Напоминание

Развиваем у ребенка навыки слогового анализа синтеза


Автор: Сухорукова Кристина Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Д/С №157"
Населённый пункт: Город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Развиваем у ребенка навыки слогового анализа синтеза
Раздел: дошкольное образование





Назад




Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков

звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти

навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

Трудности и пути их решения при обучении навыкам звукового анализа и

синтеза.

Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление

связей, отношений между ними.

Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое отдельных

частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.

Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение

отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам

(гласный - согласный, твердый - мягкий).

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает

слово глобального, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не

воспринимает сторону фонематическую, т. е. последовательность звуков его

составляющих.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является

звуковой анализ устной речи, т. е. мысленное расчленение слова на

составляющие его элементы (звуки, установление их количества и

последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок

не в состоянии из ряда звуков составить слово.

К примеру,на вопрос взрослого: «Какое слово получится, если соединить

звуки К, О, Р, М?»Ребенок отвечает: «Рома».

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на

составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а

также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и

синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Чтобы развить это восприятие,родителям следует играть с ребенком в

следующие игры:

«Повтори за мной».

Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок повторяет (м-м-

мыло, маш-ш-ш-ина, дом-м-м). Необходимо, чтобы ребенок научился

выделять звук при произнесении слова.

«Найди место звука в слове».

Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги,

разделите ее на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую

Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место

какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово

и делайте акцент на звуке (с-с-санки, поднос-с-с). Если звук слышится

вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в

конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

«Назови первый звук в слове».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает

ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и бросает

мяч взрослому.

«Назови слово на заданный звук».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает

ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук

вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово,

интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на

заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что

ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова -

это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они

в этом слове находятся.

Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит

слово кот,а он отвечает вам: «В слове кот есть звук [о], звук [к] и звук [т]»,

это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще

провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ - основа грамотного

письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет

записывать звуки в слове в произвольной последовательности!

Новый этап обучения - новые задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые

средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили

детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы

пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребенка

звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно

быть понятно, материально представлено.

Занимаясь с ребенком,нужно все время помнить: мы учим его звуковому

анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его

составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они

слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем,

выделим этот звук голосом: вь-вь-вьеспа — первый звук [в’]. А второй? Вьэ-

э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове - [э].

В старшей и подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой

звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные

цветовые обозначения. Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ,

взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие —

согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки - это звуки, при

образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути

преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При

произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти

звуки можно пропеть свободно.Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у],

[ы], [э], [и]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или только

шума, который образуется в полости рта,где струя воздуха встречает

различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе

с ребенком: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х],

[ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие

звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.

Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты,

старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать

новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребенок может составлять не

только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, прищепок,

карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов, что

способствует развитию мышц пальцев.

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру будет в том случае, если

пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся

крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.

Можно самостоятельно сделать коробочку для звукового анализа и

заполнить ее жетонами. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют

память, тренируют мышцы пальцев.

Давайте и мы с вами попробуем. Звуковой анализ слова МАК

• М-м-мак - произнесите, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный

или согласный? Возьмем фишку, которая обозначает твёрдый согласный

звук.

• Мааак - повторите, как я. Какой звук мы слышим после [м]? Какой это

звук? Берем фишку, обозначающую гласный звук, и размещаем ее после [м].

• Маккк (подчеркнуто артикулируется звук [к]) - какой последний звук в этом

слове? Он гласный или согласный? Берем фишку, обозначающую твердый

согласный звук, кладем ее после звука [а].

• Назовите все звуки в слове мак по порядку.

• Где находится звук [а]: в начале, в конце или в середине слова?

• Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове последний звук?

• Назовите гласный звук в слове.

• Назовите согласные звуки в слове.

• Сколько всего звуков в слове мак?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете

предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и

еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам. Не рекомендуется

переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова.

Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим

занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления, играйте с ребенком в игру «Угадай

слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок отгадывает слово ([р],

[а], [к] -рак).

Помните, в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с

речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в

домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку успешно

учиться в шк

оле!



В раздел образования