Напоминание

"Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста"


Автор: Лазурко Наталия Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГУО "Ясли-сад № 412 г. Минска"
Населённый пункт: Республика Беларусь, Минск
Наименование материала: Статья
Тема: "Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное учреждение образования «Ясли — сад № 412 г. Минска»

Статья: «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста»

Автор: Лазурко Наталия Сергеевна

учитель-дефектолог

ГУО «Ясли — сад № 412 г. Минска»

Секция: дошкольное образования

Минск, 2021

Речь является важным и основным элементом в жизни человека. Без нее

люди не смогли бы организовывать совместную деятельность, добиваться

взаимного

понимания,обмениваться

мыслями,

опытом

между

собою.

Воспитание речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста,

включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть

артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное

высказывание,

является

необходимым

условием

полноценного

развития

личности. Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение

развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней

челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется

воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса

движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно

скоординированы

в

своей

работе,

а

речедвижение

соотнесено

с

соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М. Сеченов, И.П.

Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям,

возникающим при артикуляции. В настоящее время возрастает число людей,

имеющих то или иное речевое нарушение. Основным средством для развития

речевой моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная

гимнастика

это

система

упражнений,

направленных

на

выработку

полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного

аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Воспитание «чистой» речи у детей – это серьезная задача, стоящая перед

родителями, логопедами, воспитателями и учителями. На основании анализа

психолого-педагогической литературы и опыта работы в системе дошкольного

образования был сформулирован вопрос, который я хотела бы освятить в своей

статье. Он

определяется противоречиями между потребностью общества в

правильном

звукопроизношении

с

одной

стороны

и

существующими

традициями в дошкольной педагогике по развитию речевой моторики с другой

стороны.

Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы моей статьи

«Развитие речевой моторики у детей

дошкольного возраста средствами

артикуляционной гимнастики».

Цель моей работы состоит в определении влияния комплекса артикуляционной

гимнастики, направленного на развитие речевой моторики у детей дошкольного

возраста.

Практическая значимость моей статьи заключается в разработке рекомендаций

по развитию речевой моторики средствами артикуляционной гимнастики,

которое адресовано воспитателям и родителя детей старшего дошкольного

возраста.

Артикуляционная гимнастика

Поначалу

артикуляционную

гимнастику

необходимо

выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык

делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный

момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас

артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо

через

зрительное

восприятие

обрести

этот

автоматизм,

постоянно

упражняясь.Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с

первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком,

признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе

попробуем".

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык

должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение,

без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

ПРИЧИНЫ,

ПО

КОТОРЫМ

НЕОБХОДИМО

ЗАНИМАТЬСЯ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и

упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут

научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее

преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их

мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным,

но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4.

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и

взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что

чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на

начальном этапе.

КАК

ПРАВИЛЬНО

ЗАНИМАТЬСЯ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ

ГИМНАСТИКОЙ?

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с

помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять

упражнения2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не

нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания

и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ:

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как

ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится,

зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы.

Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или

внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при

этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе

занятия не имеют смысла.

• Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили

основные движения.

• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и

плавными, без подёргиваний.

• В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и

умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён,

отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже

короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление

мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком,

используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных

результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с

богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой,

связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к

школьному обучению!

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с

ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику

лучше всего в виде сказки.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Сказка «У бабушки с дедушкой»

Жили были дедушка и бабушка.К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ

ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем

щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке,

видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения

широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений

языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк

— губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание

обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на

нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий

язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык,

потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК

С

ВАРЕНЬЕМ

МАЛИНОВЫМ

ВКУСНЫМ

(облизываем

широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем

кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-

назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка

облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за

нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается

вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за

губами),

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну,

то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится

попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под

верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю

губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ

ЗАМЕДЛЯЕТ

ЛОШАДКА

ШАЖОЧКИ

(медленное

цоканье

с

натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и

открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по

верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.

Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.

Успехов в достижении результатов!



В раздел образования