Автор: Солдатова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НРМДОБУ "Детский сад "Ручеек"
Населённый пункт: п.Сингапай, Нефтеюганский район, Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: консультация
Тема: "Игра, как средство экономического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация
«Игра, как средство экономического
воспитания дошкольников»
В настоящее время в связи с переходом России к рыночным отношениям,
значительно
повышаются
требования
к
уровню экономической
грамотности, как взрослых, так и детей.
Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека
особых качеств, особой экономической культуры. Между тем в нашей
стране сложилось так, что:
-о понятиях бизнеса, выгоде и невыгодности, о купле – продаже,
возможности заработать деньги, в народе не принято говорить;
-
при
обсуждении
этих
вопросов
действует
общественный
стереотип «неловкости»;
- россияне в основном являются «пассивными» потребителями.
Поэтому экономическое воспитание и образование нужно начинать как
можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.
Учитывая
то,
что
у дошкольников преобладает
наглядно-образное
мышление и основной вид деятельности – игра, именно, через игру ребенок
осваивает и познает мир. Следовательно, игровая деятельность становится
основным средством экономического воспитания дошкольников.
Очень важно чтобы в группах была создана предметно развивающая
среда. Оборудование в центрах детского развития к ролевым играм, учебная
зона должны быть динамичны, доступны, многофункциональны.
Кроме того, большую роль играет наглядно – иллюстрационный
материал, который помогает детям лучше усвоить тему.
Чтобы сделать экономику понятной, педагоги нашего детского сада в
своей работе используют сюжетно-ролевые игры, которые одновременно
относятся, как к развивающим, так и к обучающим. В такой игре имеется
развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, где определенные
игровые
задачи
решаются
непосредственно
на
основе
усвоенных
математических знаний и предлагаются ребенку в виде игровых правил.
С помощью сюжетно-ролевых игр педагоги помогают ребятам войти
в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений.
По теме «труд – продукт – товар» организуются такие игры как:
«Ателье»,
«Салон красоты», «Супермаркет», «Магазин» «Больница»,
«Аптека», «Парикмахерская». Дети постигают смысл труда, воспроизводят
трудовые
процессы
взрослых.
В
процессе
игры
дети
пользуются
разнообразными материалами, овладевают трудовыми операциями по
изготовлению различного товара.
По теме «деньги и цена» включат в деятельность детей игру, в
которой используются операции с монетами разного достоинства и разной
ценности, размен денег. Это такие игры, как «Маленькие покупки»,
1
«Рынок», «Аптека», «Банк». В ходе таких игр дети узнают, что каждая вещь
стоит денег, учатся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными
деньгами. Дети знакомятся с понятием банка – местом, где дают деньги в
долг, меняют, хранят и выплачивают.
Играя в «Магазин» и «расплачиваясь» за купленный товар,
дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от
детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько
(две, три, пять и т.д.)» поэтому были занятия, посвященные ознакомлению
дошкольников с денежными знаками России. Чтобы проследить историю
русских денег были созданы мини-музеи: «История бумажных денег
России» и коллекции денег.
На занятиях дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и
металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна
купюра или монета меньше, чем две или три. Уточняли, как называются
купюры – рубли и монеты – копейки, какого достоинства деньги имеют
хождение на территории нашей страны, знакомили детей с валютой.
В ходе игровой деятельности педагоги знакомили дошкольников с
такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «бюджет семьи»,
объяснили, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут
деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в
кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей. Нередко
мы слышим в магазине: «Мама, купи…» – и видим, с каким недоумением
ребенок встречает заявление матери о том, что денег у нее нет: ведь он
только что видел их в кошельке. Чтобы дети поняли, на что идут деньги,
заработанные членами семьи, педагоги обсуждали с ними возможные
варианты расходования денег. При этом исходили из жизненного опыта
дошкольников: они ходят с родителями в магазин за продуктами, в
сбербанк,
чтобы
оплатить
коммунальные
услуги,
междугородние
телефонные переговоры и др. Также в группах были созданы музеи
копилок, созданные руками детей и их родителей.
В качестве средства формирования основ экономической культуры
педагоги использовали также дидактические игры. Главной особенностью
дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой
форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают
умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все
дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное
содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у
дошкольников основ экономических знаний.
В процессе воспитательной работы дидактические игры
включались
в
содержание
занятий
и
проводились
вне
их.
Для
возникновения самостоятельных дидактических игр в группах создавались
необходимые
условия:
подбирался
соответствующий
дидактический
материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по
содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками,
2
настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-
путешествия,
игры-загадки,
игры-беседы,
игры-предположения,
игры-
ходилки и т.д.
Цель таких игр, как: «Кому что нужно для работы», «Я знаю все
профессии»,
«Решение
проблемных
ситуаций»,
«Дороже-дешевле»,
«Финансист»-дать детям знания из области финансовых категорий,
сформировать
представление
о
товаре,
как
результате
и
продукте
человеческого труда, выработать навыки оценки предметов с точки зрения
их качества и стоимости, нравственно-трудовые качества личности через
сравнительный анализ своего и чужого труда, а также закрепить умения
оценивать вещь как товар и как предмет человеческих отношений.
Педагоги старались донести до сознания детей, что нет плохих или
хороших, нужных или ненужных профессий, все профессии необходимы.
Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу,
какую пользу приносит людям.
Формирование «полезных навыков и привычек в быту» тоже
происходит в различных сюжетно-дидактических играх, в ходе которых
педагоги объясняют детям, откуда берутся в доме вода и электричество,
зачем они нужны, почему дорого стоят и т.д. Чтобы дети не забывали
закрывать за собой кран, напоминали взрослым, что надо выключать свет.
Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения: «Что?
Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее, в экономике сильнее?»,
«Путешествие денежки», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры – викторины,
конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых
мероприятий по нескольким темам. Интеллектуальная игра позволяет в
игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу,
обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо
дети усвоили материал.
Использование игр в экономическом воспитании играет
положительную роль. Дети успешнее усваивают экономические знания и
применяют их в играх. Так же можно отметить, что дети гораздо бережнее
стали относиться к вещам своим личным и детского сада, в продуктивной
деятельности
стараются
экономить
материал.
Научились
логически
мыслить, рассуждать на экономические темы, формулировать выводы.
Экономическое воспитание приближает дошкольника к реальной
жизни, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину,
умеющему считать деньги, формирует деловые качества личности, что
обеспечивает преемственность между детским садом и школой.
3