Автор: Ткачук Дарья Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ ИРМО "Новолисихинский детский сад"
Населённый пункт: Иркутский район
Наименование материала: Статья
Тема: Телевизионные средства массовой информации и их влияние на психику детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ
ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Влияние средств массовой информации играет важную и ключевую
роль в развитии детей различных возрастов. Необходимо понимать, какой
положительный и отрицательный эффект носит это современное явление.
Ключевые слова
Дошкольный
возраст,
психика,
средства
массовой
информации,
интернет, родители.
Сегодня определено, что полноценное развитее личности невозможно
без социума.
Центральное место, несомненно, занимает коммуникация,
построение связи между людьми через общение, благодаря чему происходит
обмен опытом и знаниями. Дети старшего дошкольного возраста наиболее
подвержены этому процессу. В таком возрасте у детей нет трудностей
запоминать слова, повадки, манеру поведения взрослых людей, любимых
киногероев или герое рекламных роликов.
Негативное воздействие средств массовой информации ощущают не
только родители, но и работники детских садов. Феномен воздействия на
детей СМИ очень трудно принять родителям, поскольку они не обладают
теми необходимыми знаниями и компетенциями в работе с детьми. Именно
поэтому необходимо с родителями проводить просветительскую работу,
объяснять, как правильно выходить из сложившейся ситуации.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер, и со
временем становится все более устойчивым. Устойчивость внимания
отмечается в исследования, где детям предлагают рассмотреть картинки,
описать их содержание и слушать рассказ. Дети впервые сознательно
начинают управлять своим сознанием и удерживать его на определенном
предмете.
Исходя
из
этого
формируется
новая
форма
внимания-
произвольное внимание. И именно в тот момент, когда сформировано
данный тип внимания, начинаются процессы воздействия СМИ на ребенка.
Положительный эффект воздействия СМИ будет тогда, когда ребенок
будет получать знания, положительные эмоции и развивать творческие
способности. Однако зачастую, эффект СМИ несет негативный эффект. С
помощи методики контент-анализа с 1980 по 2015 гг. было проанализировано
сорок мультфильмов, из которых модальность персонажей положительных
составляет 64 %, а отрицательных 36%. Из результатов видно, что у
персонажей происходят незначительные так и серьёзные изменения.
Нужно
учитывать
то,
что
мультипликация
способна
являться
важнейшим средством социализации и воспитания, и, следовательно, эти
тенденции нужно учитывать всем воспитателям и родителям при построении
воспитательного процесса ребенка-дошкольника.
Исходя из описанного выше не означает то, что нужно исключать из
жизни детей СМИ. Родители должны контролировать время и процесс
взаимодействия детей с информационным миром.