечки под варенье.
Собираться всей семьей и пить чай с таким нарядным чайным
сервизом – это всегда приятно!
- Спасибо!! Очень интересный рассказ. Как вы понимаете, посуда
бывает самая разная и из разных материалов.
Д/игра «Эта посуда какая?»
- Давайте вместе с вами назовем, если посуда ...
Из стекла, то она стеклянная;
Из глины – глиняная;
Из дерева – деревянная;
Из металла – металлическая;
Из фарфора – фарфоровая;
Из хрусталя – хрустальная.
-
Кроме
того,
посуда
бывает
повседневная
и
праздничная.
Повседневная посуда обычно проще, на тарелках, чашках, блюдцах
меньше украшений, рисунков. Праздничные сервизы богато украшены
позолотой, на них красивые рисунки в виде птиц, цветов, растений. Они
часто переливаются перламутром.
Презентация «Правила поведения за столом и посуда на Руси»
Наши предки с глубоким почтением относились не только к самой
пище, но и к тому, что было с ней связано. Еще до крещения Руси люди
пользовались столовой ложкой. А носили ложки и ножи в особых
футлярах или за голенищем сапога. В хозяйстве дорожили горшками для
приготовления пищи, их «пеленали». Об этом свидетельствует загадка:
«Молод был – людей кормил, Стар, стал – пеленаться стал».
Правила поведения за столом были строгими: нельзя было стучать
или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на стол, громко
говорить или смеяться. Перед тем как сесть за стол каждый должен был
перекреститься, читались соответствующие молитвы. Хозяин дома сидел в
«красном углу» и следил, чтобы «каждый ел, не обгоняя друг друга».
Сначала всей семьей ели из одного горшка, потом появились миски.
Делали их из глины, дерева, позднее из металла. Еще позднее появились
«тарелы». Сначала «тарелу» замещали большие ломти хлеба.
Настоящие тарелки появились на Руси в XVI веке, а вилками и вовсе
стали пользоваться в XVIII веке и только в богатых семьях.
Что же касается письменных правил поведения за столом на Руси, то
впервые такие правила появились в книге «Правила поведения» в 1204
году.
Любопытно, что само слово «этикет» пришло к нам из Франции,
когда при короле Людовике XIV на балах и обедах гостям раздавались
специальные карточки – этикетки. На них были написаны правила
поведения гостя, приглашенного на бал. С тех пор этикет стали
воспринимать как определенный ритуал.
-Давайте поговорим о том, как правильно сервировать стол в
обычные дни. Сервировать – значит накрывать, готовить к приему пищи. В
обычные дни столы мы накрываем и дома, и в детском саду. При этом
соблюдаем определенные правила. Стол должен выглядеть аккуратным и
красивым. Это повышает аппетит.
Практическое упражнение «Сервировка стола на обед».
Сегодня у нас на обед … (чтение меню).
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Тема: Вежливые слова.
Цель:
Совершенствовать
умение
правильно
употреблять
в
речи вежливые слова.
Задачи:Учить детей правильно выражать просьбу, благодарить.
Совершенствовать умение правильно здороваться, прощаться.
Развивать концентрацию внимания на объектах (иллюстрации) и на
ответах сверстников.
Воспитывать
умение вежливо
общаться,
взаимодействовать
со
сверстниками в игре.
Воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Оборудование: иллюстрации.
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Организация
коммуникации
Вводный этап (2-3 минуты) Подзываю к себе 6 детей, каждого
называя по имени.
-Садитесь за столы.
-Ребята, вы знаете, что такое вежливые слова?
-Угу, то есть это те слова, которые мы используем, когда общаемся.
Эти слова полезные, добрые, а вежливыми их назвали, потому что без них
жить нельзя.
-Какие вежливые слова вы знаете?
-Замечательно, вы так много знаете вежливых слов. Дети подходят.
-Дети садятся за столы.
-Да. Это добрые слова и др. ответы детей.
-Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините и др.
ответы детей. «Слава, подойди ко мне, пожалуйста, Влада, подойди ко
мне…»
Показываю рукой на столы.
Киваю головой.
Основной этап (12-15 минут) - Сейчас мы с вами поиграем, и
проверим, насколько хорошо вы умеете использовать эти слова.
-Я буду показывать вам карточки, вы должны будете назвать, что
изображено на карточке.
Показываю первую карточку.
-Что изображено?
-Верно, они здороваются. Что они говорят друг другу?
-Покажите мне, как вы умеете здороваться.
-Замечательно. Ребята, а что мы еще можем сказать друг другу, когда
поздоровались?
-Верно. Попробуйте.
-Как у вас здорово получилось. Давайте дальше играть.
Показываю следующую карточку.
-Что изображено?
-Угу. А как он попросил? Что он сказал девочке?
-А что ответила девочка?
-Как мальчик отблагодарил?
-У вас на столах игрушки, попросите вежливо игрушки друг у друга.
-Какие вы вежливые ребята. Давайте дальше играть.
Показываю следующую карточку.
-Что изображено?
-Как вы думаете, что мальчик говорит собачке?
-А что собачка в ответ ему скажет?
-Угостите друг друга.
-Здорово у вас получается. Осталась последняя карточка, что
изображено?
-Что они сказали друг другу?
-Что еще могут сказать?
-Покажите как вы прощаетесь друг с другом.
-Ребята,
вы
молодцы,
вы
так
хорошо
умеете
пользоваться вежливыми словами.
Дети обращают внимание на карточку, рассматривают.
-Мальчики здороваются, пожимают друг другу руки.
-Здравствуйте, добрый день.
Дети здороваются друг с другом, мальчики пожимают друг другу
руки.
-Спросить как дела, пожелать хорошего дня.
Дети спрашивают как дела друг у друга, желают друг другу
хорошего дня.
Дети рассматривают карточку.
-Мальчик попросил у девочки мишутку поиграть.
-Можешь дать пожалуйста поиграть медвежонка, я поиграю и верну
тебе.
-Возьми пожалуйста, поиграй.
-Сказал спасибо.
Дети вежливо просят друг у друга игрушки, по очереди.
Дети обращают внимание на карточку.
-Мальчик угощает собачку арбузом.
-Я хочу тебя угостить арбузом, угощайся, пожалуйста.
-Спасибо.
Дети вежливо угощают друг друга фруктами, благодарят друг друга.
-Люди прощаются.
-До свидания.
-Всего доброго, всего хорошего, помахать рукой.
Наклоняюсь, показываю, чтобы всем было видно.
«Поздоровайтесь друг с другом, скажите друг другу здравствуйте, а
мальчики могут еще и пожать друг другу руки»
«Спросите друг у друга как дела, пожелайте хорошего дня» «Влада
спроси у Славы, как у него дела, Слава ответь Владе как твои дела, и в
ответ спроси тоже, (Паша пожелай Вове хорошего дня, Вова поблагодари
Пашу и в ответ пожелай тоже)
«Паша, вежливо попроси машинку у Вовы, а Вова попроси у Паши
самолет»
«Поблагодарите друг друга за игрушки, Паша скажи спасибо Вове за
машинку»
«Влада возьми яблочко со стола, угости Славу»
«Слава поблагодари за яблочко, угости Владу виноградом»
«Паша попрощайся с Вовой, пожелай ему всего доброго, Вова а ты
попрощайся в ответ»
Заключительный этап (1 минута) - Что мы сегодня делали?
-Что нам помогало в этом?
-Какие вежливые слова вы сегодня говорили друг другу?
-Молодцы, ребята, сейчас вы пойдете на физкультуру, а когда
придете, можете другим ребятам рассказать о вежливых словах, которые
вы знаете. -Играли в вежливые слова, приветствовали друг друга,
прощались, угощали, просили игрушки друг у друга.
-Помогали вежливые слова.
-Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, угощайтесь, всего
доброго, хорошего дня.
Дидактические игры по теме «посуда» в картинках
«Что лишнее?»
Карточки «Что лишнее».
Цели и задачи: Развивать умение детей различать в предметах
одинаковое и разное. Развивать внимательность, умение обобщать.
Развивать связную речь.
Имеются
игровые
поля
с
изображением
продуктов
питания,
необходимых для приготовления различных блюд. На каждой карточке
один лишний предмет.
Игра: Предложить детям внимательно посмотреть на карточки и
определить, что на этих карточках лишнее, объяснить почему.
Дидактические упражнения и игры
«Назови ласково»
Задачи: учимся образовывать имена существительные, используя
суффиксы уменьшительно-ласкательного значения
тарелка – тарелочка, сковорода – сковородочка, чашка – чашечка,
стакан – стаканчик, маслёнка, половник, сервиз, солонка, поднос, миска и
т.д.
«Один – много»
Задачи:
учимся
образовывать
множественное
число
имен
существительных в родительном падеже.
один кофейник-много кофейников;
одна ложка – много ложек;
один стакан – много стаканов;
одна кастрюля – много кастрюль;
одна тарелка – много тарелок,
одна вилка – много вилок;
один половник – много половников и т.д.
«Есть-нет»
Задачи: образуем родительный падеж существительного
кофейник-нет кофейника, кофейники-нет кофейников;
ложка-нет ложки, ложки-нет ложек;
кастрюля-нет кастрюли, кастрюли-нет кастрюль;
блюдце-нет блюдца, блюдца-нет блюдец;
тарелка-нет тарелки, тарелки-нет тарелок;
сервиз-нет сервиза, сервизы-нет сервизов;
сковорода-нет сковороды, скОвороды-нет сковорОд;
вилка-нет вилки, вилки-нет вилок;
донышко-нет донышка, донышки-нет донышек;
стакан-нет стакана, стаканы-нет стаканов;
чайник – нет чайника, чайники-нет чайников;
кухня-нет кухни, кухни-нет кухонь;
посуда-нет посуды;
половник-нет половника, половники-нет половников и
т.д.
«Сосчитай посуду»
Задачи: учимся согласовывать форму имени существительного с
числительным
Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов,
шесть стаканов, семь стаканов, восемь стаканов, девять стаканов, десять
стаканов и т.д.
Чашка, терка, сахарница, ложка, миска, сковорода, блюдце, крышка,
чайник, нож, вилка, солонка, самовар, стакан, графин, казан, кувшин,
кружка, маслёнка, бокал, селедочница, кофейник, кастрюля и др.
«Какая бывает посуда?»
Задачи: образуем из слов-предметов слова-описания (относительные
прилагательные)
Если посуда сделана из глины, то она глиняная; из дерева-
деревянная; из металла – металлическая; из стекла – стеклянная; из
пластмассы – пластмассовая; из алюминия-алюминиевая, из чугуна-
чугунная; из фарфора – фарфоровая и т.д.
«Сервируем стол» («Что где хранится», «Что где лежит», «Где
продукты живут»)
Сухари подадим на стол в сухарнице; cоль-в солонке; селёдка - в
селёдочнице; чай-в чайнице; суп-в супнице; масло-в маслёнке; сахар - в
сахарнице; перец-в перечнице; салат-в салатнице; конфеты-в конфетнице;
молоко - в молочнике; хлеб-в хлебнице и т.д.
«Слова-родственники»
Задачи: образуем как можно больше слов с одним корнем.
Кофе — кофейный, кофейник, кофеварка, кофемолка…
Чай – чайник, чайный, чаёк, чаепитие, чайник, чайница…
Суп – суповой, супчик, супница…
Хлеб - хлебный, хлебец, хлебница, хлебопечь…
«Что делает предмет?»
яйцерезка – режет яйца
чеснокодавка – давит чеснок
овощерезка – режет овощи
самовар – кипятит воду
мясорубка – рубит мясо
хлеборезка – режет хлеб
соковыжималка – выжимает сок
«Жадина»
Задачи: учимся употреблять существительные с притяжательными
местоимениями мой, моя, моё, мои.
мой кувшин, мои кувшины;
моя чашка, мои чашки;
моё блюдце, мои блюдца и т.д.
«Из чего сделали?»
Задачи:
тренируемся
в
образовании
прилагательных
из
существительных
солонка из дерева — деревянная;
Сковорода из чугуна — чугунная,
хлебница из железа — железная,
стакан из стекла —стеклянный
ведёрко из серебра — серебряное,
чашка из фарфора — фарфоровая ,
вилка из алюминия – алюминиевая,
вилки из металла — металлическая
«Ласковое слово».
Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к
своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать
любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать
определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа -
папочка т.д.
«Комплименты».
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты;
развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры
Дети
образуют
круг,
берутся
за
руки.
Сначала
воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку
справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»
Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит
за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему
помогают другие дети.
«Вежливые слова».
Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые
слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество
человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и
обходительность.
Материал: котик, сумка.
Ход игры
Воспитатель
предлагает
детям
«сложить»
в
сумку
вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди
говорят
в
сумку
вежливые
слова,
например:
«пожалуйста»,
«спасибо», «извини» и т.д.
«Клубочек волшебных слов».
Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи
«волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить
из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова
и наматывают в клубок нить.
«Помоги зайчику».
Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи
«волшебные»
слова;
развивать
память,
речь;
воспитывать
доброжелательность.
Материал: игрушечный зайчик.
Ход игры
Воспитатель
предлагает
детям
подарить
зайчику
«волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят
ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста»,
«добрый день» и другие.
«Цветок доброты».
Цель: продолжать учить детей говорить комплименты,
вежливые
слова;
развивать
речь
ребенка,
память,
фантазию;
воспитывать доброжелательность.
Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок,
говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-
Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова,
ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста,
доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.
«Я умею уступать».
Цель:
учить
детей
уважать
друг
друга,
уступать,
делиться; воспитывать дружелюбие.
Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они
уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки,
конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети
рассказывают: «Я
умею
уступить
игрушку,
я
умею
делиться
конфеткой» и т.п.