Напоминание

Моделирование процесса организации образовательного процесса как ключевая технология в дошкольном образовании.


Автор: Суслова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Быстрогорский д/с "Колобок"
Населённый пункт: поселок Быстрогорский
Наименование материала: статья
Тема: Моделирование процесса организации образовательного процесса как ключевая технология в дошкольном образовании.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Моделирование процесса организации образовательного процесса как

ключевая технология в дошкольном образовании.

В

системе

дошкольного образования России

за

последние

годы

произошли

большие

изменения,

которые

повысили

требования

к

личностному и профессиональному развитию педагога.

Дошкольные организации вступают в период глубоких качественных

изменений. В ФГОС ДО изменены содержание и структура образования в

целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и

отдельных

умений,

а

формирование

универсальной

учебной

деятельности «деятельностный подход» и на ее основе усвоения базовых

знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать

свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.

Таким образом, современный дошкольник не только должен усваивать

определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою

деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами

информации, свободно высказываться в устной и письменной форме,

осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать

ценность такого различия и многое другое.

Обратимся

к

вопросам «педагогики сотрудничества»,

реализация

которой

в образовательном

процессе ДОО

становиться

еще

более

актуальным психолого-педагогическим условием в связи с введением ФГОС

ДО [2].

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной

работе с людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное

отношение к различиям во мнениях и подходах в решении проблем

совместной деятельности.

Основные идеи педагогики сотрудничества:

— Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником,

единомышленником

воспитателей,

родителей

в

своем

же воспитании, образовании,

обучении,

становлении,

равноправным

участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за

результаты этого процесса.

— Изменение условий и сущности усвоения знаний – переход от

репродуктивных

методов

обучения

на

поисковые,

творческие,

осуществляющиеся в совместной деятельности педагога и ребенка.

— Применение эффективных форм взаимодействия педагога и ребенка

в образовательном процессе.

Сотрудничество не отменяет управления со стороны педагога, но оно

делает

его иным:

одностороннее

управление

как

взаимодействие воспитателя на ребенка сменяется взаимным воздействием,

при котором управляет не только воспитатель, но и ребенок, более того, в

роли объекта воздействия со стороны ребенка оказывается воспитатель [1].

Переход на личностно – ориентированную педагогику.

Педагогика сотрудничества предполагает

создание

атмосферы

радости и оптимизма как необходимого элемента процесса обучения,

развития

и воспитания.

Дети, воспитанные

на

сотрудничестве,

благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов приобрести

сильное

самосознание,

точно

так,

как

дети,

выращенные

на

сбалансированном питании, имеют больше шансов стать сильными и

здоровыми. Общение и совместная деятельность – та основа, на которой

строится вся жизнь детей. Культивирование общения в группах детского сада

является

одной

из важнейших

целей и в то

же время

основным

средством воспитания и обучения. Постоянное взаимодействие детей друг с

другом является самым ценным в дошкольной жизни. Важной задачей

педагога следует признать организацию сотрудничества между детьми.

Этому может способствовать:

отказ

от

постоянной

и

жесткой

иерархии

отношений, сотрудничество как

существенный

элемент

отношений;

выход воспитателя из роли наставника и освоение роли организатора

групповой деятельности;

— переход к «непедагогическим» формам образовательного общения:

а)

Развитие

общего

и

взаимного

интереса

участников

общения (воспитанников);

б) Отсутствие дидактичности (поучения);

в) Творческий характер общения (как задача воспитателя);

— признание особой роли групповых и парных занятий как форм

самостоятельной деятельности.

Чтобы воспитатель мог на практике реализовать принципы равенства –

диалогизма,

соразвития,

свободы,

сосуществования, сотрудничества,

единства и принятия, он сам должен иметь такой опыт переживания,

проживания.

Модель

организации

сотрудничества у

дошкольников

это

трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и

детей [3].

1

этап:

Необходимо

сосредоточить

внимание

на

обогащении

представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной

деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных

контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве

с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для

осуществления сотрудничества в совместной деятельности в разных видах

деятельности.

На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на: -

поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей; -

ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния

партнёра, отзывчивость на него - проведение с детьми бесед по обогащению,

уточнению правил сотрудничества и дружбы (серия бесед с использованием

литературных

произведений,

из

личного

опыта);

-

демонстрацию

образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей; -

непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных

действий в качестве посредника или партнёра.

2 этап: Осмысление предстоящих моделей сотрудничества.

- Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что

после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок –

участник

деятельности

будет

выполнять

свою

часть

общей

работы

индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего

итогового

результата.

Согласование

действий

участников

должно

осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в

конце, когда нужно суммировать результаты («Изготовление книги» -

рисование страниц).

-

Совместно-последовательная

модель сотрудничества предполагает

принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение

действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком,

становится предметом деятельности другого (По этому принципу действует

производственный конвейер).

- Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает,

с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с

другой открывает новые возможности в освоении умений планирования,

координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На

занятии

сначала

дети

работают

в

парах

или

подгруппах,

а

затем

осуществляют

взаимодействие

между

ними

для

достижения

общего

результата (Подготовка к спектаклю: костюмы, декорации, роли).

3

этап:

Сотрудничество связано

с

предоставлением

детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления

деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей

самостоятельности при решении образовательных задач.

Модель процесса сотрудничества осуществляется в:

- совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в

отношениях

педагога

с

ребенком,

партнерство

в

системе

взаимоотношений «Взрослый – ребенок»;

- совместных играх;

- совместном изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам;

-

совместной

творческой

деятельности (игры,

труд,

досуги,

развлечения);

- индивидуально-подгрупповой работе.

Таким образом, освоение опыта сотрудничества развивает способности

детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и

коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков

других и соответственно на них реагировать.

Экспериментальная

проверка

эффективности

данной

модели

организации процесса сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками в

условиях дошкольной образовательной организации проходила в процессе

констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

1.

Формирование

умения

общения

со

сверстниками

у

старших

дошкольников. С. С. Бычкова, М., 2002.

2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования,

2014. – 32 с.

3.

Яковлева Г.В. Управленческое содействие педагогам в инновационной

деятельности. //Управление ДОУ. 2007. № 6.



В раздел образования