Напоминание

Роль самостоятельной работы учащихся на уроках математики


Автор: Пелихова Валентина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 69
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Роль самостоятельной работы учащихся на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Роль самостоятельной работы учащихся на уроках математики

Пелихова Валентина Ивановна

МБОУ СОШ № 69

Развитию

познавательных

навыков,

умения

самостоятельно

конструировать свои знания в информационном пространстве, умения увидеть,

сформировать

и

решить

проблему

способствует

развитие

у

учащихся

самостоятельной активности, направленной на освоение нового.

Школьников необходимо учить самостоятельно добывать знания и

совершенствовать их. В процессе самостоятельной деятельности развиваются

такие ценные качества личности как внимательность, настойчивость, точность,

ответственность.

Основным орудием труда на уроках математики является мысль, хорошо

натренированная

на

самостоятельности

и

логической

полноценности

рассуждений. Умение пополнять свои знания, правильно планировать личную

работу является очень важным для любого человека. Самостоятельность

мышления

следует

рассматривать

как

важнейшую

составляющую

в

характеристике особенностей личности. Еще К.Д.Ушинский утверждал, что

«единственно прочным основанием всякого плодотворного учения является

самостоятельная работа учащихся». Сущность самостоятельной деятельности

заключается не в том, что ученик перестает нуждаться в помощи учителя, а в

том, что содержание цели деятельности совпадает с целью управления этой

деятельности.

Существуют различные подходы к классификации самостоятельных работ:

в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности различают:

воспроизводящие,

реконструктивно-вариативные,

эвристические,

творческие;

в

соответствии

с

вышеизложенной

на

них

задачей:

обучающие,

контролирующие;

в соответствии с формой проведения: устные, письменные;

в зависимости от места проведения: классные, домашние;

по

способу

организации

класса:

коллективные,

индивидуальные,

групповые;

по способу контроля: взаимопроверка, контроль учителя;

по виду деятельности: работа с учебником и справочной литературой,

решение

упражнений,

математические

диктанты

и

сочинения,

практические и лабораторные работы, тестовый опрос, опрос-эстафета,

опрос-игра,

«экспресс-диктант»,

домашние

опыты

наблюдения,

техническое моделирование и конструирование, подготовка докладов и

рефератов.

Краткая характеристика некоторых видов самостоятельных работ,

которые использую в своей практике:

Самостоятельная

работа

с

целью

актуализации

знаний

учащихся

проводится перед введением нового материала и перед закреплением его.

Данная

работа может быть воспроизводящей

и реконструктивно-

вариативной. Работе воспроизводящего характера (по образцу, по

инструкции или алгоритму, с промежуточными записями, с указаниями к

решению и др.) способствует психологический настрой на успех. На этом

уровне происходит подготовка к самостоятельной деятельности.

Работа по инструкции или алгоритму применяется для закрепления

изученного

материала,

соответствует

низкому

уровню

самостоятельности, может применяться для учащихся с любым уровнем

знаний.

Самостоятельная работа с промежуточными записями содержит решение

упражнений или доказательство теоремы с пропусками. Учащиеся

должны восстановить недостающие записи, выводы, вычисления и т.д.

Самостоятельная работа с выборочной системой ответа заключается в

том, что даются несколько вариантов ответа, из которых учащиеся

выбирают верный (подчеркивают или выписывают).

Самостоятельная работа с указаниями к решению содержит задания

достаточно высокого уровня сложности, в которых кроме условия дается

«подсказка»

о

ходе

решения

и,

по

необходимости,

требуется

использовать конкретное правило, формулу, какой-нибудь теоретический

материал.

Работа с применением программированного контроля. Задание содержит

несколько вариантов ответов, каждому из которых присвоен код. Решив

упражнения, учащиеся записывают код правильного ответа.

Вариативная самостоятельная работа состоит из последовательных 3-4

заданий, где решение каждого последующего опирается на результат

предыдущего.

Эвристические

работы

включают

в

себя

большую

степень

самостоятельности, предполагают составление алгоритма решения.

Математический диктант может носить как контролирующий, так и

обучающий характер, требует краткого ответа и несложных вычислений.

«Экспресс-диктант» проводится как и обычный диктант, но ответы

записываются в двух экземплярах (под копирку). Контрольный экземпляр

сдается учителю, по оставшемуся экземпляру идет фронтальная проверка.

Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные

работы,

которые

предполагают

высокий

уровень

самостоятельности.

К

заданиям творческого характера можно отнести решение задач несколькими

способами, составление задач и примеров самими учащимися. Написание

докладов, рефератов, математических сказок и сочинений.

Особую роль уделяю работе с книгой. Начиная с 5 класса знакомлю

учащихся со структурой учебника, с приемами выделения определений,

формулировок теорем, указываю расположение справочного материала на

форзацах учебника. Повторительного материала пройденного курса. Затем учу

читать математическую книгу, выделять главное, делить текст пункта на

смысловые части, находить в тексте ответ на поставленный вопрос, читать

чертеж, составлять план ответа, организую поиск различных доказательств

теорем. Практикую и самостоятельное изучение нового материала.

Самостоятельная работа может входить почти во все методы обучения,

применяться на разных этапах процесса обучения, для достижения тех же

целей, которые предусмотрены и на работах, выполняемых под руководством

учителя. Естественно, что на разных этапах обучения самостоятельные работы

используются для достижения различных целей:

на

этапе

осознания

учебного

материала

самостоятельные

работы

направлены на понимание смысла и структуры изучаемых понятий,

теорем;

на этапе формирования умений по применению полученных сведений

самостоятельные работы направлены, прежде всего, на отработку

правильности выполняемых действий;

на этапе формирования навыков они направлены уже на отработку

быстроты выполняемых действий.

Самостоятельные работы необходимы как для овладения знаниями, так и

для осуществления учителем контроля за их усвоением.

Математика, как никакой другой предмет, позволяет формировать такой

необходимый

для

самостоятельной

работы

навык,

как

осуществление

самоконтроля за производимой деятельностью.



В раздел образования