Напоминание

"Методические рекомендации по составлению адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ"


Автор: Санарова Татьяна Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КГБОУ "Ужурская школа-интернат"
Населённый пункт: город Ужур, Красноярский край
Наименование материала: методические рекомендациии
Тема: "Методические рекомендации по составлению адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методические рекомендации по составлению адаптированной

образовательной программы для обучающегося с ОВЗ

Проектирование адаптированной образовательной программы для

обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) осуществляется в командном

межведомственном (ПМПК-ППк) и междисциплинарном взаимодействии

сотрудников образовательной организации – администрации, учителей и

воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов

службы психолого-педагогического и социального сопровождения.

Что адаптируется в АОП по сравнению с типовой основной

образовательной программой?

1.

Сроки и структура

2.

Содержание

3.

Условия

4.

Методы, приемы, способы, формы, виды деятельности

5.

Режим посещения и график организации образовательного процесса на

протяжении дня.

Адаптация АОП осуществляется

:

– в изменении содержания образования (например, как за счет введения в

содержание образования специальных разделов, не присутствующих в

Программе, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, так и за

счет сокращения объема содержания);

– в необходимости использование специальных методов, приёмов, форм и

средств обучения (в том числе специализированных компьютерных

технологий),

учитывающих

особые

образовательные

потребности

(обеспечение «обходных путей» в обучении);

– в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для

ребенка без ограничений здоровья);

– в обеспечении особой пространственной и временной организации

образовательной среды;

– в максимальном расширении образовательного пространства (выход за

пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной

компетенции)

-в изменении структуры и временных рамок;

На основе чего идет адаптация основной образовательной

программы?

Адаптация осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-

педагогической

комиссии

(ПМПК),

индивидуальной

программы

реабилитации инвалида

Какие этапы разработки и реализации АОП?

Разработка и реализация АОП осуществляется в следующей логике:

1. Предварительный этап:

-предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса

родителей;

-определение воспитателя и группы (классного руководителя и класса), в

который поступает обучающийся с ОВЗ;

-определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое

сопровождение обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия какого-либо

специалиста привлечение дополнительных ресурсов (сотрудничество с

психолого-педагогическим центром, привлечение волонтеров и т.д.);

-заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в

образовательное учреждение.

2. Диагностический:

-изучение

результатов

комплексного

психолого-педагогического

обследования

(организация

диагностической

работы

учителя

и

специалистов

психолого-педагогического

сопровождения

в

режиме

взаимодействия,

обсуждение

психолого-медико-педагогического

заключения);

-описание

необходимых

обучающемуся

с

ОВЗ

специальных

образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.

3. Разработка адаптированной образовательной программы:

-проектирование необходимых структурных составляющих АОП:

титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные

требования

к

результатам

реализации

АОП,

система

контрольно-

измерительных материалов;

-организация

совместной

жизнедеятельности

детей

в

условиях

инклюзивного образования – 4.Реализация АОП;

-отслеживание эффективности реализации АОП и внесение корректив в

АОП- 5. Анализ и коррекция

Этап

Шаги проектирования

АОП

Содержание деятельности

Предварительны

й

Предварительная оценка

образовательных потребностей

ребенка и запроса родителей

Администрация школы вместе с

координатором по инклюзии (при

наличии рекомендаций ИПР и/или

ПМПК) - определяет, к какому

учителю и в какой класс поступает

ребенок. Так же определяется,

какие специалисты психолого-

педагогического сопровождения

могут войти в

междисциплинарную команду;

- если в школе нет какого-либо

специалиста, административная

группа ищет возможные варианты

привлечения дополнительных

ресурсов (сотрудничество с

ППМС-центром,);

-Заключается договор с

родителями.

- проводится сбор и анализ

предварительной

(первоначальной) информации о

ребенке и его семье.

Оценка

требований

ФГОС и ОП

Изучение документации;

Разработка локальных

регламентирующих

документов: приказа о

деятельности ПМПк, Службы

психолого-педагогического

сопровождения и т.д.

Изучение результатов

комплексного психолого-

педагогического обследования

Диагностический

Изучение результатов

комплексного психолого-

педагогического обследования

-Организация диагностической

работы учителя и специалистов

психолого-педагогического

сопровождения в режиме

взаимодействия (по-возможности -

комплексно);

- подготовка заключений о

психологических особенностях

ребенка, сформированности у него

учебных навыков, специфике

взаимодействия со сверстниками и

взрослыми. Основная задача

комплексной диагностики в

данном случае – определить, какие

образовательные потребности есть

у ребенка, на какие его

возможности можно опереться в

первую очередь, какие из

направлений деятельности учителя

(воспитателя) и специалистов

являются самыми актуальными.

Описание необходимых

ребенку с ОВЗ специальных

образовательных условий с

учетом возможностей и

дефицитов

Организация деятельности ППк:

обсуждение заключений

специалистов, Принятие решения

о необходимости разработки АОП

Разработка

Проектирование необходимых

структурных составляющих

АОП

Определение временных

границ реализации АОП

Четкое формулирование цели

АОП (Совместно с

Деятельность учителя и

специалистов сопровождения в

рамках работы ППк. При

необходимости – привлечение

специалистов ТПМПК, с которым

заключено соглашение о

сотрудничестве.

родителями)

Определение круга задач в

рамках реализации АОП

Определение содержания АОП

(коррекционный,

образовательный компоненты)

Планирование форм

реализации разделов АОП

Определение форм и критериев

мониторинга учебных

достижений и формирования

социальной компетентности

обучающегося (воспитанника)

Определение форм и критериев

мониторинга эффективности

учебной и коррекционной

работы

Реализация

Организация деятельности учителя

и специалистов психолого-

педагогического сопровождения в

соответствии с Программой и

планом;

-организация мониторинга

учебных достижений и социальной

компетентности ребенка;

-организация мониторинга

эффективности коррекционной

работы.

Анализ и

коррекция

Организация деятельности ППк по

анализу эффективности работы,

динамики развития и учебных

достижений ребенка;

-внесение корректив в АОП.

АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (АОП)

1.Анализ требований Федерального государственного образовательного

стандарта для детей с ОВЗ, содержания основных общеобразовательных

программ и учебного плана.

2.Анализ результатов комплексного изучения психолого-педагогического

статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Проектирование структурных компонентов образовательной программы.

4. Определение временных границ реализации образовательной программы.

Четкое формулирование цели программы.

5. Определение задач, конкретизирующих цель коррекционно - развивающей

работы в рамках реализации образовательной программы.

6. Определение содержания

программы с учётом целевого назначения.

Описание способов и приёмов, посредством которых обучающийся будет

осваивать содержание образования.

7. Планирование форм реализации разделов программы.

8.Планирование

форм

участия

в

реализации

АОП

педагогических

работников, а также родителей (законных представителей) ребёнка с ОВЗ.

9. Определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности

мероприятий, заложенных в содержании программы; форм и критериев

мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации АОП.



В раздел образования