Автор: Суворова Тамара Алексеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 4
Населённый пункт: города Смоленска
Наименование материала: Методическая разработка: Составление технологической карты урока с сопровождением медиа презентации
Тема: "Систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов",
Раздел: среднее образование
Систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»
Ф. И. О. педагога: Суворова Тамара Алексеевна
Класс: 8
Тема урока: Систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»
Тип урока: Урок комплексного применения знаний (комбинированный)
Цель урока: Выявление генетической взаимосвязи классов химических соединений на основе состава формул неорг. веществ.
Образовательные технологии, применяемые на уроке: проблемное обучение, кооперация в обучении, развивающее обучение,
технология игровой деятельности, ИКТ, проектное обучение.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, игровые, словесные, наглядные, работа в группах.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, периодическая система химических элементов, таблица растворимости,
презентация к уроку, карточки-задания, учебник, рабочая тетрадь.
Основные понятия и термины: простые и сложные вещества, бинарные соединения, оксиды, основания, кислоты, соли,
индикаторы, нейтральная, щелочная и кислая среды, генетическая взаимосвязь классов химических соединений.
Планируемый образовательный результат
Признаки
решения
дидактических задач
Предметные УУД
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Знать определения (по
составу) основных классов
химических соединений:
оксидов, оснований, кислот,
солей.
Уметь
- пользоваться периодической
системой
химических
элементов
и
таблицей
растворимости
для
составления формул оксидов,
Познавательные:
-
умение
создавать,
применять
и
преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных
задач;
-умение
выбирать
наиболее
эффективные
способы и подходы к выполнению заданий;
- умение находить общие и отличительные
признаки в объектах исследования;
– умение создавать интеллект -
карты как
способа организации проектной деятельности
формирование
ответственного
отношения к учению, готовности и
способности
обучающихся
к
саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и
построению
дальнейшей
индивидуальной
траектории
образования на базе ориентировки в
мире
профессий
и
профессиональных предпочтений, с
- усвоение материала
в полном объёме;
- применение
полученных знаний
при выполнении
практических
заданий;
-умение
«оперировать»
оснований, кислот, солей;
-
выявлять
генетическую
взаимосвязь
классов
химических
соединений
на
основе
состава
формул
неорганических веществ;
Регулятивные:
-
умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией.
Коммуникативные: - умение организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками,
работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
Осуществляют
взаимоконтроль
и
взаимопомощь.
учётом устойчивых познавательных
интересов;
химическими
терминами.
Ход урока
Деятельность учителя
Прогнозируемая деятельность обучающегося
1.Органи-
зационный
момент.
Учитель говорит о том, что на уроке мы будем
анализировать, сравнивать, составлять интеллект -
карты, решать тесты для того, чтобы повторить
изученный материал по темам «Оксиды»,
«Основания», «Кислоты», «Соли», закрепить умения
определять вещества по формулам, составлять
формулы, называть вещества.
Обучающиеся в течение урока будут оценивать себя по
балльно -рейтинговой системе: за каждый правильный
ответ или выполненное упражнение на полях листа
ставят балл. В конце урока подсчитывают баллы,
оценивают свою активность на уроке.
2.Обобщени
е изученного
материала.
Задание 1.
Учитель предлагает по СЛАЙДАМ 2-3 обучающимся
найти общие и отличительные признаки в
предложенных формулах химических соединений
(Игра: третий-лишний).
Обучающиеся, сравнивая формулы веществ,
закрепляют знания по классификации веществ.
Определяют
- простые и сложные вещества
- простые: металлы и неметаллы
- оксиды – сложные вещества, состоящие из двух
элементов, один из которых кислород со степенью
окисления -2
- оксиды металлов (основные) и оксиды неметаллов
(кислотные)
- основания – сложные вещества, состоящие из иона
металла и гидроксид-иона
- основания по растворимости делятся на
нерастворимые и растворимые (щелочи)
- кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов
водорода и кислотного остатка
- соли - сложные вещества, состоящие из металла и
кислотного остатка
Задание 2.
Учитель предлагает обучающимся составить
интеллект - карту, отражающую классификацию
неорганических веществ. (Мини проект)
Обучающиеся составляют интеллект - карту,
отражающую классификацию неорганических веществ:
простые вещества - металлы и неметаллы, сложные
вещества – оксиды (основные и кислотные), основания,
кислоты, соли.
Задание 3.
Учитель предлагает обучающимся из лежащих на
партах конвертов достать карточки с напечатанными
формулами веществ, разложить их по группам в
соответствии с составленными ими интеллект-
картами.
Обучающиеся работают в парах, проводят
взаимопроверку. Обучающиеся, выполнившие работу
быстро и без ошибок, становятся помощниками
учителя, подходят к ребятам, испытывающим
сложности определения класса соединений по составу
формулы.
Задание 4.
Учитель предлагает по СЛАЙДАМ 4-5 обучающимся
фронтально решить тестовые упражнения.
Обучающиеся находят правильные ответы, поднимают
руки, отвечают. Учитель просит поднять руки тем
ребятам, которые согласны с ответом одноклассника.
Только после этого проверяется ответ. Таким образом
обеспечивается активная работа всех обучающихся.
Задание 5.
Учитель предлагает обучающимся выполнить
упражнение по составлению формул солей, пользуясь
таблицей растворимости. Для этого предлагает
обучающимся вспомнить правила составления формул
по СЛАЙДАМ 6-10
Обучающиеся выполняют упражнение по составлению
формул солей, пользуясь таблицей растворимости. В
СЛАЙДЕ 11 предлагается упражнение на 2 варианта.
Обучающиеся работают индивидуально, затем
обмениваются тетрадями проводят взаимопроверку.
Задание 6.
Учитель предлагает обучающимся на составленных
интеллект - картах цветным карандашом одного цвета
соединить металл – основный оксид (оксид металла) –
основание – соль; карандашом другого цвета
соединить неметалл – кислотный оксид (оксид
неметалла) – кислота – соль.
Обучающиеся таким образом выявляют генетическую
связь химических соединений. Подтверждение находят
своему открытию на СЛАЙДЕ 12.
Задание 7.
Учитель предлагает обучающимся из лежащих на
партах конвертов достать карточки с напечатанными
формулами веществ, разложить их, составив
генетическую связь.
Обучающиеся работают в парах, проводят
взаимопроверку. Обучающиеся, выполнившие работу
быстро и без ошибок, становятся помощниками
учителя, подходят к ребятам, испытывающим
сложности по составлению генетической связи между
классами химических соединений.
Са – СаО – Са(ОН)
2
СаСО
3
С – СО
2
– Н
2
СО
3
3. Домашнее
задание.
Учитель предлагает обучающимся письменно
составить 2 цепочки СЛАЙДЫ 13-14.
На следующем уроке проверка по СЛАЙДАМ 15-16
Обучающиеся переписывают задания в рабочую
тетрадь.
4.
Подведение
итогов
занятия.
Учитель благодарит обучающихся за активную работу
на уроке.
Обучающиеся подсчитывают баллы, оценивают свою
активность на уроке.
Сдают листы с интеллект-картами.
5. Рефлексия
Учитель просит поднять приготовленные за ранее
кружки.
Красные – я работал творчески
Желтые – я старался, но что-то не получалось
Белые – я не старался, урок прошел и это хорошо
Обучающиеся подняли только красные и желтые
кружки.