Автор: Мокроусова Оксана Алексеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Мичуринска, Тамбовской обл.
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Воспитание патриотических и гражданских качеств личности школьника как традиция в работе учителя, классного руководителя"
Раздел: среднее образование
Воспитание патриотических и гражданских качеств личности школьника
как традиция в работе учителя, классного руководителя.
О.А.Мокроусова,
учитель ИЗО искусства
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска Тамбовской области
Чем больше отдаляемся мы от военных лет, тем с большей силой нам,
молодым, хочется прикоснуться к этому времени, вдохнуть его обжигающий
воздух, поклониться праху солдатских могил. Пройтись военными дорогами
нам помогают герои книг. Поэзия войны – это своеобразная биография нашей
страны, память поколений. Много написано книг и картин о войне авторами,
которые или были участниками, или жили в то время. Это Константин
Симонов, Алексей Толстой, Юрий Бондарев и многие другие. Их произведения
позволяют
сопереживать
героям,
дают
возможность
ощущать
себя
соучастниками тех событий. Лишь искусство позволяет сохранить в истории
то, что не откладывается в несовершенной памяти нашей.
Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека.
Им можно лечить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить,
воспитывать и вдохновлять.
С помощью искусства мы, школьные учителя,
можем «сеять» разумное и доброе. Искусство не может воспитать человека
равнодушного, слабого.
Одной из главных целей преподавания становится задача развития ин-
тереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних
переживаний. А чтобы это произошло, нужно сформировать устойчивый
интерес к урокам изобразительного искусства, тягу к познанию искусства и
творчества.
Средствами
искусства
стараемся
прививать
учащимся
любовь
к
прекрасному, расширить их знания о культурных ценностях, сформировать
нравственную основу личности каждого учащегося. Главной целью является
формирование патриотизма и любви к истории родного края. Находим такие
формы
взаимодействия
с
детьми,
которые
активизируют
духовную
деятельность по осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни.
Традиционными стали посещения музеев города (Краеведческий музей, музей
им. А.М.Герасимова, музей Голицына, музей – усадьба И.В.Мичурина),
различных выставок, Мичуринского драматического театра, экскурсии по
исторической части города, организация встреч с художниками, актерами
(заслуженными актерами РФ Кашминой В.П. и Волгаским Я.Б) и известными
людьми города (прапраправнучкой А.С. Пушкина Усовой Г.С.), с поэтами
(Михиным В.М., Михиной И.В., Кушелевским Э.С., Герасимовым П. С.,
Ишутиным Е.Н.), с поэтами – бардами (Папковой М.Ю., Чекуновым А. И.,
Виноградовым А. Н.), с ветеранами педагогического труда, с выпускниками
школы разных лет.
Воспитание гражданских, патриотических качеств личности школьника
стало
традицией
в
нашей
школе.
Формы
работы
по
воспитанию
патриотических качеств личности приобрели новый характер. В основе лежит
использование
активных и игровых форм работы: КТД
(«Моя Россия»,
«Путешествие к истокам», «Быть гражданином», «Открывая Родину, познаем
себя»), сюжетно – ролевые игры, фестивали («Верю в тебя, Отчизна моя»),
конкурсы («Поклонимся великим тем годам..», «Я помню! Я горжусь!» и т.д.),
в
которых
ставились
задачи
воспитания
гражданской
ответственности,
мужества,
понимания
культурного
наследия
и
следования
народным
традициям,
формирования
философско
–
мировоззренческой
позиции
молодежи, самосознания, ценностного отношения к собственной жизни,
развития гражданской и социальной ответственности, воспитания гордости за
свою страну и формирования готовности бороться за свою страну.
Основное внимание
уделяем пропаганде
исторических знаний,
воспитанию у школьников уважения и любви к историческому и культурному
наследию
России, ее духовным ценностям и традициям. С этой целью
проводим уроки мужества, лекции, беседы по классам. Тематика разнообразна:
вечер исторических портретов «На смертный бой за нашу землю», беседа
«Наши землячки – герои Советского Союза» (сбор материала членами центра
по этой теме), урок России «Символы нашей Родины», урок мужества «Судьба
и Родина – едины», уроки мужества, посвященные Дню Победы «Слава тебе,
Ленинград!», «Родина помнит героев своих», «Своими видел я глазами»,
«Навеки в памяти людской».
Цель достигается через разнообразные формы и методы:
- оформляем газеты различной тематики, выставки;
-
ежегодно
участвуем
в
работе
конференций,
секций,
чтений,
пропагандирующих патриотическое воспитание школьников;
- организуем поздравления ветеранов с праздниками (оформление
поздравительных открыток);
- конкурсы рисунков («По дорогам славы отцов», «Цветы Победы», «У
войны не женское лицо»), сочинений («Мы достойные внуки Великой
Победы», «Сердцем прикоснись к подвигу»), плакатов;
- организуем экскурсии в город Москву, Волгоград и Липецк;
- поиск, исследование, фотографирование, зарисовки способствуют
подготовке
творческих
работ,
проектов
по
истории
края,
о
людях,
прославивших его.
С лучшими творческими работами выходим на городские, областные,
всероссийские конкурсы.
«…Чем больше я окунаюсь в литературу военного времени, тем больше
я понимаю страх и риск, боль потерь и радость победы, доставшейся такой
ценой. Я хочу нарисовать тот «военный детский мир». В нем «мир» - уже «не
мир», а дети – уже совсем «не дети». Мой рисунок отразит холод и страх этой
войны, ощущения детей, их боль и страдания. Этим рисунком я сохраню и
почту память погибшим в Великой Отечественной войне.
Кагакина Е., 7 класс»
«
Я часто задаюсь вопросом: что помогло победить нашим воинам?
Каждый раз я отвечаю себе по – разному. Но все же думаю главным, первым
помощником была Вера…Я считаю, именно благодаря ей, победили – наши
солдаты.
Мне было трудно облечь свои мысли в цвет, но всё же я постаралась
наиболее четко выразить их. Поэтому я изобразила одинокого солдата, символ
защитника Родины, сидящего под огромным небом. И в этом небе, бескрайнем,
теплом, розовато – лиловом небе, виднеется облик Богородицы – символа
Веры. Тот, кто верит, благословен судьбою, ведь, в конце концов, Вера
поможет достичь желаемого.
Я запомню смысл слова «война», смысл слова «подвиг» на всю жизнь,
потому что мои мысли материализованы в этом рисунке. Но, согласитесь, как
было бы здорово, если бы у каждого была такая картина, напоминающая
каждый миг нашей жизни о том, что хорошо, а что плохо...
Мистюкова С., 9 класс»
Вся страна готовится к празднованию Великой Победы, к чествованию
подвига русского народа. В этот день мы вспомним о павших и восславим
живых. Ветеранам Великой Отечественной Войны мы посвящаем эти строки:
Вы были тоже молодыми
Теперь седые ветераны
И орденами золотыми,
Вы на груди прикрыли раны.
Спасибо Вам, за вашу честь,
За Ваше мужество и славу.
Вы были, будете и есть
Всегда героями по праву!
Литература:
1.
Кульков Е.Н., Мягков М.Ю., Ржешевский О.А. Война 1941-1945.
Факты и документы. М. , 2004
2.
Великая
Отечественная
Война
1941-1945:
Военно-исторические
очерки. В 4-х кн. М., 19998-1999
3.
Великая Отечественная Война… (Краткая иллюстрированная история
Великой Отечественной Войны для юношества). М., 1975
4.
Пикуль В.С. Каждому свое. М.,1990
5.
Высоцкий В.С. Сочинения. Песни. Т.1 М., 1991