Напоминание

Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста


Автор: Ускова Маргарита Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учереждение "Детский сад №102" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие грамматического строя

речи у детей дошкольного возраста

Ускова Маргарита Юрьевна

учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 102» г. Новосибирск

Речь – одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему

становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и

связывает все высшие психические функции. Она играет огромную роль в

психическом

развитии

ребенка

и

формируется

на

основе

восприятия

окружающего предметного мира. Основой для усвоения грамматического строя

речи является познание отношений и связей окружающей действительности,

которые выражены в грамматических формах. Усвоение грамматических норм

языка способствует тому, что речь ребенка; начинает выполнять; наряду с

функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической

формой связной речи. |Овладение грамматически правильной речью оказывает

влияние

на

мышление

ребенка.

Происходит

понимание

логической

зависимости между наблюдаемыми явлениями, развивается умение обобщать,

анализировать. Недаром К. Д. Ушинский называл грамматику логикой языка.

Говоря о ее изучении, он писал: «... грамматика, преподаваемая логически,

начинает развивать самосознание человека, т. е. именно ту способность,

вследствие которой человек является человеком между животными».

В исследовании А.Н.Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" (1961)

подробно освещены этапы последовательного овладения ребенком различными

сторонами русского языка. Им были выделены

периоды в формировании

грамматического строя русского языка, в процессе его усвоения ребенком,

характеризующиеся специфическими особенностями:

1. Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые

употребляются

в

одном

неизменном

виде

во

всех

случаях,

где

они

используются;

2. Период освоения грамматической структуры предложения, связанный с

формированием грамматических категорий и их внешнего выражения;

3.

Период

усвоения

морфологической

системы

русского

языка,

характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения.

Исследования А.Н. Гвоздева легли в основу современной теории и методики

развития речи детей.

Другие исследователи (А.Н.Леонтьев, Г.Л.Розенгарт-Пупко, Н.И.Жинкин и др.)

выделяют следующие этапы становления речи детей.

1. Подготовительный этап (от 0до1 года)

Первые голосовые реакции ребенка - крик и плач - наблюдаются сразу после

его рождения. Уже эти рефлекторные проявления играют определенную роль в

развитии дыхательного, артикуляционного и голосового отделов речевого

аппарата.

В

2-3

месяца

отмечается

нечленораздельное,

аморфное

воспроизведение звуковых комплексов - гуление. Его роль трудно переоценить:

продолжается тренировка артикуляционного аппарата и развитие слухового

восприятия. Гуление появляется у всех детей, и у всех оно одинаковое. На этапе

раннего развития речи детей оно носит подражательный характер: ребенок

использует звукоподражания, мимику и жестикуляцию. Окружающим такая

речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации. Овладение речью

происходит

постепенно,

имеются

четкие

закономерности

в

овладении

отдельными

элементами

родного

языка.

При

этом

прослеживается

определенная логика - слова, более простые по структуре и фонетическому

оформлению, усваиваются быстрее и стабильнее.

После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. Лепет - уже начало собственной

речи ребенка. Это не простое воспроизведение слогов (ма, па, ба), а

соотнесение их с конкретными лицами, предметами и т.д. В это время ребенок,

слыша звуки, видит у окружающих взрослых артикуляционные движения губ.

Он пытается им подражать. Многократные повторения стереотипных движений

приводят к закреплению двигательных навыков и стойкому повторению

лепетных слов.

С 3-6-ти месяцев ребенок начинает поворачиваться на голос, с 7-ти месяцев

узнает голоса окружающих его родных и близких, в 8-9 месяцев реагирует на

свое имя. Он активно прислушивается к речи окружающих, эмоционально

реагирует на звучащую музыку. После 9-ти месяцев с удовольствием

выполняет элементарные словесные просьбы, типа: "Помаши ручкой - до

свидания", "Похлопай в ладошки", "Поиграй в сороку" и т.д. Наличие

"лепетного декламирования"

в

возрасте

9-10-ти месяцев

уже является

показателем нормальных предпосылок для будущего речевого развития

ребенка.

К 11-ти месяцам он воспринимает имена хорошо знакомых лиц, названия

предметов.

Важно, чтобы окружающие в это время ребенка близкие могли уделять ему

больше внимания: часто улыбались, рассматривали вместе с ним игрушки,

много разговаривали, воспроизводили легкие звукосочетания (ам-ам, мяу, пока-

пока, биби и т.д.).

Постепенно ребенок усваивает интонацию, ритм речи, ее мелодику (айя ~яй,

аё'-а'ё).

К году ребенок довольно четко произносит первые слова, типа: мама, папа,

баба, деда, дядя и т.д. и понимает до 30 лепетных слов. В это время большую

роль играют благоприятные социальные и речевые условия, в которых

воспитывается ребенок.

2. Преддошнольный этап (от 1 года до 3 лет)

Он характеризуется, прежде всего, расширением объема понимания речи и

активизацией

словарного

запаса.

Отмечается

появление

новых

слов,

обозначающих любимые игрушки (гадя -гусеница), продукты питания (агу -

огурец, яба - яблоко, бана -банан), животных (бака - собака, катя - кошка), птиц

(гага - гусь, коко - курица) и т.д. Произношение этих слов далеко еще от

нормативного, но именно их появление является показателем начала активного

развития речи ребенка. Выделяется период усвоения предложений из аморфных

слов-корней: 1 г. 3 мес.-1 г. 8 мес. - однословные предложения: "бах", затем

предложения из нескольких слов-корней: "ма, да" - "мама, дай", "да яба" - "дай

яблоко", "н'а, анан'а" - "на ананас". В этот период особенное значение

приобретает не правильность фонетического оформления слов, а именно

умение соединить лепетные слова в короткие предложения ("Папа - туту, мама

- туту, баба - туту. Во бика." - "Папа едет, мама едет, баба едет. Вот машина."

или "Да' а'ё" - "Дай телефон"). Общаясь с другими детьми и взрослыми, ребенок

охотно повторяет интонацию, отдельные знакомые сочетания. Если ему

периодически выразительно читать маленькие стишки, он может заканчивать

строчку одним словом. Например:

Мы топаем ногами - ТО' ТО- ТО' (топ, топ, топ).

Мы хлопает руками - ХО' ХО' ХО' (хлоп, хлоп, хлоп).

В самостоятельной речи ребенок начинает повторять первый, второй слог (гая -

горячий, вока - горка, ва - вода, эба - арбуз, хама -камень, лама - помидор, aпa -

лампа, тига - книга). Повторяя за взрослыми звуки и слова, ребенок сам

переносит новые сочетания на другие слова (бабу'ка, деду'ка, маму'ка). В 1 г. 5

мес. - 1 г. 6 мес. заметно возрастает любознательность детей. Они с

удовольствием рассматривают детские красочные книжки: обращаясь к

родителям, просят "тит'а" - читать, внимательно вслушиваясь в мелодико-

интонационную структуру речи. Начинают различать части, называя все 1-2-мя

слогами (гаки - глазки, ути - ушки, но - ножка) Появляются первые стечения

согласных (куква - кукла, ква-ква, мям -мням, пва-пва (гулять). Заметные

сдвиги в формировании фонематического слуха, по данным Н.Х.Швачкина,

наблюдаются в 1 г.7 мес,- 1 г. 8 мес.

Ребенок, имея в активном запасе только лепетные слова, тем не менее, уже

различает и показывает предметы, названия которых отличаются одним звуком

(мишка - миска; мышка - мишка).

В 1 г. 8 мес. -1 г. 9 мес., по данным А.Н.Гвоздева, дети имеют в активном

запасе до 80-100 слов.

Объективным показателем правильного хода развития речи служит появление к

2-м годам первых форм фраз (вот таи - вот шары, дай гибы - дай грибы).

В это время дети особенно активны в играх с куклами, игрушками-животными.

Они не просто играют с ними, а обязательно при этом оречевляют

выполняемые действия ("Tama, пи, бай-бай" -"Тата спит - бай-бай", Таза мня-

мня банан" - Тога ест банан") и быстро наращивают количественный словарь.

Объем словаря, его количественные и качественные показатели зависят от ряда

объективных

условий:

речевой

и

социальной

среды,

ряда

жизненных

показателей, индивидуальных психических и физических особенностей детей и

т.д.

К концу 2 года жизни, по данным Л.П.Федоренко, ребенок усваивает слова

"первой степени обобщения", т.е. начинает понимать обобщающее значение

наименований

однородных

предметов,

действий,

качеств

-

имен

нарицательных.

В 2 г. - 2 г. 3 мес. при нормальном речевом развитии отмечается формирование

флектийной системы языка ("Тэты нет куки" - " У Таты нет куклы", "Ми дём

гуять"- "Мы идем гулять").

При нормальном речевом развитии в возрасте 2 г. - 2 г. 2 мес. выделяется

период

физиологического

аграмматизма,

когда

ребенок

пользуется

предложением без соответствующего грамматического оформления. Например:

родительный падеж для обозначения направления употребляется без предлога

"иди папе". В предложном падеже со значением места предлог опускается:

"лежит коробке". Этот период в норме длится всего несколько месяцев, и в

дальнейшем без специального обучения ребенок самостоятельно начинает

усваивать нормативное употребление грамматических конструкций. Наличие

стойкого аграмматизма на протяжении последующего времени является

важным показателем для правильного определения общего недоразвития речи у

детей уже трехлетнего возраста.

В речи детей 2 г. 3 мес. - 3-х лет появляются служебные слова, а показателем

правильного развития детской речи является умение строить предложения из 3-

4-х и более слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических

формах. С момента появления у ребенка возможности правильно строить

простые предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам

происходит качественный скачок в развитии речи.

3. Дошкольный этап (от 3 до 7 лет)

Дошкольный период от 3-х до 7-ми лет является одним из главных в речевом

развитии ребенка. В это время отмечается значительный рост словарного

запаса. Так, по данным Е.А.Аркина, к 4-м годам словарь достигает до 2000

слов, а к 6-ти - 4000 слов; по данным А.Штерна, к 4-м годам словарь

насчитывает - 1600 слов, к 5-ти - 2200 слов. У детей растет опыт речевого

общения и на его основе формируется чувство языка, способность к

словотворчеству. Именно чувство языка подсказывает ребенку место ударения

в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложениях

(К.Д.Ушинский). Закрепляются навыки словообразования разными способами:

суффиксальным, префиксальным и т.д. Усвоение предметного, глагольного

словаря

и

словаря

признаков

проходит

параллельно

с

овладением

грамматическим строем языка. Уже в 3 года дети употребляют винительный

падеж с предлогом "под", родительный падеж с предлогом "через", "без", "для",

"после". От 3-х до 4-х лет усваивается родительный падеж с предлогом "до" для

обозначения предела "до леса", с предлогом "вместо".

Начиная

с

3-х

лет

у

детей

наблюдается

активное

формирование

произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд

звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их

постепенно различать в своей и чужой речи.

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических

недостатков

произношения.

Они

являются

результатом

возрастных

особенностей строения речевого аппарата и исчезают самостоятельно без

логопедической помощи. К 6-ти годам дети не только правильно произносят,

но и различают все фонемы родного языка.

Дети,

употребляя

новые

лексико-грамматические

категории,

постепенно

усваивают согласование прилагательных с существительными в косвенных

падежах, предложные конструкции ("Дети вышли на улицу с красными

красивыми шарами. В небе летит большой серебристый самолет. В зоопарке мы

видели косолапого медведя" и т.д.). К 5-ти годам они достаточно свободно

пользуются согласованием числительных с существительными ("На картинках

много лошадей, собак, медведей. Из-под шкафа вылезли три котенка").

Характерным для нормативного речевого развития является то, что в случае

неправильного употребления грамматической формы, достаточно небольшого

обучающего момента (дать правильный образец, вместе с ребенком повторить

сочетания и т.д.) и ребенок усваивает правильную грамматическую категорию.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

проходит

успешно

при

условии

правильной

организации

предметной

деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, спе-

циальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и

закрепление трудных грамматических форм.

Список используемой литературы.

1.

Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное

пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.

2.

Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Изд-

во Академии пед. наук РСФСР, 1961. – 471 с. – Текст : непосредственный.

3.

Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – Москва: Изд-во АПН

РСФСР, 1958. – 370 с. – Текст: непосредственный.

4.

Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей

теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – Москва: Сфера, 2000. – 368 с. –

ISBN 5-354-00451-9. – Текст: непосредственный.

5.

Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л.

Розенгард-Пупко. - М.: АПН РСФСР, 1963. - 96 с.

6.

Ушинский, К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения

языку / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч. – Москва : Наука, 2010. – Т.2. – С.

693. – ISBN 5-7155-0205-5. – Текст : непосредственный.

7.

Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /

Л. П. Федоренко. — М.: Просвещение, 1984. — 240с.



В раздел образования