Авторы: Какурина Ираида Николаевна, Ираида Николаевна Какурина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в с.Ивановка
Населённый пункт: ТЕРБУНЫ
Наименование материала: Классный час
Тема: Терроризм-угроза обществу
Раздел: среднее образование
Классный час на тему: «Терроризм - угроза обществу»
Цели:
объяснить сущности терроризма, его типы и цели;
совершенствование у школьников знаний о терроризме;
формирование общественного сознания и гражданской позиции
подрастающего поколения.
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом
явлении;
- объяснить сущность терроризма, его виды и цели;
- осветить проблему терроризма в России и мире;
- формировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения;
- ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта;
- развивать эмоциональную сферу учащихся, учить их сопереживанию и состраданию к
людскому горю.
Планируемые результаты:
-
знать, что такое «терроризм», «террористический акт», «глобальная проблема»; какие
причины порождают терроризм,
-
знать правила поведения при экстренных случаях;
Учитель:
Мы живём в мирное время, мы не слышим рёв самолётов, пушечных выстрелов. Над
нами солнечное небо. Давно закончилась война. Но есть люди, которые хотят всё
разрушить. Кто знает, что это за люди и как их называют? (ответы детей)
Учитель:
Одной из причин не спокойствия в мире является терроризм, приобретающий
сегодня поистине всемирный характер.
Какой же сегодня будет тема нашего мероприятия? (ответы детей)
2.Формирование новых знаний
Беседа.
Учитель:
Что же такое терроризм? (ответы детей)
Учитель:
Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до
физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги,
взрывы, захват заложников).
Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. А кто такие
террористы? (ответы детей)
Учитель:
Террористы – это люди, которые захватывают в заложники других людей, организуют взрывы в
многолюдных местах, используют оружие. Часто, жертвами терроризма становятся невинные люди,
среди которых есть и дети. За последнее десятилетие, крупными террористическими актами в
нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в
Каспийске 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004
года. В течение двух суток, в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия)
удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате
взрыва погибло 331 человек, в том числе 172 ребенка, 559 человек получили ранения.Это страшные
страницы истории нашей страны…
3 сентября отмечается всемирный день солидарности против терроризма. Эта памятная дата России
была установлена в 2005 году и связана трагическими событиями в Беслане.
А в чем же сущность терроризма? Какова его цель? Итак, что такое терроризм? Откуда происходит
данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на
которые мы постараемся дать ответы.
Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится достичь своей
цели при помощи насилия. Террористы - это люди, которые захватывают в заложники, организуют
взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся
невинные люди, среди которых есть и дети.
Террор – запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического
уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват
заложников). Понятие "терроризм", "террорист", появилось во Франции в конце 18 века. Так
называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой
французской революции слово "Терроризм" превратилось в синоним преступника. До самых
недавних пор понятие "терроризм" уже означало спектр различных оттенков насилия. В 1881 году
народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит
агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг.
террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их
стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские
работники.
В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким.
Единственный нашумевший случай - это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года,
который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные
террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются. Наша страна всерьез
столкнулась с терроризмом во время "перестройки".
Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более
50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500
человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993
годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия.
Вопрос: для чего? Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление,
как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты
Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты.
Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего,
против государства. Его задача - подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить
их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций
.
Теракты (стих. Лидии Серовой)
Теракты омерзительны и гадки,
Тупые выходки трусливых подлецов.
Больных людей змеиные припадки,
Разносчиков воинственных грехов.
Теракты очень страшное явление
Теней преступников в мир зыбкости надежд.
С душой пишу своё стихотворение
С душою без прикрытия одежд.
Теракты – визг закрытого предательства.
Теракты – льётся человеческая кровь.
Все факты их любого обстоятельства
Уничтожают святость и любовь...
Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого
является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер.
Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей
стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории,
так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия,
как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими
обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона "О борьбе с
терроризмом", принятого в июле 1998 года.
Учитель:
Ребята, запомните самые главные правила, которые должен соблюдать каждый!
1.
Избегате места массового скопления людей, многолюдные мероприятия.
2.
Проявляйте осмотрительность и гражданскую бдительность.
3.
При обнаружении подозрительных предметов:
не трогать, не вскрывать,
зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия
милиции.
4.
Если вы услышали выстрелы, находясь дома: не входите в комнату, со стороны которой
слышатся выстрелы, не стойте у окна, срочно сообщите по телефону.
5.
Если рядом прогремел взрыв, нужно упасть на пол, убедиться в том, что не получил
серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь,
выполнять все распоряжения спасателей.
6.
Самое страшное, если вы оказались в числе заложников, помните главное
– нельзя допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление.
3. Рефлексия полученных знаний.
1.Игра «Если
бы
…»
Фронтальный опрос.
-Если бы ты шёл по коридору школы. Тишина. Ты услышал тиканье будильника, но вокруг
ничего не увидел. Твои действия.
-Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что школа заминирована. Твои
действия.
-Если бы ты зашёл в подъезд и увидел подозрительный предмет (свёрток, коробка,
игрушка, лежащие без присмотра). Твои действия.
-Если бы ты возвращался из школы и в подъезде встретил стоящего
незнакомого человека. Твои действия.
Учитель:
Ребята , многие из вас говорят, что нужно звонить в экстренную службу. А кто знает,
номера экстренных служб? (Ответы детей)
Учитель:
Запомните:
112 – телефон единой экстренной службы
101 – служба МЧС, пожарная часть
102
– полиция
103– скорая медицинская служба