Авторы: Сергеева Наталья Вячеславовна, Светлана Сергеевна Лебедева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №18"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка проекта
Тема: "Семья.Семейные ценности"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка проекта «Семья. Семейные традиции» в первой
младшей группе № 2 МДОУ детский сад № 18
Вид проекта: познавательно - творческий.
Продолжительность: 1 неделя.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность:
Содержание нравственного воспитания дошкольников
включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви
к
Родине,
семье,
уважительного
отношения
к
своим
родителям.
В
содержание рабочей программы
дошкольного образования «Детство»
включен цикл занятий «Я. Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что
объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет
материала, касающимся традиций, прошлого семьи ребёнка. В связи с чем
мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную,
традиции семьи. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С
целью изучения семьи, традиций семьи, установления контакта с её членами,
согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея
создать проект «Семья. Семейные традиции», которая поможет детям понять
значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам,
прививать чувство привязанности к семье и дому, познакомиться с
разнообразием семейных традиций.
В
проекте
представлена
совместная
работа
воспитателя,
детей,
родителей по формированию представления о семье как о людях, которые
живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети
получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о
родословной своей семьи, семейных традициях.
Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о
своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и
дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и
появилась идея создать проект «Семья. Семейные традиции», т.е. для
изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,
установления контакта с её членами, для согласования воспитательных
воздействий на ребенка.
Проблема: Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям
понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам
семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта:
Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных
традициях.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с
родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к
семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить
разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе
совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать
ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация «Семейные традиции»
4. Выставка «Семейные традиции».
5. Создание альбома «Семья. Семейные традиции».
6. Выставка детских рисунков «Моя любима семья».
7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
8. Родительское собрание «Моя семья»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Анкетирование(беседы) детей, родителей по проблеме
Определение цели и задач
Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов
и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
Разработка консультации «Семейные традиции»
Фотовыставка «Семейные традиции»
Создание папки-передвижки «Семья. Семейные традиции»
Выставка детских рисунков «Моя любимая семья»
Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр
«Семья», «Больница», «Магазин»
Разработка
и
накопление
методических
материалов,
разработка
рекомендаций по проблеме
III этап-заключительный
Обработка результатов по реализации проекта
Презентация проекта «Семья. Семейные традиции»
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни
бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с
ними доверительные и партнёрские отношения.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
Составление
плана
совместной
работы
с
детьми,
педагогами
и
родителями:
Воспитатель:
Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми.
Сотрудничество с родителями:
Участие в выставке работ на тему моя семья, подборка фотографий,
литературы.
Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадок о семье.
Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к
воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
Познавательное развитие
Дидактические игры:
«Кто старше?»
«Кто младше?»
«Исправь Незнайку»
«Родственные отношения»,
«Назови как тебя дома ласково называют?»
Речевое развитие
Беседы:
«Выходной день в моей семье»
«Как я помогаю дома»
«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)
«Как мы отдыхаем»
Социально-коммуникативное развитие
Театрализация по сказкам
«Дедка и Репка»
«Маша и медведь»
«Курочка Ряба и золотое яйцо»
Физическое развитие
Артикуляционная гимнастика
«Вкусное варенье», «Блинчики»
Подвижные игры: «Грустно – весело» «С кочки на кочку», «Кролики»,
«Найди свое место», «Птички в гнездышках».
Дыхательные упражнения: «Ветер»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Моя семья»
Развитие речи «Литературный калейдоскоп».
Лепка «Мама»
Конструирование «Мамины косички»
Просмотр мульфильмов «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-
лебеди», «Цветик-семицветик» В. Катаев
Мероприятия по работе с родителями:
- участие в выставке работ на тему семьи подборка фотографий, литературы;
- разучивание стихотворений, пословиц, оговорок, загадок о семье.
- беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к
воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.
Заключительный этап:
- оформление выставки коллажей: «Моя семья и наши традиции»
Продукт проектной деятельности:
выставка коллажей «Моя семь и наши традиции»;
создание папки методических разработок по теме: «Семья»
Литература:
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.:
Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка-
Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.:
Просвещение, 2001.