Автор: Кудашева Полина Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГА ПОУ КСО "СХУ им. И.Д. Шадра"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: Актуальность академической методики преподавания живописи в системе художественного образования в XXI веке
Раздел: среднее профессиональное
Актуальность академической методики преподавания живописи в
системе художественного образования в XXI веке.
В современном мире, в эпоху информационной революции и рыночной
экономики
традиционное
академическое
искусство
очень
актуально.
Традиционная школа живописи как бы задает планку, некие рамки, которые
позволяют не потеряться в разнообразии и пестроте перфомансов и арт-
обьектов. Не нужно забывать, что живопись является наукой, - создания на
плоском листе трехмерного пространства. Только научный, методичный
подход, позволяет достичь мастерства. Сохранение и передача традиционных
методик позволит современной системе художественного образования
сохранить качественно
высокий уровень образования и подготовить
специалистов.
Академия Художеств, основанная в 1757 г. в Санкт-Петербурге является
центром национальной русской живописной школы.
В основу метода
преподавания было положено рисование с натуры. При обучении рисунку
большое значение придавалось личному показу. В инструкциях того времени
указывалось, что, обучая рисованию с натуры, учителя Академии должны
садиться рядом с учеником и рисовать ту же натуру, что бы ученики видели,
как должен протекать процесс построения рисунка и какого качества нужно
добиваться. Это был прекрасный метод работы с учениками, и очень жаль,
что в дальнейшем он не получил своего развития.
Помимо общих принципов обучения, Академия художеств выработала
чёткую систему продуманных методических приёмов, которые помогали в
совершенстве овладеть сложным мастерством. Её краеугольным камнем
было
обучение
рисованию,
копированию
с
оригиналов,
орнаментов,
гипсовых групп, обнажённой натуры, рисованию драпировок. Изучались и
особенности рисунка применительно к каждой профессии в классах
живописи, скульптуры, «мастерств и ремёсел». Преподаватели делали
специальные рисунки и модели для копирования. Однако к нему могли
приступать, лишь овладев техникой рисунка. Профессиональная грамота,
которую совершенствовали на протяжении всех лет обучения, и большой
кругозор, приобретённый благодаря изучению общеобразовательных и
смежных творческих дисциплин, позволяли на двух последних «возрастах»
заниматься собственно творчеством.
Копирование, принятое во второй половине XVIII века как один из основных
методических приёмов обучения, было творческим.
В Летний сад воспитанники академии ходили «статуи срисовывать и
слеплять», а в Эрмитаж — на этюды, чтобы постичь особенности мастерства
выдающихся живописцев. Не случайно одной из задач копирования академик
П. Чекалевский считал необходимость «рассматривать работы великих
мастеров и изыскивать причины, по которым они их производили».
Подобная система обучения позволяла
достигать студентам высокого
профессионального
уровня,
после
окончания
обучения,
они
были
востребованы. Конечно, не секрет, что сейчас академическое образование не
гарантирует достаток, однако студенты со всего мира приезжают в Россию,
чтобы поступить в ВУЗы, где обучают академической живописи. Этому есть
объяснение,
академическая
школа
живописи
во
многих
странах
в
образовательных учреждениях в настоящий момент утеряна.
Вызывает
опасение
тенденция
сокращения
в
программах
обучения
специальных
художественных
образовательных
учреждений
таких
традиционных предметов, изучаемых студентами веками, как техника и
технология живописи, пластическая анатомия, и многие другие. На смену им
приходит арт-терапия, перфоманс и т.д. По-моему мнению, необходимо
разделить занятия наукой живописи и остальные занятия, направленные на
изучение и воздействие на психо-эмоциональную составляющую.
С развитием информационных технологий,
всемирным погружением в
социальные сети растет внимание к традиционной живописи. Теперь, когда
художники со всего мира, могут выкладывать свои работы на всеобщее
обозрение, становится понятным, что у классической русской школы
живописи есть конкуренты. Художники из Америки, Китая, Европы создают
работы на очень высоком уровне, показывая высочайшее мастерство
владения академической живописью.
Необходимо постоянно повышать уровень всей системы преподавания
живописи, не забывать обращаться к опыту «старых мастеров», не теряя
традиции, идти в ногу со временем, ведь расцвет академической живописи
приходиться на вторую половину 19 века.