Автор: Ускова Маргарита Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учереждение "Детский сад №102" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Раздел: среднее профессиональное
Развитие грамматического строя
речи у детей дошкольного возраста
Ускова Маргарита Юрьевна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 102» г. Новосибирск
Речь – одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему
становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и
связывает все высшие психические функции. Она играет огромную роль в
психическом
развитии
ребенка
и
формируется
на
основе
восприятия
окружающего предметного мира. Основой для усвоения грамматического строя
речи является познание отношений и связей окружающей действительности,
которые выражены в грамматических формах. Усвоение грамматических норм
языка способствует тому, что речь ребенка; начинает выполнять; наряду с
функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической
формой связной речи. |Овладение грамматически правильной речью оказывает
влияние
на
мышление
ребенка.
Происходит
понимание
логической
зависимости между наблюдаемыми явлениями, развивается умение обобщать,
анализировать. Недаром К. Д. Ушинский называл грамматику логикой языка.
Говоря о ее изучении, он писал: «... грамматика, преподаваемая логически,
начинает развивать самосознание человека, т. е. именно ту способность,
вследствие которой человек является человеком между животными».
В исследовании А.Н.Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" (1961)
подробно освещены этапы последовательного овладения ребенком различными
сторонами русского языка. Им были выделены
периоды в формировании
грамматического строя русского языка, в процессе его усвоения ребенком,
характеризующиеся специфическими особенностями:
1. Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые
употребляются
в
одном
неизменном
виде
во
всех
случаях,
где
они
используются;
2. Период освоения грамматической структуры предложения, связанный с
формированием грамматических категорий и их внешнего выражения;
3.
Период
усвоения
морфологической
системы
русского
языка,
характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения.
Исследования А.Н. Гвоздева легли в основу современной теории и методики
развития речи детей.
Другие исследователи (А.Н.Леонтьев, Г.Л.Розенгарт-Пупко, Н.И.Жинкин и др.)
выделяют следующие этапы становления речи детей.
1. Подготовительный этап (от 0до1 года)
Первые голосовые реакции ребенка - крик и плач - наблюдаются сразу после
его рождения. Уже эти рефлекторные проявления играют определенную роль в
развитии дыхательного, артикуляционного и голосового отделов речевого
аппарата.
В
2-3
месяца
отмечается
нечленораздельное,
аморфное
воспроизведение звуковых комплексов - гуление. Его роль трудно переоценить:
продолжается тренировка артикуляционного аппарата и развитие слухового
восприятия. Гуление появляется у всех детей, и у всех оно одинаковое. На этапе
раннего развития речи детей оно носит подражательный характер: ребенок
использует звукоподражания, мимику и жестикуляцию. Окружающим такая
речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации. Овладение речью
происходит
постепенно,
имеются
четкие
закономерности
в
овладении
отдельными
элементами
родного
языка.
При
этом
прослеживается
определенная логика - слова, более простые по структуре и фонетическому
оформлению, усваиваются быстрее и стабильнее.
После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. Лепет - уже начало собственной
речи ребенка. Это не простое воспроизведение слогов (ма, па, ба), а
соотнесение их с конкретными лицами, предметами и т.д. В это время ребенок,
слыша звуки, видит у окружающих взрослых артикуляционные движения губ.
Он пытается им подражать. Многократные повторения стереотипных движений
приводят к закреплению двигательных навыков и стойкому повторению
лепетных слов.
С 3-6-ти месяцев ребенок начинает поворачиваться на голос, с 7-ти месяцев
узнает голоса окружающих его родных и близких, в 8-9 месяцев реагирует на
свое имя. Он активно прислушивается к речи окружающих, эмоционально
реагирует на звучащую музыку. После 9-ти месяцев с удовольствием
выполняет элементарные словесные просьбы, типа: "Помаши ручкой - до
свидания", "Похлопай в ладошки", "Поиграй в сороку" и т.д. Наличие
"лепетного декламирования"
в
возрасте
9-10-ти месяцев
уже является
показателем нормальных предпосылок для будущего речевого развития
ребенка.
К 11-ти месяцам он воспринимает имена хорошо знакомых лиц, названия
предметов.
Важно, чтобы окружающие в это время ребенка близкие могли уделять ему
больше внимания: часто улыбались, рассматривали вместе с ним игрушки,
много разговаривали, воспроизводили легкие звукосочетания (ам-ам, мяу, пока-
пока, биби и т.д.).
Постепенно ребенок усваивает интонацию, ритм речи, ее мелодику (айя ~яй,
аё'-а'ё).
К году ребенок довольно четко произносит первые слова, типа: мама, папа,
баба, деда, дядя и т.д. и понимает до 30 лепетных слов. В это время большую
роль играют благоприятные социальные и речевые условия, в которых
воспитывается ребенок.
2. Преддошнольный этап (от 1 года до 3 лет)
Он характеризуется, прежде всего, расширением объема понимания речи и
активизацией
словарного
запаса.
Отмечается
появление
новых
слов,
обозначающих любимые игрушки (гадя -гусеница), продукты питания (агу -
огурец, яба - яблоко, бана -банан), животных (бака - собака, катя - кошка), птиц
(гага - гусь, коко - курица) и т.д. Произношение этих слов далеко еще от
нормативного, но именно их появление является показателем начала активного
развития речи ребенка. Выделяется период усвоения предложений из аморфных
слов-корней: 1 г. 3 мес.-1 г. 8 мес. - однословные предложения: "бах", затем
предложения из нескольких слов-корней: "ма, да" - "мама, дай", "да яба" - "дай
яблоко", "н'а, анан'а" - "на ананас". В этот период особенное значение
приобретает не правильность фонетического оформления слов, а именно
умение соединить лепетные слова в короткие предложения ("Папа - туту, мама
- туту, баба - туту. Во бика." - "Папа едет, мама едет, баба едет. Вот машина."
или "Да' а'ё" - "Дай телефон"). Общаясь с другими детьми и взрослыми, ребенок
охотно повторяет интонацию, отдельные знакомые сочетания. Если ему
периодически выразительно читать маленькие стишки, он может заканчивать
строчку одним словом. Например:
Мы топаем ногами - ТО' ТО- ТО' (топ, топ, топ).
Мы хлопает руками - ХО' ХО' ХО' (хлоп, хлоп, хлоп).
В самостоятельной речи ребенок начинает повторять первый, второй слог (гая -
горячий, вока - горка, ва - вода, эба - арбуз, хама -камень, лама - помидор, aпa -
лампа, тига - книга). Повторяя за взрослыми звуки и слова, ребенок сам
переносит новые сочетания на другие слова (бабу'ка, деду'ка, маму'ка). В 1 г. 5
мес. - 1 г. 6 мес. заметно возрастает любознательность детей. Они с
удовольствием рассматривают детские красочные книжки: обращаясь к
родителям, просят "тит'а" - читать, внимательно вслушиваясь в мелодико-
интонационную структуру речи. Начинают различать части, называя все 1-2-мя
слогами (гаки - глазки, ути - ушки, но - ножка) Появляются первые стечения
согласных (куква - кукла, ква-ква, мям -мням, пва-пва (гулять). Заметные
сдвиги в формировании фонематического слуха, по данным Н.Х.Швачкина,
наблюдаются в 1 г.7 мес,- 1 г. 8 мес.
Ребенок, имея в активном запасе только лепетные слова, тем не менее, уже
различает и показывает предметы, названия которых отличаются одним звуком
(мишка - миска; мышка - мишка).
В 1 г. 8 мес. -1 г. 9 мес., по данным А.Н.Гвоздева, дети имеют в активном
запасе до 80-100 слов.
Объективным показателем правильного хода развития речи служит появление к
2-м годам первых форм фраз (вот таи - вот шары, дай гибы - дай грибы).
В это время дети особенно активны в играх с куклами, игрушками-животными.
Они не просто играют с ними, а обязательно при этом оречевляют
выполняемые действия ("Tama, пи, бай-бай" -"Тата спит - бай-бай", Таза мня-
мня банан" - Тога ест банан") и быстро наращивают количественный словарь.
Объем словаря, его количественные и качественные показатели зависят от ряда
объективных
условий:
речевой
и
социальной
среды,
ряда
жизненных
показателей, индивидуальных психических и физических особенностей детей и
т.д.
К концу 2 года жизни, по данным Л.П.Федоренко, ребенок усваивает слова
"первой степени обобщения", т.е. начинает понимать обобщающее значение
наименований
однородных
предметов,
действий,
качеств
-
имен
нарицательных.
В 2 г. - 2 г. 3 мес. при нормальном речевом развитии отмечается формирование
флектийной системы языка ("Тэты нет куки" - " У Таты нет куклы", "Ми дём
гуять"- "Мы идем гулять").
При нормальном речевом развитии в возрасте 2 г. - 2 г. 2 мес. выделяется
период
физиологического
аграмматизма,
когда
ребенок
пользуется
предложением без соответствующего грамматического оформления. Например:
родительный падеж для обозначения направления употребляется без предлога
"иди папе". В предложном падеже со значением места предлог опускается:
"лежит коробке". Этот период в норме длится всего несколько месяцев, и в
дальнейшем без специального обучения ребенок самостоятельно начинает
усваивать нормативное употребление грамматических конструкций. Наличие
стойкого аграмматизма на протяжении последующего времени является
важным показателем для правильного определения общего недоразвития речи у
детей уже трехлетнего возраста.
В речи детей 2 г. 3 мес. - 3-х лет появляются служебные слова, а показателем
правильного развития детской речи является умение строить предложения из 3-
4-х и более слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических
формах. С момента появления у ребенка возможности правильно строить
простые предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам
происходит качественный скачок в развитии речи.
3. Дошкольный этап (от 3 до 7 лет)
Дошкольный период от 3-х до 7-ми лет является одним из главных в речевом
развитии ребенка. В это время отмечается значительный рост словарного
запаса. Так, по данным Е.А.Аркина, к 4-м годам словарь достигает до 2000
слов, а к 6-ти - 4000 слов; по данным А.Штерна, к 4-м годам словарь
насчитывает - 1600 слов, к 5-ти - 2200 слов. У детей растет опыт речевого
общения и на его основе формируется чувство языка, способность к
словотворчеству. Именно чувство языка подсказывает ребенку место ударения
в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложениях
(К.Д.Ушинский). Закрепляются навыки словообразования разными способами:
суффиксальным, префиксальным и т.д. Усвоение предметного, глагольного
словаря
и
словаря
признаков
проходит
параллельно
с
овладением
грамматическим строем языка. Уже в 3 года дети употребляют винительный
падеж с предлогом "под", родительный падеж с предлогом "через", "без", "для",
"после". От 3-х до 4-х лет усваивается родительный падеж с предлогом "до" для
обозначения предела "до леса", с предлогом "вместо".
Начиная
с
3-х
лет
у
детей
наблюдается
активное
формирование
произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд
звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их
постепенно различать в своей и чужой речи.
В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических
недостатков
произношения.
Они
являются
результатом
возрастных
особенностей строения речевого аппарата и исчезают самостоятельно без
логопедической помощи. К 6-ти годам дети не только правильно произносят,
но и различают все фонемы родного языка.
Дети,
употребляя
новые
лексико-грамматические
категории,
постепенно
усваивают согласование прилагательных с существительными в косвенных
падежах, предложные конструкции ("Дети вышли на улицу с красными
красивыми шарами. В небе летит большой серебристый самолет. В зоопарке мы
видели косолапого медведя" и т.д.). К 5-ти годам они достаточно свободно
пользуются согласованием числительных с существительными ("На картинках
много лошадей, собак, медведей. Из-под шкафа вылезли три котенка").
Характерным для нормативного речевого развития является то, что в случае
неправильного употребления грамматической формы, достаточно небольшого
обучающего момента (дать правильный образец, вместе с ребенком повторить
сочетания и т.д.) и ребенок усваивает правильную грамматическую категорию.
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
проходит
успешно
при
условии
правильной
организации
предметной
деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, спе-
циальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и
закрепление трудных грамматических форм.
Список используемой литературы.
1.
Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное
пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.
2.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Изд-
во Академии пед. наук РСФСР, 1961. – 471 с. – Текст : непосредственный.
3.
Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – Москва: Изд-во АПН
РСФСР, 1958. – 370 с. – Текст: непосредственный.
4.
Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей
теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – Москва: Сфера, 2000. – 368 с. –
ISBN 5-354-00451-9. – Текст: непосредственный.
5.
Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л.
Розенгард-Пупко. - М.: АПН РСФСР, 1963. - 96 с.
6.
Ушинский, К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения
языку / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч. – Москва : Наука, 2010. – Т.2. – С.
693. – ISBN 5-7155-0205-5. – Текст : непосредственный.
7.
Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /
Л. П. Федоренко. — М.: Просвещение, 1984. — 240с.