Автор: Левагина Любовь Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Жигулевский государственный колледж"
Населённый пункт: Самарская область, г.о. Жигулевск
Наименование материала: статья
Тема: " Контекстные задачи как средство формирования общих и профессиональных компетенций на уроках истории "
Раздел: среднее профессиональное
КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Левагина Любовь Михайловна,
преподаватель общественных дисциплин
ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж»
Приоритет развития страны на ближайшее время определен созданием
инновационной экономики, экономики знаний и технологий. Для решения этой
важнейшей задачи необходимы рабочие и специалисты среднего звена высокой
квалификации, причем не просто профессионалы, а люди, инициативные,
эрудированные, мотивированные на достижение высоких результатов. В
условиях современного рынка труда система среднего профессионального
образования (СПО) претерпела серьезные изменения.
Поэтому на данный
момент основной задачей профессионального образования является подготовка
уверенного
в
себе,
инициативного,
конкурентоспособного,
квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией и
умеющего работать как в команде, так и самостоятельно. Профессиональное
образование должно быть компетентно- ориентированным.
В современных условиях образовательный процесс в учреждениях СПО
направлен на выполнение социального заказа - формирование личности,
соответствующей модели выпускника, которая выстроена в соответствии с
требованиями государства (ФГОС), работодателей, социума, родителей и самих
студентов.
В соответствии с этими требованиями, выпускник учреждений СПО должен
обладать:
1.
Общекультурными
компетенциями,
т.е.
знаниями,
умениями,
общими
компетенциями.
2.
Профессиональные компетенции-
готовность и способность выпускников на
основе
знаний
и
умений
целенаправленно,
обоснованно,
методически
организованно, грамотно и самостоятельно решать соответствующие проблемы
и задачи, а также оценивать результаты своей деятельности.
3.
Социальные компетенции -
социальная активность, умение работать в команде,
правовая культура
4.
Личностные компетенции
- готовность к самообразованию, умение оттаивать
свои планы
В целях реализации компетентностного подхода я использую технологию
контекстного обучения.
Контекстное обучение – это обучение профессионально ориентированное, т.е.
это такая форма активного обучения, при которой различные дисциплины
изучаются в контексте будущей профессиональной деятельности.
Основу контекстного обучения составляют контекстные задачи.
Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии
которой
описана
конкретная
жизненная
ситуация,
коррелирующая
с
имеющимся социокультурным опытом студентов (известное, данное).
Отличительные особенности контекстных задач:
1. Знакомая ситуация. Условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация
или проблема, событие, которое уже было или может произойти. При этом
знания, которые необходимы для решения не указываются в тексте задачи.
Желательно учитывать актуальные проблемы современности (например,
экология), интересные факты и события, индивидуальные особенности
студентов. Возможна нестандартная формулировка и структура.
2. Прикладное значение научных знаний. При решении контекстной задачи
будущий профессионал должен не только владеть определённой суммой
знаний, но и использовать свой жизненный опыт.
3.Область
применения
результата.
Подчеркивается
значимость
(познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого
результата, что обеспечивает познавательную мотивацию студента; указание
(явное или неявное) области применения результата, полученного при решении
задачи
4. Дополнительная информация. Информация и данные в задаче могут быть
представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график
и т. д.), что потребует распознавания объектов;
5. Структура задачи. По структуре эти задачи нестандартные, т. е. в структуре
задачи не определены некоторые из её компонентов;
6.
Отбор и поиск информации. Наличие избыточных, недостающих или
противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объёмной
формулировке условия;
7. Варианты решения задачи. Формулировка задачи должна предполагать
наличие нескольких способов решения (различная степень рациональности),
причём данные способы могут быть неизвестны студентам и их потребуется
сконструировать.
Пример контекстной задачи на уроке истории.
Тема: «Великая Отечественная война. Московская битва». Специальность
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
«Западная историография до сих пор в качестве главной причиной поражения
немецкой армии под Москвой называет природно- климатический фактор, к
которому относится Зима, Мороз, грязь.
А рядовой Фольтгеймер в декабре 1941 г. писал домой: «Здесь ад. Русские
не хотят уходить из Москвы. Они начали наступать. Нам каждый день
приходится ремонтировать технику, которая глохнет на дорогах. Каждый
час приносит страшные для нас вести... Перестань писать о шёлке
и резиновых ботинках, которые я обещал тебе привезти из Москвы. Пойми,
я погибаю, я умру...»
Задания:
1.
Используя дополнительный материал, заполнить таблицу: «Автомобили
времен ВОВ»
СССР
США
Германия
2. Почему немецкие и французские автомобили не выдерживали русских
морозов? (для ответа используйте знания по спец. дисциплинам)
3. Назовите причины поражения немецко- фашистских войск под Москвой?
Поскольку ситуация представляется студенту знакомой, он принимается
за выполнение предложенного преподавателем задания без страха и сомнения.
Но «ларчик» непросто открывается: в какой-то момент студент обнаруживает
неполноту или недостоверность своих знаний, представлений – и ситуация,
казавшаяся прежде знакомой и понятной, осознается им как проблемная.
Осознанная проблема материализуется в сознании субъекта в виде вопроса.
Обучающиеся задают вопросы – себе, друг другу, преподавателю, фиксируя
тем самым границы своего незнания и демонстрируя неподдельное, искреннее
желание и готовность искать на эти вопросы ответы.
Вывод: Построение учебного процесса на базе технологии контекстного
обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной
деятельности студентов к их дальнейшей профессии и позволяет эффективно
формировать общие и профессиональные компетенции будущих выпускников.