Автор: Шевченко Артём Сергеевич
Должность: педагог
Учебное заведение: Детская Школа Искусств № 10
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: Методическая рекомендация о пользе музыкального образования в развитии ребёнка
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Детская школа искусств №10»
Методическая рекомендация о
пользе музыкального
образования в развитии
ребёнка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
Разработал:
преподаватель
Шевченко А.С.
Брянск 2021г.
Музыкальное образование детей в научных исследованиях.
Музыка — лукавая работа,
Чтобы людям сердце взволновать.
Мало пьесу выучить по нотам,
Надо научиться колдовать.
Надо понимать язык снежинок,
Записать, о чем поет капель.
Или вдруг на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться, ворча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного чистого ручья.
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом,
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом-колдуном!
Музыка – величайший источник эстетического воспитания и
интеллектуального
роста.
Общеизвестно,
что
музыка
способна
вдохновить, вселить в человека ощущение бодрости и энергии, и так же
способна привести в состояние тоски, скорби и грусти, или усилить
вышеперечисленные чувства. Все эти факторы указывают на то, что
музыка в первую очередь воздействует на восприятие человека. У детей
элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в
первые месяцы, а-то и в первые недели со дня рождения ребёнка, по мере
появления у него рефлексов на внешние раздражители. Исходя из всего
перечисленного следует логический вывод, что музыка, за счёт того, что
воздействует на восприятие способна помочь ещё юному человеку в
формировании личностных качеств и интеллектуальном развитии.
Музыкальное воспитание всегда было и, очевидно, останется
особым, уникальным воспитанием детей в юном возрасте. Интерес к
данной
проблеме
обусловлен
не
только
необходимостью
раннего
музыкального развития детей, колоссальным потенциалом музыкального
искусства в воспитании детей, но, прежде всего, привлекательностью
музыкальной
деятельности
для
юных
воспитанников,
устойчивым
интересом к творчеству и игре на детских музыкальных инструментах.
Музыка
естественным
образом
вызывает
у
ребенка
разнообразие
эмоциональных проявлений,
побуждает к творчеству,
активизирует
фантазию и игру, желание общаться и рассуждать о музыкальном
искусстве. Дети с самого раннего возраста любят слушать музыку, с
удовольствием
подражают
своим
любимым
исполнителям,
самостоятельно
разучивают
и
поют
песенки
любимых
мультипликационных
героев,
экспериментируют
со
звучащими
предметами и игрушками. Неподдельный интерес детей к музыкальной
деятельности заставляет учёных-психологов многих стран обращать
внимание на то, какую пользу для личностного развития детей оказывает
это естественное влечение.
Многие учёные уверены в том, что музыкальное образование –
главный фактор правильного развития ребёнка и становления успешной
личности. Учёными-психологами был проведён эксперимент: в течение 9
месяцев ученые наблюдали за тем, как уроки музыки и живописи влияют
на развитие детей. В эксперименте участвовали 32 ребенка в возрасте 8–9
лет. Никто из ребят до этого не занимался музыкой. Детей протестировали
неврологи, психологи и педагоги на предмет умения читать, моторики
речи, и развития головного мозга. Перед авторами эксперимента стояли
следующие задачи:
1)
можно
ли
говорить
о врожденной
предрасположенности
к музыке, или это результат образования;
2)
улучшает
ли
музыкальное
образование
когнитивные
способности мозга, в частности чтение и построение речи;
Детей разделили на две группы. Одним стали преподавать музыку,
других обучать живописи. После 6 месяцев повторили тестирование.
Результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что даже через такой
короткий промежуток времени юные музыканты обогнали живописцев по
многим
параметрам.
Дети,
изучавшие
музыку,
показали
лучшие
результаты по чтению, смогли преодолеть скованность в речи. Изменение
биоритмов мозга доказывало влияние уроков музыки и на нервные
процессы
организма.
Кроме
того,
у всех
музыкантов
улучшилось
поведение, внимание и восприятие. А если коснуться ещё одного
взаимодействия таких компонентов, как музыка и ораторское искусство,
то увидим, что связь музыкальности и речи интересовала ученых давно.
После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано
открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. В
мозгу музыкантов содержится больше нервных клеток серого вещества.
Сканирование
коры
головного
мозга
показало
у большинства
обследованных значительно превышенные размеры левой височной
извилины
planum
temporale.
А planum
temporale
совпадает
с теми
областями коры мозга, которые отвечают за построение членораздельной
речи, распознавание и восприятие.
Процессы
восприятия,
распознавания,
мышления,
принятия
решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий
головного мозга, каждое из которых имеет свою специализацию. Было
выявлено, что музыкально-ритмическая деятельность на занятиях имеет
еще и особую важность благодаря тому, что формируется ускоренный
обмен информацией между левым и правым полушариями головного
мозга ребёнка, что способствует его ускоренному развитию.
Медицинское
обоснование
этих
фактов
позже
обнаружили
американские
специалисты
из
медицинской
школы
Гарварда,
они
утверждают, что у детей, которые на протяжении 15 месяцев тратили не
менее 2,5 часов в неделю на занятия музыкой, объём мозолистого тела
головного мозга, органа-отвечающего за обмен информацией между
правым и левым полушариями, увеличился в среднем на четверть.
Заключение
Музыка – величайший источник эстетического воспитания и
интеллектуального
роста.
Общеизвестно,
что
музыка
способна
вдохновить, вселить в человека ощущение бодрости и энергии, и так же
способна привести в состояние тоски, скорби и грусти, или усилить
вышеперечисленные чувства. Все эти факторы указывают на то, что
музыка в первую очередь воздействует на восприятие человека. У детей
элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в
первые месяцы, а-то и в первые недели со дня рождения ребёнка, по мере
появления у него рефлексов на внешние раздражители. Исходя из всего
перечисленного следует логический вывод, что музыка, за счёт того, что
воздействует на восприятие способна помочь ещё юному человеку в
формировании личностных качеств и интеллектуальном развитии.