Автор: Санарова Татьяна Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КГБОУ "Ужурская школа-интернат"
Населённый пункт: город Ужур, Красноярский край
Наименование материала: методические рекомендациии
Тема: "Методические рекомендации по составлению адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное
Методические рекомендации по составлению адаптированной
образовательной программы для обучающегося с ОВЗ
Проектирование адаптированной образовательной программы для
обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) осуществляется в командном
межведомственном (ПМПК-ППк) и междисциплинарном взаимодействии
сотрудников образовательной организации – администрации, учителей и
воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов
службы психолого-педагогического и социального сопровождения.
Что адаптируется в АОП по сравнению с типовой основной
образовательной программой?
1.
Сроки и структура
2.
Содержание
3.
Условия
4.
Методы, приемы, способы, формы, виды деятельности
5.
Режим посещения и график организации образовательного процесса на
протяжении дня.
Адаптация АОП осуществляется
:
– в изменении содержания образования (например, как за счет введения в
содержание образования специальных разделов, не присутствующих в
Программе, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, так и за
счет сокращения объема содержания);
– в необходимости использование специальных методов, приёмов, форм и
средств обучения (в том числе специализированных компьютерных
технологий),
учитывающих
особые
образовательные
потребности
(обеспечение «обходных путей» в обучении);
– в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для
ребенка без ограничений здоровья);
– в обеспечении особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
– в максимальном расширении образовательного пространства (выход за
пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной
компетенции)
-в изменении структуры и временных рамок;
На основе чего идет адаптация основной образовательной
программы?
Адаптация осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-
педагогической
комиссии
(ПМПК),
индивидуальной
программы
реабилитации инвалида
Какие этапы разработки и реализации АОП?
Разработка и реализация АОП осуществляется в следующей логике:
1. Предварительный этап:
-предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса
родителей;
-определение воспитателя и группы (классного руководителя и класса), в
который поступает обучающийся с ОВЗ;
-определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия какого-либо
специалиста привлечение дополнительных ресурсов (сотрудничество с
психолого-педагогическим центром, привлечение волонтеров и т.д.);
-заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в
образовательное учреждение.
2. Диагностический:
-изучение
результатов
комплексного
психолого-педагогического
обследования
(организация
диагностической
работы
учителя
и
специалистов
психолого-педагогического
сопровождения
в
режиме
взаимодействия,
обсуждение
психолого-медико-педагогического
заключения);
-описание
необходимых
обучающемуся
с
ОВЗ
специальных
образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.
3. Разработка адаптированной образовательной программы:
-проектирование необходимых структурных составляющих АОП:
титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные
требования
к
результатам
реализации
АОП,
система
контрольно-
измерительных материалов;
-организация
совместной
жизнедеятельности
детей
в
условиях
инклюзивного образования – 4.Реализация АОП;
-отслеживание эффективности реализации АОП и внесение корректив в
АОП- 5. Анализ и коррекция
Этап
Шаги проектирования
АОП
Содержание деятельности
Предварительны
й
Предварительная оценка
образовательных потребностей
ребенка и запроса родителей
Администрация школы вместе с
координатором по инклюзии (при
наличии рекомендаций ИПР и/или
ПМПК) - определяет, к какому
учителю и в какой класс поступает
ребенок. Так же определяется,
какие специалисты психолого-
педагогического сопровождения
могут войти в
междисциплинарную команду;
- если в школе нет какого-либо
специалиста, административная
группа ищет возможные варианты
привлечения дополнительных
ресурсов (сотрудничество с
ППМС-центром,);
-Заключается договор с
родителями.
- проводится сбор и анализ
предварительной
(первоначальной) информации о
ребенке и его семье.
Оценка
требований
ФГОС и ОП
Изучение документации;
Разработка локальных
регламентирующих
документов: приказа о
деятельности ПМПк, Службы
психолого-педагогического
сопровождения и т.д.
Изучение результатов
комплексного психолого-
педагогического обследования
Диагностический
Изучение результатов
комплексного психолого-
педагогического обследования
-Организация диагностической
работы учителя и специалистов
психолого-педагогического
сопровождения в режиме
взаимодействия (по-возможности -
комплексно);
- подготовка заключений о
психологических особенностях
ребенка, сформированности у него
учебных навыков, специфике
взаимодействия со сверстниками и
взрослыми. Основная задача
комплексной диагностики в
данном случае – определить, какие
образовательные потребности есть
у ребенка, на какие его
возможности можно опереться в
первую очередь, какие из
направлений деятельности учителя
(воспитателя) и специалистов
являются самыми актуальными.
Описание необходимых
ребенку с ОВЗ специальных
образовательных условий с
учетом возможностей и
дефицитов
Организация деятельности ППк:
обсуждение заключений
специалистов, Принятие решения
о необходимости разработки АОП
Разработка
Проектирование необходимых
структурных составляющих
АОП
Определение временных
границ реализации АОП
Четкое формулирование цели
АОП (Совместно с
Деятельность учителя и
специалистов сопровождения в
рамках работы ППк. При
необходимости – привлечение
специалистов ТПМПК, с которым
заключено соглашение о
сотрудничестве.
родителями)
Определение круга задач в
рамках реализации АОП
Определение содержания АОП
(коррекционный,
образовательный компоненты)
Планирование форм
реализации разделов АОП
Определение форм и критериев
мониторинга учебных
достижений и формирования
социальной компетентности
обучающегося (воспитанника)
Определение форм и критериев
мониторинга эффективности
учебной и коррекционной
работы
Реализация
Организация деятельности учителя
и специалистов психолого-
педагогического сопровождения в
соответствии с Программой и
планом;
-организация мониторинга
учебных достижений и социальной
компетентности ребенка;
-организация мониторинга
эффективности коррекционной
работы.
Анализ и
коррекция
Организация деятельности ППк по
анализу эффективности работы,
динамики развития и учебных
достижений ребенка;
-внесение корректив в АОП.
АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (АОП)
1.Анализ требований Федерального государственного образовательного
стандарта для детей с ОВЗ, содержания основных общеобразовательных
программ и учебного плана.
2.Анализ результатов комплексного изучения психолого-педагогического
статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Проектирование структурных компонентов образовательной программы.
4. Определение временных границ реализации образовательной программы.
Четкое формулирование цели программы.
5. Определение задач, конкретизирующих цель коррекционно - развивающей
работы в рамках реализации образовательной программы.
6. Определение содержания
программы с учётом целевого назначения.
Описание способов и приёмов, посредством которых обучающийся будет
осваивать содержание образования.
7. Планирование форм реализации разделов программы.
8.Планирование
форм
участия
в
реализации
АОП
педагогических
работников, а также родителей (законных представителей) ребёнка с ОВЗ.
9. Определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности
мероприятий, заложенных в содержании программы; форм и критериев
мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации АОП.