Автор: Топтун Галина Вячеславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ДДТ г. Георгиевск
Населённый пункт: г. Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: доклад
Тема: Инновационная среда УДОД как движущий фактор социокультурной деятельности
Раздел: дополнительное образование
Инновационная среда УДОД как движущий фактор
социокультурной деятельности
Педагог дополнительного образования
МУДО Дома детского творчества
Топтун Г.В.
Современное дополнительное образование детей находится в процессе
динамических
изменений,
вызываемых
радикальными
политическими
и
социально-экономическими реформами. Одной из тенденций в его развитии
является переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно
отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и
реализовывать миссию системы дополнительного образования в обществе.
Непрерывные и стремительные перемены, происходящие в различных
областях нашей жизни, быстрая смена ситуаций деятельности становятся
характерными для
современного общества.
Сегодня
все
чаще
говорят о
становлении
информационной
или
техногенной
цивилизации,
которая
предъявляет новые, более высокие образовательные требования к человеку.
При
этом
речь
идет
не
столько
об
усвоении
всевозрастающего
потока
информации
и
повышении
уровня
предметной
обученности,
сколько
о
формировании ценностных ориентаций гуманистического порядка, развитии
продуктивного мышления, творчества.
Эффективность деятельности МУДО Дома детского творчества связана
внедрением инновационных процессов, предусматривающих использование
новых форм и методов организации образовательного процесса.
Важным
аспектом
инновационной
деятельности
является
создание
единого воспитательного пространства в учреждении и социуме в условиях
взаимодействия
участников
образовательного
процесса.
Это
достигается
через организацию и проведение детских массовых мероприятий, которые
представляют
приоритетное
направление
деятельности
учреждения.
Они
несут
дополнительную
информацию,
расширяют
кругозор,
развивают,
сближают детей из разных детских объединений, вносят разнообразие в
привычную обстановку каждодневных занятий праздником чувств, эмоций,
радостных
переживаний.
Но
основная
их
задача
–
объединить
всех
участников
мероприятий
создать
благоприятную
психологическую
атмосферу, способствующую раскрытию творческого потенциала каждого
ребёнка, повысить уровень их культуры. В связи с этим, особую важность
приобрела
социальная
значимость
конкурсной
деятельности
детей
и
подростков, которая предполагает развитие инициативы, общественной и
творческой
активности.
Потребности
детей
в
самостоятельности,
самовыражении
и
самоутверждении
в
среде
сверстников
обусловили
проведение
нашим
учреждением
регионального
открытого
фестиваля
детского творчества «На земле
казачьей
соберемся кругом». Значимость
этого мероприятия трудно переоценить, так как оно позволяет не только
показать
результаты
творческой
деятельности
учащихся
всех
образовательных
учреждений
города,
но
и
выявить
новые
имена.
Свое
исполнительское
мастерство
юные
конкурсанты
демонстрируют
в
…номинациях. А
педагоги, обмениваясь
опытом, получают возможность
повысить свой профессиональный уровень.
Условия
единого
воспитательного
пространства
позволили
активизировать
культурно-досуговую
деятельность,
которая
является
важным компонентом социокультурного пространства и значимым звеном
воспитательной работы Дома детского творчества. Сегодня, как никогда
актуальна
проблема
овладения
детьми
и
подростками
способами
организации
свободного
времени,
умением
содержательно
и
интересно
проводить свой досуг. Все культурно-досуговые программы Дома детского
творчества нацелены на наполнение детского досуга социально-значимым
смыслом,
на
формирование
у
самих
детей
практических
навыков
содержательного
проведения
собственного
досуга
и
досуга
своих
сверстников.
Воспитательная
деятельность
в
учреждении
осуществляется
в
соответствии с содержанием программы «Открытое пространство».
Важным аспектом социокультурной деятельности являются проведение
педагогами объединений внеклассных мероприятий, воспитательных бесед с
учащимися по соблюдению здорового образа жизни, норм поведения, по
профилактике
асоциального
поведения
и
правонарушений,
соблюдению
правил дорожного движения, пожарной безопасности, акции «Мы выбираем
здоровье».
Мы
тесно
сотрудничаем
с
общеобразовательными
школами,
учреждениями
культуры,
Центром
досуга
и
развлечений
и
Центром
социального
обслуживания
населения.
Ежегодно
нами
проводятся
благотворительные акции для ветеранов войны и труда «Спешите делать
добро», дети готовят подарки и вручают их в праздничной обстановке.
Воспитательная работа проводится в условиях тесного взаимодействия
с семьей. Вошло в традицию проведение концертных программ для пап и
мам,
посвященных
празднованию
Дня
защитника
Отечества
и
Международного
женского
дня.
С
целью
демонстрации
результатов
творческой
деятельности
для
родителей
ежегодно
проводятся
Отчетный
концерт,
торжественные
линейки,
посвященные
началу
и
окончанию
учебного года.
Помимо
внутришкольных
мероприятий,
учащиеся
Детской
школы
искусств
принимают
активное
участие
в
концертах,
проводимых
на
городских площадках.Вокальная студия «Улыбка плюс» и вокальная студия
«Звонкие
голоса»
являются
постоянными
участниками
концертов,
посвященных
Дню
города,
Дню
пожилого
человека,
Дню
учителя,
концертных программах ко Дню Победы, Дню защиты детей, Дню России,
городского
выпускного
вечера.
Объединения
декоративно-прикладного и
художественного творчества «Ворожея», «Палитра дизайна», «Художник»,
«Радуга
творчества»,
«Мастерская
кукол»
регулярно
представляют
свои
работы на городских выставках.
Учащиеся
объединения
«Юный
пианист»
в
рамках
культурно-
просветительской
деятельности
выступают
с
концертами
классической
музыки
в
учреждениях
дошкольного
развития,
общеобразовательных
школах.
Воспитательная работа не прекращается и в каникулярное время. Для
детей, отдыхающих в летнем лагере «Волшебная страна» при МУДО ДДТ,
проводятся:
праздничная
программа,
посвящённая
Дню
защиты
детей
«Здравствуй, лето долгожданное!», интеллектуальная игра «Знаете ли вы?»,
конкурс «Мы выбирает здоровый образ жизни», игровая программа «Ура,
каникулы!!!», настольные игры, тематические дни.
Подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить, что условия
инновационной
среды
способствуют
активизации
социокультурной
деятельности и являются ее движущим фактором.