Напоминание

"Воспитание патриотических и гражданских качеств личности школьника как традиция в работе учителя, классного руководителя"


Автор: Мокроусова Оксана Алексеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Мичуринска, Тамбовской обл.
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Воспитание патриотических и гражданских качеств личности школьника как традиция в работе учителя, классного руководителя"
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание патриотических и гражданских качеств личности школьника

как традиция в работе учителя, классного руководителя.

О.А.Мокроусова,

учитель ИЗО искусства

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска Тамбовской области

Чем больше отдаляемся мы от военных лет, тем с большей силой нам,

молодым, хочется прикоснуться к этому времени, вдохнуть его обжигающий

воздух, поклониться праху солдатских могил. Пройтись военными дорогами

нам помогают герои книг. Поэзия войны – это своеобразная биография нашей

страны, память поколений. Много написано книг и картин о войне авторами,

которые или были участниками, или жили в то время. Это Константин

Симонов, Алексей Толстой, Юрий Бондарев и многие другие. Их произведения

позволяют

сопереживать

героям,

дают

возможность

ощущать

себя

соучастниками тех событий. Лишь искусство позволяет сохранить в истории

то, что не откладывается в несовершенной памяти нашей.

Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека.

Им можно лечить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить,

воспитывать и вдохновлять.

С помощью искусства мы, школьные учителя,

можем «сеять» разумное и доброе. Искусство не может воспитать человека

равнодушного, слабого.

Одной из главных целей преподавания становится задача развития ин-

тереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних

переживаний. А чтобы это произошло, нужно сформировать устойчивый

интерес к урокам изобразительного искусства, тягу к познанию искусства и

творчества.

Средствами

искусства

стараемся

прививать

учащимся

любовь

к

прекрасному, расширить их знания о культурных ценностях, сформировать

нравственную основу личности каждого учащегося. Главной целью является

формирование патриотизма и любви к истории родного края. Находим такие

формы

взаимодействия

с

детьми,

которые

активизируют

духовную

деятельность по осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни.

Традиционными стали посещения музеев города (Краеведческий музей, музей

им. А.М.Герасимова, музей Голицына, музей – усадьба И.В.Мичурина),

различных выставок, Мичуринского драматического театра, экскурсии по

исторической части города, организация встреч с художниками, актерами

(заслуженными актерами РФ Кашминой В.П. и Волгаским Я.Б) и известными

людьми города (прапраправнучкой А.С. Пушкина Усовой Г.С.), с поэтами

(Михиным В.М., Михиной И.В., Кушелевским Э.С., Герасимовым П. С.,

Ишутиным Е.Н.), с поэтами – бардами (Папковой М.Ю., Чекуновым А. И.,

Виноградовым А. Н.), с ветеранами педагогического труда, с выпускниками

школы разных лет.

Воспитание гражданских, патриотических качеств личности школьника

стало

традицией

в

нашей

школе.

Формы

работы

по

воспитанию

патриотических качеств личности приобрели новый характер. В основе лежит

использование

активных и игровых форм работы: КТД

(«Моя Россия»,

«Путешествие к истокам», «Быть гражданином», «Открывая Родину, познаем

себя»), сюжетно – ролевые игры, фестивали («Верю в тебя, Отчизна моя»),

конкурсы («Поклонимся великим тем годам..», «Я помню! Я горжусь!» и т.д.),

в

которых

ставились

задачи

воспитания

гражданской

ответственности,

мужества,

понимания

культурного

наследия

и

следования

народным

традициям,

формирования

философско

мировоззренческой

позиции

молодежи, самосознания, ценностного отношения к собственной жизни,

развития гражданской и социальной ответственности, воспитания гордости за

свою страну и формирования готовности бороться за свою страну.

Основное внимание

уделяем пропаганде

исторических знаний,

воспитанию у школьников уважения и любви к историческому и культурному

наследию

России, ее духовным ценностям и традициям. С этой целью

проводим уроки мужества, лекции, беседы по классам. Тематика разнообразна:

вечер исторических портретов «На смертный бой за нашу землю», беседа

«Наши землячки – герои Советского Союза» (сбор материала членами центра

по этой теме), урок России «Символы нашей Родины», урок мужества «Судьба

и Родина – едины», уроки мужества, посвященные Дню Победы «Слава тебе,

Ленинград!», «Родина помнит героев своих», «Своими видел я глазами»,

«Навеки в памяти людской».

Цель достигается через разнообразные формы и методы:

- оформляем газеты различной тематики, выставки;

-

ежегодно

участвуем

в

работе

конференций,

секций,

чтений,

пропагандирующих патриотическое воспитание школьников;

- организуем поздравления ветеранов с праздниками (оформление

поздравительных открыток);

- конкурсы рисунков («По дорогам славы отцов», «Цветы Победы», «У

войны не женское лицо»), сочинений («Мы достойные внуки Великой

Победы», «Сердцем прикоснись к подвигу»), плакатов;

- организуем экскурсии в город Москву, Волгоград и Липецк;

- поиск, исследование, фотографирование, зарисовки способствуют

подготовке

творческих

работ,

проектов

по

истории

края,

о

людях,

прославивших его.

С лучшими творческими работами выходим на городские, областные,

всероссийские конкурсы.

«…Чем больше я окунаюсь в литературу военного времени, тем больше

я понимаю страх и риск, боль потерь и радость победы, доставшейся такой

ценой. Я хочу нарисовать тот «военный детский мир». В нем «мир» - уже «не

мир», а дети – уже совсем «не дети». Мой рисунок отразит холод и страх этой

войны, ощущения детей, их боль и страдания. Этим рисунком я сохраню и

почту память погибшим в Великой Отечественной войне.

Кагакина Е., 7 класс»

«

Я часто задаюсь вопросом: что помогло победить нашим воинам?

Каждый раз я отвечаю себе по – разному. Но все же думаю главным, первым

помощником была Вера…Я считаю, именно благодаря ей, победили – наши

солдаты.

Мне было трудно облечь свои мысли в цвет, но всё же я постаралась

наиболее четко выразить их. Поэтому я изобразила одинокого солдата, символ

защитника Родины, сидящего под огромным небом. И в этом небе, бескрайнем,

теплом, розовато – лиловом небе, виднеется облик Богородицы – символа

Веры. Тот, кто верит, благословен судьбою, ведь, в конце концов, Вера

поможет достичь желаемого.

Я запомню смысл слова «война», смысл слова «подвиг» на всю жизнь,

потому что мои мысли материализованы в этом рисунке. Но, согласитесь, как

было бы здорово, если бы у каждого была такая картина, напоминающая

каждый миг нашей жизни о том, что хорошо, а что плохо...

Мистюкова С., 9 класс»

Вся страна готовится к празднованию Великой Победы, к чествованию

подвига русского народа. В этот день мы вспомним о павших и восславим

живых. Ветеранам Великой Отечественной Войны мы посвящаем эти строки:

Вы были тоже молодыми

Теперь седые ветераны

И орденами золотыми,

Вы на груди прикрыли раны.

Спасибо Вам, за вашу честь,

За Ваше мужество и славу.

Вы были, будете и есть

Всегда героями по праву!

Литература:

1.

Кульков Е.Н., Мягков М.Ю., Ржешевский О.А. Война 1941-1945.

Факты и документы. М. , 2004

2.

Великая

Отечественная

Война

1941-1945:

Военно-исторические

очерки. В 4-х кн. М., 19998-1999

3.

Великая Отечественная Война… (Краткая иллюстрированная история

Великой Отечественной Войны для юношества). М., 1975

4.

Пикуль В.С. Каждому свое. М.,1990

5.

Высоцкий В.С. Сочинения. Песни. Т.1 М., 1991



В раздел образования