Напоминание

" Контекстные задачи как средство формирования общих и профессиональных компетенций на уроках истории "


Автор: Левагина Любовь Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Жигулевский государственный колледж"
Населённый пункт: Самарская область, г.о. Жигулевск
Наименование материала: статья
Тема: " Контекстные задачи как средство формирования общих и профессиональных компетенций на уроках истории "
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Левагина Любовь Михайловна,

преподаватель общественных дисциплин

ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж»

Приоритет развития страны на ближайшее время определен созданием

инновационной экономики, экономики знаний и технологий. Для решения этой

важнейшей задачи необходимы рабочие и специалисты среднего звена высокой

квалификации, причем не просто профессионалы, а люди, инициативные,

эрудированные, мотивированные на достижение высоких результатов. В

условиях современного рынка труда система среднего профессионального

образования (СПО) претерпела серьезные изменения.

Поэтому на данный

момент основной задачей профессионального образования является подготовка

уверенного

в

себе,

инициативного,

конкурентоспособного,

квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией и

умеющего работать как в команде, так и самостоятельно. Профессиональное

образование должно быть компетентно- ориентированным.

В современных условиях образовательный процесс в учреждениях СПО

направлен на выполнение социального заказа - формирование личности,

соответствующей модели выпускника, которая выстроена в соответствии с

требованиями государства (ФГОС), работодателей, социума, родителей и самих

студентов.

В соответствии с этими требованиями, выпускник учреждений СПО должен

обладать:

1.

Общекультурными

компетенциями,

т.е.

знаниями,

умениями,

общими

компетенциями.

2.

Профессиональные компетенции-

готовность и способность выпускников на

основе

знаний

и

умений

целенаправленно,

обоснованно,

методически

организованно, грамотно и самостоятельно решать соответствующие проблемы

и задачи, а также оценивать результаты своей деятельности.

3.

Социальные компетенции -

социальная активность, умение работать в команде,

правовая культура

4.

Личностные компетенции

- готовность к самообразованию, умение оттаивать

свои планы

В целях реализации компетентностного подхода я использую технологию

контекстного обучения.

Контекстное обучение – это обучение профессионально ориентированное, т.е.

это такая форма активного обучения, при которой различные дисциплины

изучаются в контексте будущей профессиональной деятельности.

Основу контекстного обучения составляют контекстные задачи.

Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии

которой

описана

конкретная

жизненная

ситуация,

коррелирующая

с

имеющимся социокультурным опытом студентов (известное, данное).

Отличительные особенности контекстных задач:

1. Знакомая ситуация. Условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация

или проблема, событие, которое уже было или может произойти. При этом

знания, которые необходимы для решения не указываются в тексте задачи.

Желательно учитывать актуальные проблемы современности (например,

экология), интересные факты и события, индивидуальные особенности

студентов. Возможна нестандартная формулировка и структура.

2. Прикладное значение научных знаний. При решении контекстной задачи

будущий профессионал должен не только владеть определённой суммой

знаний, но и использовать свой жизненный опыт.

3.Область

применения

результата.

Подчеркивается

значимость

(познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого

результата, что обеспечивает познавательную мотивацию студента; указание

(явное или неявное) области применения результата, полученного при решении

задачи

4. Дополнительная информация. Информация и данные в задаче могут быть

представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график

и т. д.), что потребует распознавания объектов;

5. Структура задачи. По структуре эти задачи нестандартные, т. е. в структуре

задачи не определены некоторые из её компонентов;

6.

Отбор и поиск информации. Наличие избыточных, недостающих или

противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объёмной

формулировке условия;

7. Варианты решения задачи. Формулировка задачи должна предполагать

наличие нескольких способов решения (различная степень рациональности),

причём данные способы могут быть неизвестны студентам и их потребуется

сконструировать.

Пример контекстной задачи на уроке истории.

Тема: «Великая Отечественная война. Московская битва». Специальность

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

«Западная историография до сих пор в качестве главной причиной поражения

немецкой армии под Москвой называет природно- климатический фактор, к

которому относится Зима, Мороз, грязь.

А рядовой Фольтгеймер в декабре 1941 г. писал домой: «Здесь ад. Русские

не хотят уходить из Москвы. Они начали наступать. Нам каждый день

приходится ремонтировать технику, которая глохнет на дорогах. Каждый

час приносит страшные для нас вести... Перестань писать о шёлке

и резиновых ботинках, которые я обещал тебе привезти из Москвы. Пойми,

я погибаю, я умру...»

Задания:

1.

Используя дополнительный материал, заполнить таблицу: «Автомобили

времен ВОВ»

СССР

США

Германия

2. Почему немецкие и французские автомобили не выдерживали русских

морозов? (для ответа используйте знания по спец. дисциплинам)

3. Назовите причины поражения немецко- фашистских войск под Москвой?

Поскольку ситуация представляется студенту знакомой, он принимается

за выполнение предложенного преподавателем задания без страха и сомнения.

Но «ларчик» непросто открывается: в какой-то момент студент обнаруживает

неполноту или недостоверность своих знаний, представлений – и ситуация,

казавшаяся прежде знакомой и понятной, осознается им как проблемная.

Осознанная проблема материализуется в сознании субъекта в виде вопроса.

Обучающиеся задают вопросы – себе, друг другу, преподавателю, фиксируя

тем самым границы своего незнания и демонстрируя неподдельное, искреннее

желание и готовность искать на эти вопросы ответы.

Вывод: Построение учебного процесса на базе технологии контекстного

обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной

деятельности студентов к их дальнейшей профессии и позволяет эффективно

формировать общие и профессиональные компетенции будущих выпускников.



В раздел образования