Использование оздоровительных технологий в ДОУ в группах раннего возраста
Автор: Козьма Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 96 "Рябинка" комбинированного вида г.Орска" Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область Наименование материала: статья Тема: Использование оздоровительных технологий в ДОУ в группах раннего возраста Раздел: дошкольное образование
Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом.
Оторванный
от
мамы,
оказываясь
в
новом
социальном
окружении,
он
испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду
дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всё, что встречается на
пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он
сможет оценить состояние ребёнка и грамотно организовать его пребывание в
детском
саду,
используя
индивидуальный
подход
и
тесно
сотрудничая
с
родителями.
Тихое
звучание
спокойной
музыки,
ласковая
интонация
воспитателя,
проявление
заботы
к
каждому
малышу,
большие
мягкие
игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и уюта. Создавая условия
для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в
воспитании
младших
дошкольников
– сохранение
здоровья
в
адаптационный период.
Было подмечено, что дети активные, подвижные, любознательные,
имеющие
положительный
опыт
общения,
как
со
взрослыми,
так
и
со
сверстниками, охотно идут в детский сад и в меньшей степени переживают
расставание с родителями. Но даже хорошо привыкающие к детскому саду
дети, несмотря на кажущееся внешнее спокойствие, испытывают сильные
переживания. Внутреннее напряжение заставляет ребенка длительное время
находиться без движения, в пассивном состоянии, что несвойственно для
данного возраста. При обследовании детей подтвердился факт закономерной
взаимосвязи
между
состоянием
здоровья
ребенка
и
его
двигательной
активностью. Стараясь справиться со стрессом, организм ребенка ослабевает.
Больше
всего
страдает
иммунная
система,
ребенок
становится
уязвим
к
внешним воздействиям инфекций и как следствие чаще болеет.
С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и
успешно
применяется
система
закаливающих
мероприятий
как
в
повседневной
жизни,
так
и
в
специально
организованных
условиях.
Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие
мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в
зависимости
от
сезона
и
погоды.
Обширная
профилактическая
работа
включает в себя:
- облегченную одежду для детей в детском саду;
-
соблюдение
сезонной
одежды
детей
на
прогулке,
учитывая
их
индивидуальное состояние здоровья;
- соблюдение температурного режима в течение дня;
- дыхательную гимнастику после сна;
- мытье прохладной водой рук по локоть;
- правильную организацию прогулки и ее длительность.
В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются
коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки,
плоскостопия.
В
ходе
непосредственно
образовательной
деятельности
и
между занятиями организовываются двигательно-оздоровительные моменты:
упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие
мимики и артикуляции и т.п
Подвижные игры являются важным средством физического воспитания
детей. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием
сюжетов и двигательных заданий. Игры, проведенные на свежем воздухе,
способствуют закаливанию и оздоровлению, развитию внимания, памяти,
в о о б р а ж е н и я ,
ф о р м и р у ю т
л и ч н о с т н ы е
к а ч е с т в а .
С
целью профилактики нервно – психического напряжения проводятся игры –
забавы
с
мыльными
пузырями,
светящимися
музыкальными
забавами
-
участвуя в этих играх, дети приобретают опыт общения со сверстниками и
взрослым. В процессе игры ребенок незаметно для себя, без принуждения
выполняет все необходимые требования и совершенствуется в двигательном
развитии.
В
первые
дни
адаптации
занятия
с
детьми
проходят
в групповом
помещении, привычная обстановка раскрепощает детей. Однако необходимо
учесть, что площадь игровой зоны в группе достаточно мала, поэтому в
первое время мы проводим игры-забавы, малоподвижные игры, пальчиковую
гимнастику с целью развлечь детей.
В ходе физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются задачи
активизации
двигательного
режима,
поддержание
высокого
уровня
работоспособности,
укрепление
здоровья
и
совершенствование
культуры
движений,
содействие
улучшению
физического
развития
и
двигательной
подготовленности детей, овладения навыками организации самостоятельных
занятий физическими упражнениями.
Правильный выбор средств физического воспитания не только повысит
двигательную активность детей, но и будет способствовать сохранению и
укреплению
их
здоровья,
что
доказано
нами
в
ходе
проведенного
исследования.
Перечень использованной литературы.
1. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пос. для
педагогов
дошк.
учреждений,
преподавателей
и
студентов
педвузов
и
колледжей/
Центр
«Дошк.
Детство»
им.
В.А.
Запорожца.
М.:
Мозаика-
Синтез, 2000. 255 с.
2.
Семенов
Л.А.
Организационные
основы
управления
мониторингом
состояния
физического
здоровья
в
образовательных
учреждениях
//
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 1.
3.
Чернышенко
Ю.К.
Программно-нормативные
основы
формирования
личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания/
Ю.К.
Чернышенко,
В.А.
Баландин
//
Физическая
культура:
воспитание,
образование, тренировка. 2009. № 4.