Автор: Лазурко Наталия Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГУО "Ясли-сад № 412 г. Минска"
Населённый пункт: Республика Беларусь, Минск
Наименование материала: Статья
Тема: "Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Государственное учреждение образования «Ясли — сад № 412 г. Минска»
Статья: «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста»
Автор: Лазурко Наталия Сергеевна
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли — сад № 412 г. Минска»
Секция: дошкольное образования
Минск, 2021
Речь является важным и основным элементом в жизни человека. Без нее
люди не смогли бы организовывать совместную деятельность, добиваться
взаимного
понимания,обмениваться
мыслями,
опытом
между
собою.
Воспитание речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста,
включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть
артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное
высказывание,
является
необходимым
условием
полноценного
развития
личности. Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение
развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней
челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется
воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса
движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно
скоординированы
в
своей
работе,
а
речедвижение
соотнесено
с
соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М. Сеченов, И.П.
Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям,
возникающим при артикуляции. В настоящее время возрастает число людей,
имеющих то или иное речевое нарушение. Основным средством для развития
речевой моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная
гимнастика
–
это
система
упражнений,
направленных
на
выработку
полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного
аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Воспитание «чистой» речи у детей – это серьезная задача, стоящая перед
родителями, логопедами, воспитателями и учителями. На основании анализа
психолого-педагогической литературы и опыта работы в системе дошкольного
образования был сформулирован вопрос, который я хотела бы освятить в своей
статье. Он
определяется противоречиями между потребностью общества в
правильном
звукопроизношении
с
одной
стороны
и
существующими
традициями в дошкольной педагогике по развитию речевой моторики с другой
стороны.
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы моей статьи
«Развитие речевой моторики у детей
дошкольного возраста средствами
артикуляционной гимнастики».
Цель моей работы состоит в определении влияния комплекса артикуляционной
гимнастики, направленного на развитие речевой моторики у детей дошкольного
возраста.
Практическая значимость моей статьи заключается в разработке рекомендаций
по развитию речевой моторики средствами артикуляционной гимнастики,
которое адресовано воспитателям и родителя детей старшего дошкольного
возраста.
Артикуляционная гимнастика
Поначалу
артикуляционную
гимнастику
необходимо
выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык
делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный
момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас
артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо
через
зрительное
восприятие
обрести
этот
автоматизм,
постоянно
упражняясь.Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с
первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком,
признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе
попробуем".
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык
должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение,
без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
ПРИЧИНЫ,
ПО
КОТОРЫМ
НЕОБХОДИМО
ЗАНИМАТЬСЯ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и
упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут
научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее
преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их
мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным,
но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и
взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что
чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на
начальном этапе.
КАК
ПРАВИЛЬНО
ЗАНИМАТЬСЯ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
ГИМНАСТИКОЙ?
Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с
помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять
упражнения2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не
нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания
и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как
ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится,
зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы.
Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или
внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при
этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе
занятия не имеют смысла.
• Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили
основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и
плавными, без подёргиваний.
• В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и
умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён,
отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже
короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление
мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком,
используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных
результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с
богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой,
связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к
школьному обучению!
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с
ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику
лучше всего в виде сказки.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Сказка «У бабушки с дедушкой»
Жили были дедушка и бабушка.К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ
ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем
щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке,
видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения
широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений
языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк
— губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание
обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на
нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий
язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык,
потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК
С
ВАРЕНЬЕМ
МАЛИНОВЫМ
ВКУСНЫМ
(облизываем
широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем
кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-
назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка
облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за
нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается
вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за
губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну,
то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится
попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под
верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю
губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ
ЗАМЕДЛЯЕТ
ЛОШАДКА
ШАЖОЧКИ
(медленное
цоканье
с
натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и
открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по
верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.
Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.
Успехов в достижении результатов!