Автор: Суслова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Быстрогорский д/с "Колобок"
Населённый пункт: поселок Быстрогорский
Наименование материала: статья
Тема: Моделирование процесса организации образовательного процесса как ключевая технология в дошкольном образовании.
Раздел: дошкольное образование
Моделирование процесса организации образовательного процесса как
ключевая технология в дошкольном образовании.
В
системе
дошкольного образования России
за
последние
годы
произошли
большие
изменения,
которые
повысили
требования
к
личностному и профессиональному развитию педагога.
Дошкольные организации вступают в период глубоких качественных
изменений. В ФГОС ДО изменены содержание и структура образования в
целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и
отдельных
умений,
а
формирование
универсальной
учебной
деятельности «деятельностный подход» и на ее основе усвоения базовых
знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать
свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.
Таким образом, современный дошкольник не только должен усваивать
определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою
деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами
информации, свободно высказываться в устной и письменной форме,
осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать
ценность такого различия и многое другое.
Обратимся
к
вопросам «педагогики сотрудничества»,
реализация
которой
в образовательном
процессе ДОО
становиться
еще
более
актуальным психолого-педагогическим условием в связи с введением ФГОС
ДО [2].
Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной
работе с людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное
отношение к различиям во мнениях и подходах в решении проблем
совместной деятельности.
Основные идеи педагогики сотрудничества:
— Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником,
единомышленником
воспитателей,
родителей
в
своем
же воспитании, образовании,
обучении,
становлении,
равноправным
участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за
результаты этого процесса.
— Изменение условий и сущности усвоения знаний – переход от
репродуктивных
методов
обучения
на
поисковые,
творческие,
осуществляющиеся в совместной деятельности педагога и ребенка.
— Применение эффективных форм взаимодействия педагога и ребенка
в образовательном процессе.
Сотрудничество не отменяет управления со стороны педагога, но оно
делает
его иным:
одностороннее
управление
как
взаимодействие воспитателя на ребенка сменяется взаимным воздействием,
при котором управляет не только воспитатель, но и ребенок, более того, в
роли объекта воздействия со стороны ребенка оказывается воспитатель [1].
Переход на личностно – ориентированную педагогику.
—
Педагогика сотрудничества предполагает
создание
атмосферы
радости и оптимизма как необходимого элемента процесса обучения,
развития
и воспитания.
Дети, воспитанные
на
сотрудничестве,
благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов приобрести
сильное
самосознание,
точно
так,
как
дети,
выращенные
на
сбалансированном питании, имеют больше шансов стать сильными и
здоровыми. Общение и совместная деятельность – та основа, на которой
строится вся жизнь детей. Культивирование общения в группах детского сада
является
одной
из важнейших
целей и в то
же время
основным
средством воспитания и обучения. Постоянное взаимодействие детей друг с
другом является самым ценным в дошкольной жизни. Важной задачей
педагога следует признать организацию сотрудничества между детьми.
Этому может способствовать:
—
отказ
от
постоянной
и
жесткой
иерархии
отношений, сотрудничество как
существенный
элемент
отношений;
—
выход воспитателя из роли наставника и освоение роли организатора
групповой деятельности;
— переход к «непедагогическим» формам образовательного общения:
а)
Развитие
общего
и
взаимного
интереса
участников
общения (воспитанников);
б) Отсутствие дидактичности (поучения);
в) Творческий характер общения (как задача воспитателя);
— признание особой роли групповых и парных занятий как форм
самостоятельной деятельности.
Чтобы воспитатель мог на практике реализовать принципы равенства –
диалогизма,
соразвития,
свободы,
сосуществования, сотрудничества,
единства и принятия, он сам должен иметь такой опыт переживания,
проживания.
Модель
организации
сотрудничества у
дошкольников
–
это
трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и
детей [3].
1
этап:
Необходимо
сосредоточить
внимание
на
обогащении
представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной
деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных
контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве
с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для
осуществления сотрудничества в совместной деятельности в разных видах
деятельности.
На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на: -
поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей; -
ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния
партнёра, отзывчивость на него - проведение с детьми бесед по обогащению,
уточнению правил сотрудничества и дружбы (серия бесед с использованием
литературных
произведений,
из
личного
опыта);
-
демонстрацию
образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей; -
непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных
действий в качестве посредника или партнёра.
2 этап: Осмысление предстоящих моделей сотрудничества.
- Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что
после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок –
участник
деятельности
будет
выполнять
свою
часть
общей
работы
индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего
итогового
результата.
Согласование
действий
участников
должно
осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в
конце, когда нужно суммировать результаты («Изготовление книги» -
рисование страниц).
-
Совместно-последовательная
модель сотрудничества предполагает
принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение
действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком,
становится предметом деятельности другого (По этому принципу действует
производственный конвейер).
- Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает,
с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с
другой открывает новые возможности в освоении умений планирования,
координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На
занятии
сначала
дети
работают
в
парах
или
подгруппах,
а
затем
осуществляют
взаимодействие
между
ними
для
достижения
общего
результата (Подготовка к спектаклю: костюмы, декорации, роли).
3
этап:
Сотрудничество связано
с
предоставлением
детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления
деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей
самостоятельности при решении образовательных задач.
Модель процесса сотрудничества осуществляется в:
- совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в
отношениях
педагога
с
ребенком,
партнерство
в
системе
взаимоотношений «Взрослый – ребенок»;
- совместных играх;
- совместном изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам;
-
совместной
творческой
деятельности (игры,
труд,
досуги,
развлечения);
- индивидуально-подгрупповой работе.
Таким образом, освоение опыта сотрудничества развивает способности
детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и
коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков
других и соответственно на них реагировать.
Экспериментальная
проверка
эффективности
данной
модели
организации процесса сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками в
условиях дошкольной образовательной организации проходила в процессе
констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
1.
Формирование
умения
общения
со
сверстниками
у
старших
дошкольников. С. С. Бычкова, М., 2002.
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования,
2014. – 32 с.
3.
Яковлева Г.В. Управленческое содействие педагогам в инновационной
деятельности. //Управление ДОУ. 2007. № 6.