Автор: Пелихова Валентина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 69
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Роль самостоятельной работы учащихся на уроках математики
Раздел: среднее образование
Роль самостоятельной работы учащихся на уроках математики
Пелихова Валентина Ивановна
МБОУ СОШ № 69
Развитию
познавательных
навыков,
умения
самостоятельно
конструировать свои знания в информационном пространстве, умения увидеть,
сформировать
и
решить
проблему
способствует
развитие
у
учащихся
самостоятельной активности, направленной на освоение нового.
Школьников необходимо учить самостоятельно добывать знания и
совершенствовать их. В процессе самостоятельной деятельности развиваются
такие ценные качества личности как внимательность, настойчивость, точность,
ответственность.
Основным орудием труда на уроках математики является мысль, хорошо
натренированная
на
самостоятельности
и
логической
полноценности
рассуждений. Умение пополнять свои знания, правильно планировать личную
работу является очень важным для любого человека. Самостоятельность
мышления
следует
рассматривать
как
важнейшую
составляющую
в
характеристике особенностей личности. Еще К.Д.Ушинский утверждал, что
«единственно прочным основанием всякого плодотворного учения является
самостоятельная работа учащихся». Сущность самостоятельной деятельности
заключается не в том, что ученик перестает нуждаться в помощи учителя, а в
том, что содержание цели деятельности совпадает с целью управления этой
деятельности.
Существуют различные подходы к классификации самостоятельных работ:
в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности различают:
воспроизводящие,
реконструктивно-вариативные,
эвристические,
творческие;
в
соответствии
с
вышеизложенной
на
них
задачей:
обучающие,
контролирующие;
в соответствии с формой проведения: устные, письменные;
в зависимости от места проведения: классные, домашние;
по
способу
организации
класса:
коллективные,
индивидуальные,
групповые;
по способу контроля: взаимопроверка, контроль учителя;
по виду деятельности: работа с учебником и справочной литературой,
решение
упражнений,
математические
диктанты
и
сочинения,
практические и лабораторные работы, тестовый опрос, опрос-эстафета,
опрос-игра,
«экспресс-диктант»,
домашние
опыты
наблюдения,
техническое моделирование и конструирование, подготовка докладов и
рефератов.
Краткая характеристика некоторых видов самостоятельных работ,
которые использую в своей практике:
Самостоятельная
работа
с
целью
актуализации
знаний
учащихся
проводится перед введением нового материала и перед закреплением его.
Данная
работа может быть воспроизводящей
и реконструктивно-
вариативной. Работе воспроизводящего характера (по образцу, по
инструкции или алгоритму, с промежуточными записями, с указаниями к
решению и др.) способствует психологический настрой на успех. На этом
уровне происходит подготовка к самостоятельной деятельности.
Работа по инструкции или алгоритму применяется для закрепления
изученного
материала,
соответствует
низкому
уровню
самостоятельности, может применяться для учащихся с любым уровнем
знаний.
Самостоятельная работа с промежуточными записями содержит решение
упражнений или доказательство теоремы с пропусками. Учащиеся
должны восстановить недостающие записи, выводы, вычисления и т.д.
Самостоятельная работа с выборочной системой ответа заключается в
том, что даются несколько вариантов ответа, из которых учащиеся
выбирают верный (подчеркивают или выписывают).
Самостоятельная работа с указаниями к решению содержит задания
достаточно высокого уровня сложности, в которых кроме условия дается
«подсказка»
о
ходе
решения
и,
по
необходимости,
требуется
использовать конкретное правило, формулу, какой-нибудь теоретический
материал.
Работа с применением программированного контроля. Задание содержит
несколько вариантов ответов, каждому из которых присвоен код. Решив
упражнения, учащиеся записывают код правильного ответа.
Вариативная самостоятельная работа состоит из последовательных 3-4
заданий, где решение каждого последующего опирается на результат
предыдущего.
Эвристические
работы
включают
в
себя
большую
степень
самостоятельности, предполагают составление алгоритма решения.
Математический диктант может носить как контролирующий, так и
обучающий характер, требует краткого ответа и несложных вычислений.
«Экспресс-диктант» проводится как и обычный диктант, но ответы
записываются в двух экземплярах (под копирку). Контрольный экземпляр
сдается учителю, по оставшемуся экземпляру идет фронтальная проверка.
Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные
работы,
которые
предполагают
высокий
уровень
самостоятельности.
К
заданиям творческого характера можно отнести решение задач несколькими
способами, составление задач и примеров самими учащимися. Написание
докладов, рефератов, математических сказок и сочинений.
Особую роль уделяю работе с книгой. Начиная с 5 класса знакомлю
учащихся со структурой учебника, с приемами выделения определений,
формулировок теорем, указываю расположение справочного материала на
форзацах учебника. Повторительного материала пройденного курса. Затем учу
читать математическую книгу, выделять главное, делить текст пункта на
смысловые части, находить в тексте ответ на поставленный вопрос, читать
чертеж, составлять план ответа, организую поиск различных доказательств
теорем. Практикую и самостоятельное изучение нового материала.
Самостоятельная работа может входить почти во все методы обучения,
применяться на разных этапах процесса обучения, для достижения тех же
целей, которые предусмотрены и на работах, выполняемых под руководством
учителя. Естественно, что на разных этапах обучения самостоятельные работы
используются для достижения различных целей:
на
этапе
осознания
учебного
материала
самостоятельные
работы
направлены на понимание смысла и структуры изучаемых понятий,
теорем;
на этапе формирования умений по применению полученных сведений
самостоятельные работы направлены, прежде всего, на отработку
правильности выполняемых действий;
на этапе формирования навыков они направлены уже на отработку
быстроты выполняемых действий.
Самостоятельные работы необходимы как для овладения знаниями, так и
для осуществления учителем контроля за их усвоением.
Математика, как никакой другой предмет, позволяет формировать такой
необходимый
для
самостоятельной
работы
навык,
как
осуществление
самоконтроля за производимой деятельностью.