Напоминание

Социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей


Автор: Антонина Егоровна Яковенко
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ РС Я "ОСРЦН"
Населённый пункт: г.Олёкминск, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей
Раздел: высшее образование





Назад




Социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей

Следствием семейного неблагополучия является деформация процесса социализации и

формирования личности ребенка. Это приводит к росту социально-средовой дезадаптации

детей и подростков. Под социальной дезадаптацией индивида понимают неспособность

индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, основанные на

ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому месту в конкретной

системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность

применять на практике общественно и исторически сложившиеся способы деятельности,

овладение которыми соответствует индивидуальным возможностям личности и является

необходимым условием для удовлетворения ею собственных потребностей.

Суть явления социальной дезадаптации состоит в рассогласовании мироощущения и

миропонимания ребенка с явлениями окружающей среды, ее традициями и нормами, в

ослаблении и утрате социальных связей с семьей, школой и другими социальными

институтами. Происходит вытеснение ребенка из ситуации личностного развития, стремление к

самоутверждению общественно приемлемым способом не поддерживается и не стимулируется.

Как следствие, дети и подростки оказываются в состоянии психологической изоляции в среде

общения и утрачивают чувство принадлежности к общей культуре.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных

формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, социальных установок. Речь

идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, о тех случаях, когда

имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации.

Нарушения

социализации могут

быть

вызваны

как

прямыми

десоциализирующими

влияниями (демонстрация

ближайшим

окружением

образцов

и

установок

девиантного

поведения), так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение

референтной значимости ведущих институтов социализации (семьи и школы).

В зависимости от степени и глубины деформации выделяются две стадии социальной

дезадаптации:

стадия

школьной

дезадаптации,

характеризующаяся

социальными

нарушениями,

проявляющимися в условиях образовательного процесса (пропуски уроков, конфликты с

учителями и сверстниками, сквернословие, курение в период нахождения в школе и т.д.);

стадия социальной запущенности, характеризующаяся глубоким отчуждением ребёнка от

семьи и школы и различными асоциальными отклонениями (бродяжничество, наркомания,

пьянство, алкоголизм, аморальное поведение и т. д.).

Неблагополучие семьи является одним из главных факторов риска формирования

девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение – отклонение от социально-психологических и нравственных норм,

представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта,

проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном

общественному благополучию, окружающим и себе.

Признаки девиантного поведения:

1.

Отклоняющееся поведение личности – это поведение,

которое не соответствует

общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2.

Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со

стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3.

Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4.

Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное

или длительное).

5.

Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6.

Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7.

Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8.

Девиантное

поведение

имеет

выраженное

индивидуальное

и

возрастно-половое

своеобразие.

Таким образом, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся

от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой

личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Отдельное место среди личностных особенностей занимают акцентуации характера,

являющиеся пограничным явлением между личностной патологией и нормой, что приводит к

правонарушениям.

Ученые объясняют этот факт действием защитных механизмов, позволяющих сохранить

самоуважение.

Не

являясь

прирожденной

биологической

реакцией

(за

исключением

патологии), агрессивное поведение зависит от природных особенностей темперамента,

возбудимости и силы эмоций. Внутреннее напряжение в состоянии фрустрации может находить

выход в активных агрессивных действиях. Участие в драках является устоявшейся линией

поведения, отражающей нормы, принятые в неформальных группах.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития

и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические

поражения нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине

своего проявления может носить устойчивый хронический характер (психозы, психопатии и

др.) и корректируемый при определенных условиях характер, формирующийся вследствие

действия психогенных факторов неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.

Психосоциальная

дезадаптация

связана

с

половозрастными

и

индивидуально-

психологическими особенностями ребенка, подростка, обусловливающими их определенную

трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода. По своей

природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также разделяются на

устойчивые

(акцентуации

характера,

дефекты

эмоционально-волевой

и

мотивационно-

познавательных сфер и др.) и временные, неустойчивые (половозрастные особенности

кризисных периодов развития ребенка, психические состояния, спровоцированные различными

психотравмирующими обстоятельствами) формы.

Важной задачей педагогов, социальных педагогов и педагогов-психологов является

раннее выявление отклонений в поведении детей и подростков для организации и оказания

комплексной помощи. Эффективность и результативность работы с несовершеннолетними и их

семьями повышается именно на раннем этапе выявления поведенческих отклонений и проблем

в воспитании. В таких случаях необходимо оказывать всестороннюю помощь, как самим детям,

так и родителям или законным представителям несовершеннолетних. Оказание своевременной

психологической поддержки таким семьям помогает наладить межличностные отношения, так

как взаимопомощь и понимание в семье помогают несовершеннолетним преодолевать

различные трудности во взаимоотношениях в социуме.



В раздел образования